Обучение грамоте дошкольников в подготовительной группе

Автор: Царькова Татьяна Евгеньевна

Статья: «Обучение  грамоте дошкольников в подготовительной группе».

        Одним из важных направлений работы воспитателя ДОУ является подготовка старших дошкольников к обучению грамоте. Актуальность этой работы определяется введением обязательного дошкольного образования с пяти лет, требованиями преемственности и перспективности в работе двух звеньев: образования — дошкольного и начального и современными требованиями к речевому развитию детей, овладению ими родным языком как средством общения. Процесс обучения детей грамоте был предметом исследования ученых различных отраслей: психологии (Л. Выготский, Д. Эльконин, Т. Егоров и др.), лингвистов (А. Гвоздев, А. Реформатский, А. Салахов), классиков дошкольной педагогики (Е. Водовозова, С. Русова, Я. Тихеева и др.), современных педагогов и методистов (А. Богуш, Л. Журова, Н. Варенцова, Н. Вашуленко, Л. Невская, Н. Скрипченко, К. Стрюк и др.).

В литературе (А. Богуш, Н. Вашуленко,. Горецкий, Д. Эльконин, Л. Журова, Н. Скрипченко и др.) подготовка старших дошкольников к обучению грамоте определяется как процесс формирования у детей начальных элементарных умений читать и писать.

     Современные школы заинтересованы в том, чтобы ребенок, который приходит в первый класс, был хорошо подготовленным к обучению грамоте. Именно поэтому, данный процесс в ДОУ необходимо начинать еще на этапе дошкольного возраста ребёнка.

      Обучение грамоте – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов, но и смысл текста. Обучающийся грамоте человек учится переводить звуки речи в буквы, т. е. писать, и воссоздавать по буквам звуки.

Воспитатели знакомят детей со звуками русского языка, учат  слушать, понимать и отвечать на простые вопросы взрослого, развивают  умения и навыки говорения на основе произведений малых фольклорных форм (чистоговорки, потешки)  широко используют пальчиковые игры и жесты.

            В обучении дошкольников грамоте необходимо пройти         следующие этапы:

 1. Определять наиболее часто встречающийся звук в словах.

  2. Выделять фонематические признаки в словах.

  3.  Анализировать слова по звуковой составляющей из 3-5 звуков.

            4.Сопоставлять произносимое слово с его звуковой схемой.

    Учитывая это, система обучения грамоте включает два раздела:

 первый — формирование широкой ориентировки в звуках,

второй — обучение чтению. Такая последовательность построения системы диктуется не только логикой самого предмета, но и возрастными возможностями усвоения дошкольниками знаний по грамоте.

 3 этапа обучения грамоте:

1.     Подготовительный (буквенный и без буквенный)

2.     Основной

3.     Завершающий (после букварный)

 Чем же отличается процесс чтения у начинающего обучаться грамоте дошкольника?

    а) «Поле чтения» начинающего читать дошкольника  охватывает всего лишь одну букву, чтобы ее «узнать», нередко ребёнок  сравнивает ее с другими; прочтение буквы возбуждает в нем естественное желание произнести сразу же звук, но необходимо  произносить целый слог,— следовательно, ему приходится прочесть как минимум еще одну букву, предыдущую удерживая в памяти, он должен слить два звука  или три звука. И здесь для многих дошкольников   кроются немалые трудности.

Ведь для прочтения слова недостаточно воспроизвести звуки.  Процесс чтения протекает медленно, так как для прочтения слова нужно произвести столько актов восприятия и узнавания, сколько букв в слове, к тому же еще ребенку нужно слить звуки в слоги, а слоги — в слова.

    б) Глаза начинающего читать дошкольника  нередко теряют строчку, так как ему приходится возвращаться, перечитывать буквы, слоги, он  еще не приучен двигаться строго параллельно строчкам. Эта трудность постепенно исчезает, по мере того как объем внимания школьника расширяется, и он воспринимает сразу целый слог или целое слово.

     в) Дошкольник  не всегда легко понимает смысл прочитанного. Огромное внимание уделяется технической стороне чтения, каждому элементарному действию, и к тому моменту, как слово прочитано и произнесено, ребёнок  не успевает его осознать. Понимание смысла отрывается от чтения, «узнавание» слова происходит не одновременно с его прочтением, а после. Детский сад  уделяет огромное внимание сознательности чтения. Ее повышают картинки,

дидактические игры, вопросы и объяснения воспитателя, наглядные пособия; способствует осознанию чтение вслух:, слуховой раздражитель поддерживает зрительное восприятие слова и помогает понять его смысл. И все же слабая сознательность чтения — одна из главных трудностей обучения грамоте.

