Охрана голосового аппарата, как актуальная проблема в вокальной педагогике

Автор: Невский Александр Валентинович

Охрана голосового аппарата, как актуальная проблема в вокальной педагогике

А.В. Невский

Новгородский областной колледж искусств им. С.В. Рахманинова

Email: alessandronevsky@yandex.ru

 

Проблема охраны голоса актуальна для современной вокальной педагогики. Голос это уникальный дар, который зависит от многих факторов деятельности человека. Именно он является главным средством коммуникации. Возможности голосового аппарата очень велики. В современном обществе значительно расширился круг лиц, нуждающихся в речевой компетентности. Кроме органов, участвующих в голосообразовании, важную роль в координации звука играет нервная система, так как органы являются лишь техническими исполнителями приказов нервной системы.

При изучении основ вокального искусства важно знать анатомию человека, строение голосового аппарата, акустические свойства голоса, знать и соблюдать гигиену голоса и режим певца. Для педагога голос является главным инструментом деятельности, поэтому необходимо обладать выносливым и здоровым голосом, мелодичным и благозвучным. Из-за повышенной нагрузки, неправильного использования голосовых возможностей, перенапряжения мышц способствующих образованию звука и речи, могут возникнуть профессиональные заболевания, впоследствии влияющие на эффективность воспитательно-образовательного процесса.

Людям голосо-речевых профессий следует бережно относится к своему рабочему инструменту: не подвергаться переохлаждению и чрезмерному утомлению, при необходимости соблюдать голосовой покой и режим питания. Большую роль в сохранении голосового здоровья играет психологический климат. Многие начинающие вокалисты не воспринимают всерьез ответственность за сохранение здорового голоса и аппарата в целом, поэтому преподаватель должен донести важность данной темы, так как он несет ответственность за здоровье учеников, только начинающих познавать азы вокальной работы.

Рабочие программы в области вокального искусства не включают в себя предметы, связанные с проблемами восстановления голоса. Вся ответственность тематики ложится на преподавателя по специальности, чего может быть не достаточно в условиях ограниченного времени на самом занятии. На первых индивидуальных часах происходит вводный инструктаж, включающий в себя основные части режима певца. По мере необходимости база теоретических знаний увеличивается. Помимо анатомического строения голосового аппарата, правил гигиены и режима, выделяются три главные характеристики голоса: высота, сила и тембр, именно они определяют качество звука и влияют на восприятие голоса окружающими людьми.

Высота голоса зависит от многих факторов. В первую очередь, это толщина и длина голосовых складок: чем они тоньше и короче, тем голос выше, а толстые и длинные будут иметь низкое звучание. Как известно, разделение голосов делится на три группы: детские, женские и мужские, которые в свою очередь тоже делятся на подгруппы: низкие, средние и высокие. Определение типа голоса очень важно для работы со студентами, правильно подобранная программа имеет большое значение для развития вокалиста в нужном направлении без вреда здоровью.

В работе учитывается диапазон звучания и сила голоса, которая также индивидуальна, в одном случае голос сильный и выносливый, способный справляться с большой нагрузкой, в другом, тихий и слабый, что при неправильном распределении возможностей, может привести к возникновению различных функциональных, а порой и органических заболеваний. Выбор той или иной степени громкости зависит от коммуникативной ситуации или поставленной задачи в музыкальном произведении, для соблюдения динамических оттенков написанных автором.

Одной из главных характеристик является тембр. Тембр голоса (фр. timbre) – это качество, окраска звука. Определяется через относительную силу обертонов (дополнительных тонов). Сила, количество обертонов, определенное их сочетание придают голосу индивидуальный тембр.

Требуется указать, что тембр голоса зависит от движений мышц глотки, мягкого неба, щек, губ, языка, надгортанника, гортани, деятельности всех дыхательных мышц [42].

Тембр голоса является психоакустической характеристикой голоса, которая обуславливается совокупностью следующих факторов:

·                        степень выраженности негармонических обертонов, шумовых компонентов;

·                        формантнаяструктураспектра;

·                        модуляционные процессы, атака, затухание голосового сигнала [21].

Индивидуальность тембру придает множество факторов. Резонаторная система, в которую входят: лобные пазухи, гайморовы пазухи, ротовая полость, гортань, трахея, бронхиальное дерево. Основным способом проверки резонаторов являются вибрационные ощущения. Головное резонирование способствует возникновению высокой певческой форманты, что придает голосу легкость и полётность. Низкая певческая форманта рождается в области гортани и делает звук мягким, объемным и бархатным. Тембральная окраска складывается из основного тона и обертонов, которые, в основном, сосредоточены в низкочастотной форманте. Тембр изменяется в зависимости от характера смыкания голосовых складок: чем плотнее они смыкаются, тем насыщенней будет звучание. Значительное изменение тембра происходит с присутствием в голосе шумовых звуков, таких как охриплость, сип, возникновение которых зависит от многих факторов: неправильная работа дыхания и голосообразования, нарушение голосовой функции, простудные заболевания, нарушения нервной и эндокринной систем.

