Опыт работы с детьми — аутистами на уроках труда (швейное дело)

Автор: Юдина Надежда Валериевна

Опыт работы с детьми-аутистами на уроках труда (швейное дело).

Юдина Н.В., учитель труда (швейное дело),

МКОУ «Школа – интернат № 2»,

г. Киселевск, Кемеровская область — Кузбасс

2024 -2025 учебный год.

 

       Расстройства аутистического спектра (РАС) включают в себя широкий спектр состояний, которые объединяет наличие проблем с социальным взаимодействием и общением. Для детей с РАС характерны необычные модели поведения, такие как сложности с переключением между разными видами деятельности, чрезмерная сосредоточенность на деталях и нестандартные реакции на внешние раздражители.

       При анализе связи между интеллектом и поведением детей с РАС можно выделить три основные группы: дети с высоким IQ, пограничным и низким. Дети с высоким IQ часто имеют так называемые «специальные интересы», что нередко приводит к успешному освоению конкретных навыков, однако их социальные навыки могут оставлять желать лучшего, и они могут не понимать социальных норм и ожиданий. Дети с пограничным уровнем интеллекта могут легче поддаваться обучению и адаптации, однако также испытывают сложности в общении и взаимодействии, которые требуют выраженной поддержки со стороны взрослых. Дети с низким уровнем интеллекта испытывают наибольшие трудности в социальной и когнитивной сферах. Их поведение чаще всего выставляется в негативном свете, хотя они могут проявлять искренние попытки наладить контакт и понимать окружающий мир через альтернативные каналы.

       Способ социализации и адаптации детей с синдромом аутизма, включает овладение основными профессиональными навыками и отличается тем, что в процессе социализации и адаптации ребенок с синдромом аутизма овладевает навыками швейного дела, но этот процесс требует специального подхода из-за особенностей восприятия окружающего мира и трудностей в освоении новых навыков. Сложность обучения связана с нарушениями контакта, трудностью произвольного сосредоточения и страхами, а также с стереотипными моторными и речевыми действиями.

       Недостатки мышления обучающихся, их низкий уровень умения выделять причину и следствие в практическом действии, затрудняют процесс овладения приемами труда. Чем сложнее прием по своему результату, тем больше трудностей возникает у обучающегося. Поэтому при обучении школьников с синдромом аутизма на уроках труда (швейное дело) я применяю пооперационные карты, позволяющие активизировать и направлять мышление обучающихся. Карты, как наглядность, отражают процесс выполнения отдельной технологической операции. Они состоят из предметных образцов, выполненных операций. Во всех случаях пооперационная карта содержит образец исходного и конечного результата труда.

       Также на уроках швейного дела, использую тренажеры, которые служат в качестве дидактического пособия для учащихся с проблемами усвоения программного материала по предмету (аутичных детей). Благодаря своим интересным и увлекательным заданиям, ярким, красочным аппликациям и симпатичными персонажами – работа с применением тренажёров, заинтересовывает детей, делает занятия эффективными, увлекательными, разнообразными и продуктивными. Тренажёры изготовлены из картона; иллюстрации из фетра и хлопчатобумажных тканей.

       Дети работают с пряжей: наматывают пряжу по образцу, заплетают косички, изготавливают игрушки из пряжи. В результате работы с пряжей у обучающихся развивается моторика рук, движение становятся более плавными, пряжу наматывают равномерно. Развивается глазомер, они ориентируются в цветовой гамме.

       Вместе с детьми выполняем ручные стежки и строчки на ткани, они учатся выполнять смёточный, петельный и обмёточный стежок на образце. Здесь используем макеты, имитирующие различные виды швов, на которых ученики отрабатывают технику выполнения строчек, учатся правильно держать иглу и нить, регулировать натяжение.

       Отрабатываем умения и навыки пришивания пуговиц в игровой форме, отталкиваясь от навыков и сенсорных предпочтений ребёнка.  В работе используем пуговицы разных размеров, цветов, форм, материалов (пластик, металл, дерево, ткань), обладающие разной текстурой (гладкие, плоские, рельефные), по количеству отверстий на пуговицах. Детально познакомив с разновидностями пуговиц, работу начинаем с пришивания пуговиц больших размеров. При работе с пуговицами использую игры, например: «Посели пуговицы в домик». В этой игре закрепляем с обучающимися знание цветов, умение классифицировать предметы по цвету, игра «Картинки из пуговиц» формирует у детей умение выкладывать изображение из пуговиц по образцу и т. д.

      Таким образом, использование тренажёров на уроках швейного дела, помогают поддержать интерес к выполнению заданий. Способствуют развитию тактильных ощущений, мелкой моторики, развитию речи, пространственного воображения, мышления, внимания, памяти, усидчивости, аккуратности. Тренажеры позволяют адаптировать обучение под индивидуальные потребности ребенка с РАС, что позволяет каждому ученику осваивать навыки в своем темпе.

 

 

 

×
×