     г) Для дошкольника  характерно угадывание слова либо по первому слогу, либо по картинке, либо по контексту. Однако попытки угадывать слова, хотя и приводят к ошибкам в чтении, свидетельствуют о том, что ребёнок стремится читать сознательно. Ошибки, вызванные догадками, исправляются немедленным прочтением по слогам, звукобуквенным анализом и синтезом.

Наибольшей трудностью при обучении чтению считают трудность звукоусиления: дети произносят отдельные звуки, а слога получить не могут. Необходимо рассмотреть физиологическую основу этой трудности.

  Речевые органы человека  (язык, губы, нёбо, нижняя челюсть, легкие, голосовые связки) при произнесении каждого звука, отдельно взятого, находятся в положении выхода из неподвижности.

Ключ к успеху в обучении — это развитие у ребенка таких важнейших познавательных процессов, как восприятие, память, мышление и речь.

Такая организация учения, при которой дошкольник  включен в активную, в значительной степени — самостоятельную познавательную деятельность, разовьет быстроту и точность восприятия, устойчивость, длительность и широту внимания, объем и готовность памяти, гибкость, логичность и абстрактность мышления, сложность, богатство, разнообразие и правильность речи.

      Развитие дошкольника возможно только в деятельности. Так, быть внимательным по отношению к предмету — это значит быть деятельным по отношению к нему: «То, что мы называем организацией внимания ребенка,— это прежде всего организация конкретных процессов его учебной деятельности». Специальные исследования и опыт показывают, что дети, приходящие в 1 класс, особенно из детского сада, по своему психическому развитию готовы  и к анализу и синтезу как мыслительным действиям.

В период обучения грамоте огромное внимание уделяется развитию фонематического слуха, т. е. умения различать отдельные звуки в речевом потоке, выделять звуки из слов, из слогов. Дети  должны «узнавать» фонемы (основные звуки) не только в сильных, но и в слабых позициях, различать варианты звучания фонемы.

  Элементарным фонематическим слухом обладает ребенок к двум годам: он способен различить слова, сходные по звуковому составу, кроме одного звука (мама и Маша). Но в подготовительной группе требования к фонематическому слуху очень высоки: дошкольники тренируются в разложении слов на звуки, в выделении звука из сочетаний с различными другими звуками и т. д.

    Фонематический слух необходим не только для успешного обучения, но и для выработки орфографического навыка: в русском языке огромное количество орфограмм связано с необходимостью соотнести букву с фонемой в слабой позиции (русскую орфографию иногда называют фонематической).

   Развитие фонематического слуха требует также весьма развитого слухового аппарата. Поэтому в период обучения грамоте необходимо проводить различные слуховые упражнения (развитие слуховых восприятий).

     Основой обучения и чтению и письму является речь самих детей, уровень ее развития к моменту поступления в школу.

Письмо.  Этот процесс распадается для дошкольника  на множество самостоятельных действий. Он должен следить за собой, чтобы правильно держать ручку (карандаш), положить тетрадь. Учась писать букву, дошкольник должен вспомнить ее форму, элементы, разместить ее на строчке в тетради, учитывая разлиновку, вспомнить, как будет двигаться ручка по строке. Он должен помнить, как следует сидеть, не приближая глазок тетради. Ребенок еще не привык выполнять эти задачи, поэтому все названные действия требуют от него сознательных усилий. Это не только замедляет темп письма, но и утомляет ребенка умственно и физически. Когда ребенок пишет, у него напрягается все тело, особенно мускулы кисти и предплечья. Этим обусловлена необходимость проведения специальных физкультурных упражнений в ходе урока.

       Задачи подготовительного периода: ознакомление детей с букварем или азбукой, с тетрадью, разлиновкой, с другими пособиями и орудиями письма; развитие речи — работа над словом, предложением, рассказом; первые упражнения, тренирующие руку для письма; звуковой анализ, знакомство со звуками, развитие фонематического слуха.

Какая же работа проводится на занятиях по обучению  чтения и письма в подготовительный период ?

Речь, беседа, составление предложений, рассказы .

Ответы на вопросы воспитателя по картинкам; составление предложений. Ответы на вопрос «Что это?» по предметным картинкам. Составление предложений по серии картинок. Подсчет предложений. Подсчет слов в предложениях. Рассказывание: по восприятию, по памяти, по картинке, пересказ .

    Слово. Новые слова: Родина, Москва, столица, Кремль, президент и другие.

