Автор: Воробьева Любовь Викторовна
1. Подготовительно-организационный этап:
Добрый день, уважаемые коллеги! От души желаю приятного, успешного и хорошего дня. Пусть он будет плодотворным и насыщенным.
Сегодня я предлагаю стать вам активными участниками моего мастер- класса.
Тема мастер-класса: «Боди перкуссия для дошкольников»
2. Теоретическая часть:
Современная цивилизация отличается ускорением темпа жизни и многообразием жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Всё окружающее нас живёт по законам ритма: смена времени года, дня и ночи, тиканье часов, биение сердца – все ритмично. Такое многообразие ритмов, а нередко и аритмичность жизненных процессов создает хаотичность и от того, насколько мы восприимчивы к этим пульсациям – зависит наше физическое и психическое самочувствие, мировоззрение и эмоциональная гибкость.
«Самым первым инструментом человека было и есть его тело» — говорил Карл Орф. Слушать и слышать свое тело, играть на нем, как на перкуссии – это значит пропускать музыку, ее ритм непосредственно через себя. Так родилась система “bodypercussion”
Перкуссия (от лат. percussio — «постукивание») –многозначное слово:
1. Перкуссия — это группа ударных музыкальных инструментов, из которых звук извлекается ударом (молоточком, палочкой, колотушкой и проч.) или тряской (покачиванием, встряхиванием, переворачиванием и проч.) по звучащему телу (металл, дерево, кожа, пергамент, пластик).Это самая многочисленная группа музыкальных инструментов. К ним относятся бубен, маракас, колокольчики, шейкеры, конго, бонго, треугольник, трещотка, деревянная коробочка, кастаньеты и десятки других этнических ударных инструментов. Употребляются, в разном наборе, во всех видах музыкальных
оркестров и ансамблей.
2. Перкуссия в медицине— выстукивание больного (пальцем или молоточком) для определения по характеру звука состояния внутренних органов.
3. Музыкальное направление, в котором тело используется в качестве музыкального инструмента, по-английски называется BodyPercussion (дословный перевод — «тело-барабан»). Данное направление сегодня широко применяется в музыкальном образовании в силу своей доступности.
Техника «Body Percussion» помогает ребёнку не просто услышать, а прочувствовать ритм всем телом, ощутить его внутри себя. Дети и танцоры, и музыканты одновременно.
Выполняя музыкально-ритмические упражнения, дети развиваются физически, укрепляется костно-мышечный аппарат, учатся владеть своим телом. Это главное условие развития творческих способностей ребенка.
Мне очень понравилась эта идея исполнения музыки. Это гениально и очень подходит современному человеку, потому что снимает стресс и налаживает связь ума с телом.
Итак, сегодня я вам представлю упражнения техники «body percussion», которые я использую на занятиях.
3.Практическая часть мастер класса.
Ø Разучивание названий приемов боди перкуссии (топ, хлоп, шлеп, трям, тремоло, горка, щелчки, кулачки)
Делать это можно также с помощью схем .(ПОКАЗ)
Ø Разучивание ритмических рисунков с использованием разных частей тела и разные способы звукоизвлечения через стихи, скороговорки:
Упражнение «Лиса»
Уж как шла лиса домой, (Притопы)
Нашла книгу под сосной (Поочерёдно шлепки по коленям)
Она села на пенёк (Шлепки двумя руками о бедра)
И читала весь денёк. (Скользящие движения ладонями)
Упражнение «Ехал грека через реку» способствуют повышению тонуса мышц, развитию памяти, концентрации внимания.
Ехал грека через реку /хлопок по груди правой, затем левой рукой/.
Видит грека в реке рак /хлопки по коленям с чередованием правой и левой рук/
Сунул грека руку в реку / Поочерёдно шлепки по коленям
Рак за руку грека цап / скользящие движения ладошкой о ладошку, попеременно + «замок»/
Я предлагаю всем встать в круг.
Ø Основной формой в этом виде деятельности является “эхо”, когда дети за педагогом повторяют предлагаемую серию жестов и форма «делай как я», когда за одним ребенком повторяют все остальные:
· «Веселые хлопки» (легкий вариант)
· «Экосез» Жилина, (более сложный)
· Игра «Башенка» (кулачки)
Ø Далее можно подключить и музыкальные инструменты, с которыми, несомненно будет интереснее занятия данной технологией. Например, ложки в станке.
И эти же приемы отработать с помощь них. И тогда уже получиться настоящий оркестр.
(ПОВТОР ПРИЕМОВ с использованием ложек).
· ОРКЕСТР «Шуточка» Селиванов
3.Итоги мастер- класса. Рефлексия.
Вы увидели практические методы и приемы использования упражнений техники body percussion, которые я рекомендую применять с детьми для развития чувства ритма.
Считаю, что эта технология, безусловно, интересна и продуктивна, т. к. позволяет сделать занятия интересными и динамичными. Дети естественны, раскованны и искренне увлечены всем происходящим. Здесь нет места скуке и однообразию, зато всегда желанны фантазия и выдумка.
Завершая наш мастер – класс, прошу вас оценить его. Конечно же звучащими жестами!
Щелчки – если вам эта техника уже была знакома?
Шлепки – узнали что-то новое?
Топот – будет в своей работе
Хлопки – если вам было интересно!
Уважаемые коллеги, я благодарю Вас за активную работу.
А теперь оздоравливающие аплодисменты!!!
Спасибо за внимание!