Окружающий мир. Урок-исследование.

Автор: Сайфуллина Рауза Ямалетдиновна

Сайфуллина Рауза Ямалетдиновна

Учитель высшей категории

Отличник образования РБ

МАОУ « Школа №31 имени Героя Советского                  

Рихарда Зорге с углубленным изучением             

отдельных предметов»  городского округа г.Уфа РБ

Уфа, Зорге 50, тел. 8(3472)873100

тел. 8-965 6616205

 

Окружающий мир.

Урок-исследование.

 

Тема: Проявление свойств воды в природе.

Цель: обобщение знаний о свойствах воды в природе, развитие наблюдательности, познавательной активности, воспитание бережного отношения к ценнейшему дару природы — воде.

Оборудование: Глобус, приборы для лабораторных опытов, иллюстрации различных водоемов, воды в разных видах, рисунки, схемы, фотографии с видами пещеры Шульган-Таш, открытки и т.д.

Ход урока:

1. Организационный момент.

— Ребята, о чем вы думали сегодня утром, идя в школу?

— Какое у вас было настроение?

— Что вы заметили по дороге в школу? Расскажите о своих наблюдениях.

— Сравнивали ли вы это со вчерашним днем? 

— К какому выводу пришли? 

— Молодцы, вы начали работать уже с самого утра. Ведь наблюдательным ребятам природа открывает многие свои тайны. Сегодня на уроке мы тоже будем думать, сравнивать, наблюдать и делать выводы.

 

2. Запасы воды на Земле. Ответы на вопросы учителя.

— Много ли воды на нашей планете?

(в 2 раза больше, чем суши) (Глобус)

— Что бы сказали инопланетяне, глядя на нашу Землю с космоса? 

(планета воды, все океаны вместе можно назвать Мировым океаном)

— Будем говорить о воде. 

 

3. Состояние воды.

— В каких состояниях может находиться вода?

(в жидком, газообразном, твердом)

а) Где мы наблюдаем воду в жидком состоянии? 

(Океаны, моря, озера, реки – все водоемы)

б) Вода в газообразном состоянии?

(пар — невидимый)

в) Вода в твердом состоянии? 

(снег, лед. Скопление воды в твердом состоянии – в Антарктиде).

Пояснение учителя: толщина льда 2800 м, ледники, айсберги высотой 200м, до 100-150 км длиной, некоторым айсбергам по 100 лет, большая часть их находится в воде) (иллюстрации)

Когда мы говорим о воде, то представляем её себе как жидкость.

4. Свойства воды. Лабораторный опыт.

Три состояния воды открыли ученые естествоиспытатели. Они наблюдали, сравнивали и делали какие-то выводы. Также они открыли свойства воды. Сейчас мы просто пользуемся их достижениями и идем по их следам.

— Какие свойства воды вы узнали? (называют) Попробуем и мы быть в роли исследователей.

— Как при помощи простых лабораторных приборов можно доказать эти свойства?

— Как эти свойства проявляются в природе?

1) Прозрачность. (Стакан с водой, стакан с молоком, карандаш. Опустить карандаш в стакан с водой, с молоком. Вывод: вода прозрачна). В природе наблюдаем – через воду видим дно, рыб, аквариум и т.д. Для жизни обитателей водоема прозрачность важна.

 

2) Текучесть, нет формы. (Стакан с водой разлить на стекло. Вывод: вода текуча, не имеет формы). В природе все реки текут под уклон, вода растекается на ровном месте, горные реки текут быстро.

 

3) Бесцветность. (Стаканы с водой, краски. Окрашивается вода в разные цвета). 

— Почему вода в море синяя? 

— Почему есть Желтое море, Красное? 

— От чего зависит цвет воды? (ответы детей).

 

4) Испарение. (В пробирке нагреваем воду, образуется пар. Он оседает на холодном стекле. Вывод: вода испаряется, образуя пар, затем снова превращается в воду — конденсация). Переход из одного состояния в другое. Примеры: сохнет белье, под действием тепла испаряется влага с вымытого пола и т.д.

— Чему равна температура кипения воды, замерзании воды?

 

5) Без вкуса, запаха. (Стаканы с водой, соль, сахар. Вывод: вода приобретает соленый или сладкий вкус, когда добавляем примеси). Примеры: чай, компоты, супы, лекарственные отвары и т.д.

 

6) Вода-растворитель. (Стаканы с водой, соль сахар, песок краска. Вывод: растворяется все, кроме речного песка). В природе почти нет чистой воды, в ней растворяется почти все. Нужно воду очищать, очищенная вода – дистиллированная, в дождевой воде – меньше всего примесей. 

— В какой воде больше всего примесей? 

(в морской).

— Как очистить воду от примесей?

(фильтрование, выпаривание).

— Молодцы ребята, вас по праву можно назвать настоящими исследователями.