   Тематические группы слов: учебные предметы (принадлежности); игрушки; инструменты; цветы; грибы; рыбы; птицы; овощи; одежда; посуда; мебель и т. п. Выделение слова из предложения.

     Чтение. Чтение и прослушивание  художественных произведений, доступных пониманию детей. Беседа по прочитанному. Чтение стихов, заученных детьми  в режимных моментах, на утренниках, развлечениях . Инсценированные сказок в соответствии с возрастом ребёнка. Знакомство с «Букварем», другими детскими книжками.

Детское чтение (читают дети, которые уже умеют читать).

Фонетика и грамматика. Выделение предложений из речевого потока. Выделение слов. Деление слова на слоги, выделение ударного слога. Односложные, двусложные и трехсложные слова. Выделение звуков: первый звук в слове; из каких звуков состоит слог и т. п. Произнесение отдельно взятых звуков в слогах (ау, ум, шар, луна и т. п.).

      Письмо. Свободное рисование. Знакомство с тетрадью, с разлиновкой. Правила посадки. Держание ручки. Письмо элементов букв по прописям. Трафарет, штриховка.

      В подготовительной группе детского сада  дети включаются в относительно новую для них деятельность: организованный умственный труд, требующий устойчивого внимания, значительных волевых усилий, умения контролировать себя. Новый характер деятельности создает для детей значительные трудности, и для их ослабления очень важно так строить непосредственную образовательную деятельность, чтобы, во-первых,  менялись виды деятельности, во-вторых, работа протекала активно, умственный труд чередовался с физ. минутками, релаксацией. На  занятиях предусматриваются занимательные и игровые моменты: отгадывание загадок, рассказывание сказок, их инсценированные, творческое свободное рисование на сюжет сказки, рассказы детей , чтение стихов наизусть; вводятся элементы соревнования («Кто первый…?», «Чей рассказ лучше?», «Кто правильно назовет…?» и т. п.).

     В подготовительной  группе  дети приучаются слушать и точно выполнять задания, слушая ответы других , замечать их ошибки. Они учатся громко, отчетливо, связно (не односложно!) отвечать на вопросы  воспитателя. Особая роль отводится развитию интонационной стороны речи. Умение ребенка осознанно пользоваться звуковой стороной речи и правильно применять в зависимости от ситуации все характеристики речи развивается как в специальных упражнениях, так и при составлении любого высказывания

     Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет отдельную область – «Речевое развитие» — и выдвигает требования к работе воспитателя в этой направленности. Помимо разработки и проведения типовых и интегрированных речевых занятий, перед педагогом поставлена задача в организации предметно развивающей среды в группе. С целью развития и при необходимости корректировки речевых умений воспитанников в  группе создается речевой уголок. Речевой уголок предполагает проведение занятий индивидуальных и в подгруппах. Он также становится одним из центров самостоятельной деятельности детей, детям интересно изучать здесь наглядные материалы и играть. Цель создания уголка речевого развития – оптимальная организация развивающей среды для совершенствования речевых способностей воспитанников.

       Задачи речевого уголка в подготовительной группе : развитие фонематического слуха; закрепление навыков правильного звукопроизношения;  активизация словаря; развитие монологической речи; подготовка к обучению грамоте. Уголок наполнен различным оборудованием: книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, потешки, игры; альбомы иллюстраций по темам; портреты поэтов и писателей;  мнемотаблицы для составления рассказов; картотеки дидактических игр по следующим направлениям : для развития   фонематического слуха, правильного звукопроизношения, речевого дыхания, артикуляционного аппарата, словарного запаса, связной речи, развития графо моторных навыков; домик звуков; альбомы: синонимы, антонимы, родственные слова;  альбом для составления рассказов, тематические предметные картинки; дидактические игры способствующие развитию речи; прописи, в которых дети с удовольствием учатся писать.

Таким образом, обучение грамоте в подготовительной группе детского сада — одно из самых основных направлений в процессе подготовки детей к первому классу Выработка у детей соответствующих средств и навыков выделения, сопоставления единиц языковой действительности служит непременным условием грамотности.

 

 

 

Список использованной литературы:

1.                     Журова, Л. Е. Подготовка детей к моделированию звукового состава слова // Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте/Под ред. Л. А. Венгера. [Текст]: – М., 1980.

2.                     Эльконин, Д. Б. Как учить детей читать. [Текст]:/Д. Б. Эльконин– М.: Знание, 1976.– Вып. 4.

3.     Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» пол. Редакцией  Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Воспитатель 1 категории

Царькова Татьяна Евгеньевна

×
×