Олимпиадное движение в техникуме

Автор: Горячева Елена Владимировна

В развитии современного общества в настоящее время происходит движение в сфере образования, способствующего развитию способностей личности, основанных на потребностях человека в саморазвитии и самообучении. Для успешного интеллектуального развития студентов СПО недостаточно хорошо организованной напряженной работы на уроке. Необходимым условием является использование подходов и методов к проблеме выявления и развития одаренности. Стоит задача — способствовать развитию каждой личности. В наши дни важно найти правильный подход к одаренному, удержать его интерес к определенному предмету, помочь развить его способности. Обучение английскому языку одаренных студентов будет более эффективным, если использовать предметную олимпиаду в процессе обучения. Выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у детей и молодежи входит в число приоритетных направлений современной российской образовательной политики. Одним из действенных механизмов реализации данной цели является олимпиада.

Выявление и развитие молодых талантов является одним из приоритетных направлений современной государственной политики в области образования. В Послании Федеральному собранию 5 ноября 2008 г. Президент, акцентируя внимание на образовании в том числе, указал, что «должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности». В 2012 году была принята Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, в которой обозначена позиция строгой необходимости развития форм поддержки победителей и призеров интеллектуальных и творческих состязаний, подготовивших их педагогических коллективов и учреждений; совершенствование нормативно-правовой базы в сфере образования, экономических и организационно-управленческих механизмов, обеспечивающих учет результатов интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний и внеучебных достижений детей и молодежи.

Современное иноязычное образование в России сталкивается с различными вызовами — от форсированного внедрения интерактивных технологий до усложнения политической повестки дня. Наряду с этим, английский язык становится важным предметом. Иностранные языки как олимпиадные проекты имеют несколько отличительных черт. Так, конкурсы понимания письменной и устной речи, лексико-грамматические тесты, а также проверка продуктивных навыков письма и говорения проводятся на всех лингвистических олимпиадах.  Многообразие подходов и плюрализм мнений авторов-разработчиков заданий заставляют лингвистически одаренных учащихся, решивших участвовать в олимпиаде по другому языку, начинать все с нуля с точки зрения понимания форматов конкурсов. А глобальная цель — развитие творческих способностей студентов. Соответственно, успешные студенты, сумевшие победить в сложных интеллектуальных состязаниях, готовы к системе высшей школы, где академический успех во многом связан с самостоятельностью мышления и готовностью учиться, при этом не просто потребляя озвученные истины, а добывая знания в процессе исследования. Для современного мира, с его постоянными техническими революциями и резко меняющимся рынком труда, умение самостоятельно осваивать актуальные навыки и адаптироваться к частым изменениям является ключевым фактором успеха.

Главный посыл олимпиадного движения — формирование устойчивого интереса к научному творчеству. В этой связи современные комплекты заданий по английскому языку характеризуются комплексностью контрольно-измерительных материалов, успешное решение которых свидетельствует не только о высочайшем уровне владения английским языком, но и обладании рядом метапредметных навыков, (так называемых «мягких навыков», навыков 21 века) или универсальных компетенций, важных для успешного функционирования в современной цивилизации. Творческие задания и логические головоломки требуют от учащихся не меньшей концентрации, но при этом еще и креативного мышления, выстраивания определенной абстрактной модели в голове. В данном случае слова выступают в роли тех же цифр, языковые загадки ничем не отличаются от математических, разница лишь в методических подходах к подготовке и выборе языковых средств.

Чтобы победить в олимпиаде по английскому языку, необходимо владеть коммуникативной компетенцией, знать лексику и грамматику, понимать различия между функциональными жанрами и уметь эти знания применить во время олимпиады, используя компетенцию мышления. Традиционно, олимпиады по всем предметам включают в себя творческие задания, основной принцип при разработке которых — удивить участников новым, неожиданным форматом, адаптируясь под который студентам необходимо продемонстрировать навыки творческого и критического мышления. Успешное участие в олимпиадах различного уровня по английскому языку позволяет говорить о сформированности самых различных навыков и умений, как языковых, так и метапредметных. Изучение иностранных языков исторически способствовало развитию всесторонней личности, в случае же с английским языком можно вести речь не только о формировании и развитии интеллектуальных способностей, но и об открытии дверей в мир международного общения.

Будучи глобальным языком, английский язык более не является достоянием только англоязычных стран, напротив, получает импульс к своему развитию через постоянное использование в качестве второго языка. В рамках изучения английского, мы видим многочисленные инструменты, доступные педагогу для развития творческих способностей студента. Олимпиадные конкурсы не только проверяют знания, но и выполняют роль триггеров дополнительной мотивации к изучению языка на углубленном уровне. Особенности олимпиадных заданий заставляют изучать язык на принципиально ином уровне, и развивают критическое мышление.

×
×