Голос является главным средством эффективной коммуникации. В случае его нарушения эффективность восприятия будет затруднена. Большое значение в процессе общения будет иметь интонация, которая во многом определяет эмоциональную и смысловую стороны высказывания. Причиной профессиональных нарушений голоса у лиц голосо-речевых профессий, в большинстве случаев, становится неправильное использование и управление голосом, а также отсутствие профессиональной постановки голоса на начальном этапе подготовки специалиста данного профиля. Контроль голосовой функции и правильное распределение нагрузки со строгим соблюдением режима является главной задачей начинающего профессионала голоса.

Звучание голоса напрямую зависит от здоровья, физического тонуса и хорошего настроения. Продуктивность занятия во многом зависит от настроя ученика. Эмоциональный настрой играет большую роль в активности нервной системы и состоянии певца в целом. Начинающие вокалисты, не владеющие основными техническими навыками, не способны грамотно распределять нагрузку и индивидуальные возможности организма, что может привести к отклонениям от верно направленного развития вокального аппарата. Человеку, решившему связать свою жизнь с данным видом деятельности, необходимо понимать всю сложность процесса и ответственность за здоровье своего рабочего инструмента. Но не самый простой путь освоения профессии приносит истинное удовольствие от интересной творческой работы.

В современном мире появляется все больше факторов, влияющих на формирование здорового развития организма, поэтому на начальном этапе следует строго следить за соблюдением всех правил становления правильной голосовой работы. Профессиональный и жизненный режим включает в себя строгий распорядок труда и отдыха, режим питания и определенные гигиенические правила. На начальном этапе работы ученики не до конца понимают важность соблюдения всех аспектов формирования вокальной личности. Из-за несоблюдения певческого режима могут возникнуть проблемы, приводящие к торможению развития вокальных навыков, а в худшем случае, деградации голоса и ухудшению уже полученных знаний в данной области.

Самой главной проблемой, стоящей на пути педагогического процесса, является несерьезное отношение начинающего вокалиста к соблюдению правил и норм гигиены голоса и режима певца. Несоблюдение режима может привести к проблемам, связанным с неправильной работой голосовой функции и возникновению функциональных и органических заболеваний голосового аппарата.

Задача педагога не только дать технические и теоретические знания, но и привить любовь к искусству пения, объяснить важность соблюдения режима, без которого добиться успехов в этой профессии будет достаточно сложно. При вокальных занятиях не стоит забывать об индивидуальности ученика и постепенности его развития, чтобы пресечь любые отклонения от норм формирования здорового голосового аппарата.

Очень важно на начальном этапе занятий с учеником изучить его голос, выявить особенности и распознать недостатки, чтобы выработать индивидуальный план последующих действий.

На первой встрече нужно детально ознакомиться с певческими данными учащегося (примерный рабочий диапазон, предположительный тембр, тесситура).

Положение корпуса оказывает большое влияние на качество пения и правильное звукоизвлечение, важно следить за осанкой и расслаблением предплечья, все упражнения необходимо выполнять перед зеркалом, чтобы ученик мог наглядно следить за своим телом.

На первых занятиях следует диагностировать дефекты голоса и речи. Если таковые имеются, то стоит в первую очередь заняться их устранением специальными упражнениями для укрепления мышечной работы. Комплекс упражнений может включать в себя артикуляционную гимнастику и гимнастику дыхательную, также, физические упражнения для поднятия общего тонуса.

Становление певческих навыков – это процесс кропотливый,  требующий времени, энергии, сил и желания ученика добиться определенных высот в профессии. В процессе подготовки вокалиста очень важна его самостоятельная работа по закреплению полученных технических и теоретических знаний. Педагог дает своеобразный толчок к развитию, но не может кардинально изменить и улучшить возможности учащегося. Процесс работы требует от педагога и ученика совместной слаженной работы для получения наилучшего результата.

Весь период обучения строится по принципу усвоения программы от простого к сложному. Очень важно, чтобы нагрузка давалась постепенно, а усложнение репертуара происходило только после закрепления предыдущих форм. В первую очередь следует обратить внимание на тип дыхания и скоординировать правильный певческий вдох и выдох. Правильное управление дыханием, это залог успешной работы над фонацией. Для поиска правильной дыхательной работы используются дыхательные упражнения с элементами упражнений физических, все это способствует расслаблению мышц участвующих в голосообразовании.

