Автор: Калина Ирина Владимировна
В последние годы в музееведении и образовании активно ставятся проблемы достаточно нового для России понятия – «музейная педагогика» – отрасли музееведения и проблемы внедрения ее положений в учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях страны.
Значимость рассматриваемой проблемы приобретает остроту еще и потому, что в принятом в 2013 году «Профессиональном стандарте педагога» прямо указывается: «Педагог должен владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся…».
Музейное пространство многозначно и многозначительно по целям для педагога:
· оно формирует историческое сознание, самоидентичность;
· это образовательная среда, которая позволяет теорию преломить в конкретном экспонате и открыть в себе исследователя;
· это пространство для творческого и социального эксперимента.
Чтобы познакомиться с этим пространством, можно использовать различные формы:
это тематические квесты: ребята заполняют маршрутные листы, перемещаясь по заданной части города (микрорайон, район) или музейной экспозиции. При заполнении маршрутного листа учащиеся могут обращаться за помощью к жителям района, и тогда идёт процесс интервьюирования (можно специально включить данное задание);
противоположный вариант работы с музейной экспозицией: составление учащимися маршрута или маршрутного листа по музею. Для такого рода задания подходят небольшие по занимаемой территории музеи. На выбор предлагается несколько заранее подготовленных тем и свободная. После осмотра всех экспозиции, работая в командах по 4-5 человек, ребята демонстрируют маршруты предлагаемых ими экскурсий. Далее эту работу можно продолжить дома или в школе: используя фотоматериалы и различные источники составить виртуальную экскурсию, (в виде презентации, плаката и др.). В такой работе формируются коммуникативность, обобщение и структурирование информации, эстетический вкус;
экскурсии в музеи разных видов для того, чтобы сравнить их и понять в разнообразии полноту и уникальность каждого пространства.
Одной из форм музейной педагогики является музейный урок. Мы так определили для себя, что такое музейный урок: музейный урок — это урок в музее или с использованием переносной/интерактивной музейной выставки, с использованием интерактивных технологий, методов создания игровых ситуаций, интерактивного диалога, театрализации, самостоятельной познавательной деятельности. Как проект может войти в музейный урок?
На своих уроках я использую видео- или виртуальные экскурсии. Например, в качестве проектной итоговой работы по литературе в конце года (в 5 классе — виртуальная экскурсия на поле славы Бородино, экскурсия в музей в 7 классе «Литературные места нашего города», в 8 классе — заочная экскурсия «От Нижнего Новгорода – по Руси» (схема «хождений» М.Горького, книги, фотографии, газетные публикации о местах, где побывал писатель). Такой вид работы помогает представить, как появляются замыслы произведений, помогают формированию исследовательских навыков и учат творческому предъявлению своего результата. Созданный в результате работы над проектом видеосюжет может быть представлен на уроке, и тогда далёкий, скучный материал «заиграет» по – другому: освоится и станет своим. Так, проектная работа восьмиклассницы «Литературный след в Перми», результатом которой стал видеофильм «А.П.Чехов в Перми» может быть продемонстрирован на уроках при изучении биографии писателя или при изучении пьесы «Три сестры».
Ещё одной формой коллективной проектной работы может быть организация деятельности вокруг музейной экспозиции (музейная практика). По сравнению с традиционным подходом – «готовим ребенка для музея» в данном проекте смещается акцент – «музей – пространство деятельности, творчества и развития ребенка». Музейная экспозиция, в данном случае, не самоцель, а способ передачи информации, чувств, отношения, ценностного содержания культуры, — это текст, который можно учиться читать и создавать одновременно. Данный процесс нам представляется как поле деятельности и развития ребенка.
Принципы функционирования проекта:
1. Принцип продуктивности – учащиеся в процессе взаимоотношений производят совместный продукт, при этом учитываются достижения самого подростка с его интересами, чувствами, опытом и произведенным продуктом.
2. Принцип культуросообразности – ориентация на культурные, духовные, нравственные ценности, имеющие национальное и общечеловеческое значение.
3. Принцип коллективности – воспитание у подростков социально — значимых качеств, их социализация.
4. Принцип самостоятельной деятельности – учащиеся работают в группах согласно заданию без помощи учителя-куратора, в автономном действии.
Формы презентации своей экспозиции (по выбору учащихся):
1. Театрализованное представление (спектакль)
2.Классическая экскурсия
3. Демонстрация опыта или эксперимента.
4. Экскурсия с медиа-сопровождением.
5. Игра, квест.
6. Мастер-класс по изготовлению.
Этапы:
1.Подготовительный этап:
1. Отбор музеев, согласование посещений.
3.Сформировать команду тьюторов – кураторов
4.Сформировать группы учащихся по интересам к конкретным музеям.
5.Формирование пакета методического и диагностического сопровождения: дневники практиканта, листы рефлексии, памятки тьюторам.
6. Инструктажи по правилам дорожного движения и поведению в музее в классах.
2.Основной этап. Первый день
1. Мотивационная встреча-напутствие, вручение дневников практиканта.
2. Посещение музея.
3. Возвращение в гимназию, обед, подготовка рабочих аудиторий.
4. Смена состава групп — деление учащихся по группам в соответствии с выбором типа своей будущей экспозиции (музей события, личности, предмета, дела, территории).
5.Организация работы творческих групп детей по созданию своих экспозиций в автономном действии – мозговой штурм, распределение ролей, поиск информации, создание модели экспозиции, распределение домашних заданий командой.
3. Заключительный этап. Второй день
1.Оформление экспозиции и подготовка экскурсии.
2. Итоговая защита своих экспозиций на Большой музейной ярмарке.
3. Отзывы жюри, награждение участников и победителей.
4. Сбор всех диагностических материалов.
4. Рефлексивный этап. В течение недели после практики.
1. Обработка дневников, детских рефлексивных листов и листов педагогического наблюдения.
2. Заполнение таблицы результатов по каждому участнику.
3. Обобщение полученных данных, перевод в наглядную форму – гистограммы, графики, диаграммы.
4. Презентация результатов коллективу.
5. Коррекция предметного обучения, планов работы Методических объединений, планов воспитательной деятельности классов с учетом полученных данных.
Проектная работа в музейной педагогике позволяет сделать музей пространством, открытым и привлекательным, в котором можно путешествовать, которое можно открывать самому и другим, которое можно самостоятельно моделировать.
Использованная литература:
1. Музейные уроки в школе. Сборник информационно – методических материалов https://orioncentr.ru/wp-content/uploads/documents/school_museum/docs/Metodicheski_rekomendaci_po_provedeniyu_muzeinyh_urokov.pdf