 

5. Вода в разных видах. Работа с иллюстрациями.

— Ученые представляют вам такие явления и утверждают, что это вода в разных ее видах. Согласны ли вы с этим? Обоснуйте свои ответы.

1)    туман    облако     тучи

Туман – водяные пары охлажденные холодным воздухом на поверхности земли, реки, пар становится видимым.

Облако – водяные пары поднимаются в небо и встречаются с холодным воздухом, охлаждаются и становятся, как туман, видимыми. Какие бывают облака?

Тучи – скопление облаков.

2)     дождь      снег       град

Дождь – облака движутся ветром, сливаются, образуя тучи, от холодного воздуха образуются льдинки, тяжелея, падают на землю и тают (капли).

Снег – водяные пары превращаются в маленькие кристаллики, обрастают и становятся узорными.

Град – не успевшие растаять льдинки. (бывают с куриное яйцо) (Ветер поднимает и опускает льдинки вверх и вниз – тают и снова замерзают).

3)     роса        иней       изморозь

— Когда бывает роса? 

(по утрам) 

— Почему? 

(Вода испаряется, встречается с холодным воздухом и, охлаждаясь, превращается в капли росы).

Иней – зимой, утром, водяные пары при холодной температуре оседают на ветки и т.д.

Изморозь – в сильный мороз, водяные пар кристаллизуются еще больше.

 

На окне изморозь образует причудливые узоры, потеют окна, при холоде замерзают.

— Какие свойства воды проявились?

(Испарение, переход из состояния в состояние).

 

6. Круговорот воды в природе.

Вода постоянно движется. Она всегда в движении, благодаря своим свойствам.

— Как ученые назвали движение воды в природе? 

(круговорот).

— Пройдем по следам естествоиспытателей и расскажем о круговороте. (работа с картиной «Круговорот воды в природе»).

— Какие свойства проявились? 

(конденсация).

— Вода испаряется не только с водоемов, но и с почвы, растений, животных, людей. (иллюстрации с видами растений, человека, животных).

— Значит, вода содержится везде? 

— Как доказать, что под землей течет вода? 

(колодцы, ключи, родники).

Вода находится в составе растений, животных, почве. И свои волшебные свойства вода проявляет постоянно. (испарение, переход из состояния в состояние, текучесть).

 

7. Соленые и пресные водоемы.

Почему одни водоемы соленые, а другие нет? 

(Зависит от растворенных веществ в воде).

Пояснение учителя: в морях вода горько-соленая (3-4 кг соли на 100 л).

Самое соленое море – Мертвое.

Не самый соленый океан – Северный Ледовитый. Почему? 

(Ледники и впадающие пресные реки).

— Как добыть соль из воды?

(Выпаривание).

Сделаем вывод: цвет воды, вкус, запах, прозрачность зависит от растворимых в ней веществ.

Вернемся назад. Ведь хорошо вернуться назад и посмотреть на все с новой точки зрения. Перед вами иллюстрации. Ученые дают факты для размышления. Все это зависит от важного свойства воды.

а)  овраг     горное ущелье     гейзер     пещера

В образовании этих явлений главную роль играет вода, проявляя свое свойство – растворимость.

— Юные исследователи, сможете ли объяснить все эти явления?

(В помощь вам такая справка: каменная соль, доломит, известняк, гипс, мрамор – растворяются в воде). (Ответы детей).

б) Образование пещер. Сталактиты, сталагмиты. (работа с иллюстрациями).

в) Пещеры в Башкирии. (работа с иллюстрациями, открытками с видами пещеры Шульган-Таш).

 

8. Растворимость для человека, растений.

Свойство растворимости очень важно для растений и человека. Оказывается, человеку для пищи нужны минеральные соли кальция, калия, йода, магния, сульфата, железа и т.д.. Усваивать соли человек может только в растворенном виде. (лекарства, минеральные воды, горячие и холодные растворы природы).  Растения из почвы всасывают минеральные соли с водой, воду испаряют. Рыбы дышат в воде, питание человека – прием растворенных в воде веществ. 

 

9. Обобщение. Вода в неживой природе и в жизни организмов.

Вода со всеми ее свойствами очень нужна, без нее не было бы жизни. Вернемся назад и вспомним. Много или мало воды на Земле. 

(И много и мало).

Ученые дают справку, а  мы посмотрим и призадумаемся.

 

На одного человека в мире приходится 250 миллионов тонн воды – это много. Но в то же время посмотрите на схему, которую дают ученые.

 

— Ребята, мы интересно поработали на уроке, узнали много нового. И хочется сделать важный вывод: воды, пригодной для питья, на Земле немного. Есть места на планете, где население страдает без воды. Берегите же воду, цените её! Вода ценнейший дар природы, источник жизни всех живых организмов. 

 

×
×