  Нарушением голоса называется расстройство или отсутствие фонации из-за патологических изменений существующего голосового аппарата [7].

  Требуется отметить, что нарушения голоса встречаются не только у взрослых, но и у детей. Повышение распространенности случаев патологии гортани обуславливается разными факторами, а именно:

·                        Наличие плохой экологической обстановки;

·                        Наличие больших голосовых нагрузок;

·                        Нарушение требований, предъявляемых к гигиене голоса;

Типы нарушения:

·                        нарушения тембра голоса, резонанса;

·                        изменение громкости, высоты тона;

·                        отклонение темпа речи от нормы в виде нарушения ритма, артикуляции.

Факторы, определяющие тембр голоса:

изменения в результате нарушения строения 1 или более частей существующего голосового механизма;

физиологическое состояние поверхностей, мышц гортани, глотки, полостей рта, носа должно соответствовать установленной норме, подлежат покрытию требуемым объемом слизи (гортань, глотка, голосовые складки);

нарушение тембра голоса сопровождается состоянием мышц (напряжение или расслабление); поверхность тканей слишком сильно покрыта слизью или обезвожена; воспаление или отек голосового аппарата;

острые, хронические эмоциональные перегрузки.

Нарушение резонанса, зачастую происходит из-за гиперназальности (чрезмерное использование носовой полости в качестве резонатора), гипоназальностью (недостаточное использование носовой полости в виде резонатора).

Требуется отметить, что гиперназальность (т.е. гнусавость) может являться диалектической особенностью определенных регионов. Гипоназальность, гиперназальность в их сочетании влекут возникновение тупикового резонанса, где происходит концентрация звука в носовой полости в результате полного или частичного закрытия передних отделов ноздрей.

Нарушение громкости (модуляция от громкого к очень тихому) зависит от работы органов слуха.

Нарушение высоты тона характеризуется слишком высокой или слишком низкой речевой частотой основного тона; частотный очень узкий диапазон; чрезмерные провалы в диапазоне высоты тона; слишком высокий или наоборот в речевой фонации тон.

Многие дефекты в голосообразовании являются следствием неправильного пения и нерационального режима голоса в детском возрасте, в частности у мальчиков во время мутации голоса, а также в до- и послемутационном периоде.

Детский голосовой аппарат чрезвычайно хрупок и неустойчив к вредным воздействиям. Поэтому ему необходим щадящий голосовой режим, включающий в себя ряд требований:

1.                     своевременно проводить санацию патологических очагов;

2.                     петь только в соответствующей данному возрасту тесситуре;

3.                     в пении не допускать использования крайних нот присущего данному возрасту диапазона;

4.                     петь на коротких певческих фразах;

5.                     использовать нефорсированное пение на mezzo voce (громкость использовать как исключение);

6.                     применять умеренные вокальные упражнения с целью выработки определенных технических навыков.

Обучать детей пению необходимо с учетом особенностей развития голоса у детей.

Мутацией называется физиологический процесс, сопровождающийся изменением физиологических функций гортани, организма во время полового созревания детей.

В мутационный период отмечаются различные нарушения певческого и речевого голоса. При остром течении мутации изменения в голосе – срывы, появление то низких звуков, то фальцета – наступают быстро и заметно для всех. Мутация наступает от 12 до 15 лет, иногда позже (у мальчиков примерно с 14-15 лет) и протекает более бурно; у девочек проходит с малозаметными, как правило, нарушениями, без особых скачков, изменений в диапазоне, болезненных явлений в гортани.

У мальчиков в этот период происходят выраженные анатомические изменения гортанного скелета, хрящи гортани увеличиваются в размерах. Длительность мутационного периода – от нескольких недель до нескольких лет. После мутации происходит дальнейший рост гортани без очевидных изменений голоса.

Во время мутации требуется соблюдение особого режима функционирования голосового аппарата по причине нарушения координации функции внутренних, наружных мышц, отсутствия согласованности дыхания и фонации.

Периоды изменения голосовой функции по физиологии:

·                        предмутационный – незначительное понижение голоса, сужение диапазона без верхних нот, понижение интонации, наличие фальцетного звучания;

·                        мутационный проявляется в качестве мутационного ларингита, сопровождается существенным нарушением певческого, речевого голоса, проявляется в виде выраженной хрипоты. Происходит стремительное утомление голоса, появляются неожиданные срывы голоса, «киксы»;

·                        постмутационный – утомляемость, нарушения вибрационной функции, воспаление голосовых складок. Сопровождается изменением диапазона, силы и тембра голоса. Манеры и приемы звукообразования находятся в тесной связи с происходящими изменениями в организме у мальчиков и девочек.

