Автор: Сайфуллина Рауза Ямалетдиновна
Сайфуллина Рауза Ямалетдиновна
Учитель высшей категории
Отличник образования РБ
МАОУ « Школа №31 имени Героя Советского
Рихарда Зорге с углубленным изучением
отдельных предметов» городского округа г.Уфа РБ
Уфа, Зорге 50, тел. 8(3472)873100
тел. 8-965 6616205
Окружающий мир.
Урок-исследование.
Тема: Проявление свойств воды в природе.
Цель: обобщение знаний о свойствах воды в природе, развитие наблюдательности, познавательной активности, воспитание бережного отношения к ценнейшему дару природы — воде.
Оборудование: Глобус, приборы для лабораторных опытов, иллюстрации различных водоемов, воды в разных видах, рисунки, схемы, фотографии с видами пещеры Шульган-Таш, открытки и т.д.
Ход урока:
1. Организационный момент.
— Ребята, о чем вы думали сегодня утром, идя в школу?
— Какое у вас было настроение?
— Что вы заметили по дороге в школу? Расскажите о своих наблюдениях.
— Сравнивали ли вы это со вчерашним днем?
— К какому выводу пришли?
— Молодцы, вы начали работать уже с самого утра. Ведь наблюдательным ребятам природа открывает многие свои тайны. Сегодня на уроке мы тоже будем думать, сравнивать, наблюдать и делать выводы.
2. Запасы воды на Земле. Ответы на вопросы учителя.
— Много ли воды на нашей планете?
(в 2 раза больше, чем суши) (Глобус)
— Что бы сказали инопланетяне, глядя на нашу Землю с космоса?
(планета воды, все океаны вместе можно назвать Мировым океаном)
— Будем говорить о воде.
3. Состояние воды.
— В каких состояниях может находиться вода?
(в жидком, газообразном, твердом)
а) Где мы наблюдаем воду в жидком состоянии?
(Океаны, моря, озера, реки – все водоемы)
б) Вода в газообразном состоянии?
(пар — невидимый)
в) Вода в твердом состоянии?
(снег, лед. Скопление воды в твердом состоянии – в Антарктиде).
Пояснение учителя: толщина льда 2800 м, ледники, айсберги высотой 200м, до 100-150 км длиной, некоторым айсбергам по 100 лет, большая часть их находится в воде) (иллюстрации)
Когда мы говорим о воде, то представляем её себе как жидкость.
4. Свойства воды. Лабораторный опыт.
Три состояния воды открыли ученые естествоиспытатели. Они наблюдали, сравнивали и делали какие-то выводы. Также они открыли свойства воды. Сейчас мы просто пользуемся их достижениями и идем по их следам.
— Какие свойства воды вы узнали? (называют) Попробуем и мы быть в роли исследователей.
— Как при помощи простых лабораторных приборов можно доказать эти свойства?
— Как эти свойства проявляются в природе?
1) Прозрачность. (Стакан с водой, стакан с молоком, карандаш. Опустить карандаш в стакан с водой, с молоком. Вывод: вода прозрачна). В природе наблюдаем – через воду видим дно, рыб, аквариум и т.д. Для жизни обитателей водоема прозрачность важна.
2) Текучесть, нет формы. (Стакан с водой разлить на стекло. Вывод: вода текуча, не имеет формы). В природе все реки текут под уклон, вода растекается на ровном месте, горные реки текут быстро.
3) Бесцветность. (Стаканы с водой, краски. Окрашивается вода в разные цвета).
— Почему вода в море синяя?
— Почему есть Желтое море, Красное?
— От чего зависит цвет воды? (ответы детей).
4) Испарение. (В пробирке нагреваем воду, образуется пар. Он оседает на холодном стекле. Вывод: вода испаряется, образуя пар, затем снова превращается в воду — конденсация). Переход из одного состояния в другое. Примеры: сохнет белье, под действием тепла испаряется влага с вымытого пола и т.д.
— Чему равна температура кипения воды, замерзании воды?
5) Без вкуса, запаха. (Стаканы с водой, соль, сахар. Вывод: вода приобретает соленый или сладкий вкус, когда добавляем примеси). Примеры: чай, компоты, супы, лекарственные отвары и т.д.
6) Вода-растворитель. (Стаканы с водой, соль сахар, песок краска. Вывод: растворяется все, кроме речного песка). В природе почти нет чистой воды, в ней растворяется почти все. Нужно воду очищать, очищенная вода – дистиллированная, в дождевой воде – меньше всего примесей.
— В какой воде больше всего примесей?
(в морской).
— Как очистить воду от примесей?
(фильтрование, выпаривание).
— Молодцы ребята, вас по праву можно назвать настоящими исследователями.
5. Вода в разных видах. Работа с иллюстрациями.
— Ученые представляют вам такие явления и утверждают, что это вода в разных ее видах. Согласны ли вы с этим? Обоснуйте свои ответы.
1) туман облако тучи
Туман – водяные пары охлажденные холодным воздухом на поверхности земли, реки, пар становится видимым.
Облако – водяные пары поднимаются в небо и встречаются с холодным воздухом, охлаждаются и становятся, как туман, видимыми. Какие бывают облака?
Тучи – скопление облаков.
2) дождь снег град
Дождь – облака движутся ветром, сливаются, образуя тучи, от холодного воздуха образуются льдинки, тяжелея, падают на землю и тают (капли).
Снег – водяные пары превращаются в маленькие кристаллики, обрастают и становятся узорными.
Град – не успевшие растаять льдинки. (бывают с куриное яйцо) (Ветер поднимает и опускает льдинки вверх и вниз – тают и снова замерзают).
3) роса иней изморозь
— Когда бывает роса?
(по утрам)
— Почему?
(Вода испаряется, встречается с холодным воздухом и, охлаждаясь, превращается в капли росы).
Иней – зимой, утром, водяные пары при холодной температуре оседают на ветки и т.д.
Изморозь – в сильный мороз, водяные пар кристаллизуются еще больше.
На окне изморозь образует причудливые узоры, потеют окна, при холоде замерзают.
— Какие свойства воды проявились?
(Испарение, переход из состояния в состояние).
6. Круговорот воды в природе.
Вода постоянно движется. Она всегда в движении, благодаря своим свойствам.
— Как ученые назвали движение воды в природе?
(круговорот).
— Пройдем по следам естествоиспытателей и расскажем о круговороте. (работа с картиной «Круговорот воды в природе»).
— Какие свойства проявились?
(конденсация).
— Вода испаряется не только с водоемов, но и с почвы, растений, животных, людей. (иллюстрации с видами растений, человека, животных).
— Значит, вода содержится везде?
— Как доказать, что под землей течет вода?
(колодцы, ключи, родники).
Вода находится в составе растений, животных, почве. И свои волшебные свойства вода проявляет постоянно. (испарение, переход из состояния в состояние, текучесть).
7. Соленые и пресные водоемы.
Почему одни водоемы соленые, а другие нет?
(Зависит от растворенных веществ в воде).
Пояснение учителя: в морях вода горько-соленая (3-4 кг соли на 100 л).
Самое соленое море – Мертвое.
Не самый соленый океан – Северный Ледовитый. Почему?
(Ледники и впадающие пресные реки).
— Как добыть соль из воды?
(Выпаривание).
Сделаем вывод: цвет воды, вкус, запах, прозрачность зависит от растворимых в ней веществ.
Вернемся назад. Ведь хорошо вернуться назад и посмотреть на все с новой точки зрения. Перед вами иллюстрации. Ученые дают факты для размышления. Все это зависит от важного свойства воды.
а) овраг горное ущелье гейзер пещера
В образовании этих явлений главную роль играет вода, проявляя свое свойство – растворимость.
— Юные исследователи, сможете ли объяснить все эти явления?
(В помощь вам такая справка: каменная соль, доломит, известняк, гипс, мрамор – растворяются в воде). (Ответы детей).
б) Образование пещер. Сталактиты, сталагмиты. (работа с иллюстрациями).
в) Пещеры в Башкирии. (работа с иллюстрациями, открытками с видами пещеры Шульган-Таш).
8. Растворимость для человека, растений.
Свойство растворимости очень важно для растений и человека. Оказывается, человеку для пищи нужны минеральные соли кальция, калия, йода, магния, сульфата, железа и т.д.. Усваивать соли человек может только в растворенном виде. (лекарства, минеральные воды, горячие и холодные растворы природы). Растения из почвы всасывают минеральные соли с водой, воду испаряют. Рыбы дышат в воде, питание человека – прием растворенных в воде веществ.
9. Обобщение. Вода в неживой природе и в жизни организмов.
Вода со всеми ее свойствами очень нужна, без нее не было бы жизни. Вернемся назад и вспомним. Много или мало воды на Земле.
(И много и мало).
Ученые дают справку, а мы посмотрим и призадумаемся.
На одного человека в мире приходится 250 миллионов тонн воды – это много. Но в то же время посмотрите на схему, которую дают ученые.
— Ребята, мы интересно поработали на уроке, узнали много нового. И хочется сделать важный вывод: воды, пригодной для питья, на Земле немного. Есть места на планете, где население страдает без воды. Берегите же воду, цените её! Вода ценнейший дар природы, источник жизни всех живых организмов.