В последний период мутации повышается функция наблюдения за певческим аппаратом у подростков и развитием его со стороны педагога, фониатора и фонопеда. Необходим регулярный контроль за состоянием голосового аппарата и выполнением режима, гигиены голоса. При вокальных занятиях (а они в этот период необходимы) обязательным условием будет тщательный подбор репертуара с учетом диапазона и силы голоса; сокращенное время занятий.

Большинство нарушений голоса являются следствием заболеваний, приводящим к различным изменениям голосового аппарата. Совокупностью мер, связанных с сохранением высокого уровня работоспособности голосового аппарата называют гигиеной голоса, соблюдение простых правил сохранит голос здоровым и выносливым.

В вокальной работе строго запрещено форсированное звучание и крик, одним из главных правил является исключение перенапряженной работы гортани и мышц участвующих в голосообразовании. Перед началом работы со звуком необходим разогрев голосового аппарата, который делится на две фазы, физическая подготовка тела и непосредственно разогрев голосовых складок, такой настрой будет включать в себя и психологическую подготовку к вокализации. Качественная подготовка будет сохраняться несколько часов. Если перед выступлением нет возможности подготовиться, то лучше это сделать заранее или использовать физические упражнения для поднятия общего тонуса организма.

Вредным фактором будет являться работа в состоянии болезни. В эти дни лучше заняться лечением и соблюдать голосовой покой: присутствие на репетициях так же негативно скажется на аппарате.

Вокалистам необходимо нормировать голосовую нагрузку. Для начинающих певцов достаточно 20-30 минут занятий в день, постепенно увеличивая время. Нельзя злоупотреблять крайними регистрами, настройка работы аппарата должна проходить в примарной зоне, постепенно увеличивая рабочий диапазон голоса и усложняя программу исполнения. Повседневная творческая напряженная работа требует от певца полного сосредоточения и максимальной отдачи.

При интенсивной работе голосовой аппарат приобретает крайнюю чувствительность на влияющие со стороны факторы, такие как пыль, табак, дым. Воздействие этих факторов пагубно влияет на организм: возможны раздражения слизистой гортани, заболевания верхних дыхательных путей и хронические заболевания.

Полноценная вокальная деятельность возможна лишь тогда, когда организм не утомлен и в полном рабочем тонусе, чтобы реализовать все творческие задачи. Для того, чтобы певческая деятельность выполнялась на высоком профессиональном уровне, следует соблюдать все рекомендации и правила гигиены голоса и режима певца.

Певец – это здоровый человек с устойчивой психикой, здоровыми внутренними органами, хорошим тонусом мышц и крепкой нервной системой. Режим певца должен быть построен так, чтобы организм не подвергался сильным нагрузкам, психологическим травмам и перенапряжению, чтобы в процессе творческой и повседневной деятельности была возможность полного восстановления и отдыха от рабочего времени.

Нервная система оказывает большое влияние на состояние голосового аппарата, при неустойчивой психике, при ее реактивности или утомляемости, возникают нарушения нервной деятельности, сказывающиеся на голосе.

Общегигиенический режим включает в себя строгий распорядок дня, питания, труда и физической нагрузки. Должно происходить чередование утомления и отдыха, чтобы соблюдать баланс здорового организма. За временя дневной активности, происходит потеря энергии, снижается физическая активность, наступает сон. За время сна организм получает полный отдых, человек снова набирает силы для дальнейшей дневной работы. Сон, достаточный для восстановления организма после трудовой деятельности, должен длиться 7-8 часов, в зависимости от индивидуальных качеств человека и его режима. Чтобы сон был крепким, нужно следовать простому правилу: стараться ложиться спать и просыпаться в одно и то же время, за 1-2 часа до сна стоит оставить интенсивную нагрузку и заняться деятельностью, успокаивающей нервную систему, например, чтением книг или спокойной беседой. Идеальным вариантом будет часовая прогулка перед сном.

Получается, что развитие речи должно происходить в благоприятных, специальных условиях, нарушение которых влечет возможные нарушения функции образования голоса.

Наличие знаний по гигиене голоса, проведение регулярных занятий по голосоведению, расширению звучания, диапазону, увеличению выносливости голоса, бережное отношение к голосовому аппарату предоставляет возможность для сохранения, развития природных свойств голоса, здоровья голосового аппарата. Указанные профилактические меры поспособствуют исключению нарушений голосовой функции.

 

×
×