Организационно-содержательные аспекты коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ

Автор: Калашникова Светлана Валерьевна

Организационно-содержательные аспекты коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ

В условиях современного российского образования уделяется большое внимание системе специального (коррекционного) образования, которое, в свою очередь, выделяет приоритетные цели и задачи для решения проблем в сфере психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условия образовательного учреждения.

Основной задачей по данной проблеме является обеспечение успешной социализации, сохранения здоровья и коррекции нарушений воспитанников, то есть обеспечить социальное благополучие и защищенность. А вот непосредственно само обучение (набор знаний и навыков) в образовательном учреждении остается на заднем плане. Это все сводится к вопросу о качестве образования.

Каждый воспитанник образовательной организации по-своему готов к обучению на своем уровне развития. Это зависит от многих факторов, например, от интеллектуальных способностей, личностных качеств, в том числе и от ограниченных возможностей здоровья.

В условиях образовательной организации коррекционно-развивающая работа ведется группой специалистов, которые преследуют цели всестороннего развития воспитанников с ограниченными возможностями  здоровья  с  учетом  их индивидуальных особенностей и психо-физических возможностей.

Для  полноценной  картины  рассмотрим  понятие  «дети  с  ограниченными возможностями здоровья» – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению  образовательных  программ  вне  специальных  условий  обучения и воспитания, то есть это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или  постоянные  отклонения в  физическом  или  психическом  развитии  и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.

  Исходя из выше рассмотренной системы, психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации должна нести разрозненный метод обучения, где главной целью должно быть определение индивидуального маршрута коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

При реализации коррекционно-педагогической работы специалистами образовательной организации с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать такие принципы ее организации, как:

– единство диагностики и коррекции: наблюдение за динамикой развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важное значение для определения путей, методов и конкретного содержания на различных этапах обучения и воспитания;

– принцип этио- патогенетического подхода, с помощью которого определяется этиология, механизмы и структура дефекта, что является основой для выбора оптимальной коррекционно-развивающей программы;

–принцип комплексного подхода.  Диагностическая часть программы включает медицинское, психологическое, педагогическое, логопедическое исследования ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет прогнозировать его дальнейшее развитие в условиях адекватной педагогической коррекции;

– принцип качественного анализа результатов обследования;

–принцип учета закономерностей онтогенетического развития при организации коррекционно-педагогической работы. Важно выявить качественное своеобразие психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, определить их уровень, чтобы выявить полноценную базу для коррекции и дальнейшего развития;

–принцип единства коррекции и развития. Это значит, что решение  о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка;

–принцип единства возрастного и индивидуального в развитии ребенка. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития;

– деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели. Деятельностный принцип основан на признании того, что именно активная деятельность ребенка является движущей силой развития, что ведущая деятельность в наибольшей степени способствует развитию ребенка.

 В организацию работы образовательной организации с детьми с ограниченными возможностями здоровья входит:

1. Взаимодействие ОО с семьей лиц с ограниченными возможностями здоровья (разработка рекомендаций для родителей в соответствии с индивидуальными особенностями; работа с детско-родительской парой).

2. Взаимодействие группы специалистов в процессе реализации коррекционно-развивающих задач.

3. Проведение занятий.

Главная цель коррекционного воспитания является создание максимально комфортных условий для интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общество, формирование у него адекватных способов вхождения в социум и обеспечение в этом процессе ребенка и его семьи психолого-педагогической поддержкой. И здесь актуальна проблема сочетаемости общеразвивающей и коррекционной программы ОО. Анализ последних лет показывает, что увеличивается количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Основную часть из таких детей составляет возрастная категория детей 5–6 лет, которые не овладели в нормативные сроки правильным звукопроизношением и составляют основную группу риска по неуспеваемости, хотя они имеют полноценный слух и развитый интеллект. В работе с детьми в комбинированных группах очень важно взаимодействие логопеда и воспитателя при организации коррекционно-образовательной деятельности в ДОО.

Обязательным условием освоения стандарта является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка — создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, включая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции, которая нашла свое отражение в программе коррекционной работы, соответствующей требованиям ФГОС обучающихся с ОВЗ, направленной на создание системы комплексной помощи обучающимся в освоении АООП, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Программа коррекционной работы должна обеспечивать:

— выявление особых образовательных потребностей, обучающихся;

— создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей обучающихся;

-осуществление индивидуально-ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);

-разработку и реализацию индивидуальных учебных планов, организацию индивидуальных и групповых коррекционных занятий для обучающихся с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей;

— оказание помощи в освоении обучающимися и их интеграции в образовательном учреждении;

— возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и обучающимися, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях;

— оказание родителям (законным представителям) обучающихся консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.

Целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения процесса освоения АООП обучающимися, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.

Задачи программы:

-определение особых образовательных потребностей, обучающихся;

-повышение возможностей обучающихся в освоении АООП и интегрировании в образовательный процесс;

-своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в образовательно-воспитательном процессе;

-создание и реализация условий, нормализующих анализаторную, аналитико-синтетическую и регуляторную деятельность на основе координации педагогических, психологических средств воздействия в процессе комплексной психолого -педагогической коррекции;

-оказание родителям (законным представителям) обучающихся консультативной и методической помощи по социальным, психологическим, правовым и другим вопросам.

Программа коррекционной работы должна содержать:

— перечень, содержание и план реализации коррекционных занятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей, обучающихся и освоение ими АООП;

-систему комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся в условиях образовательного процесса, включающего:

Ø  психолого-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей, это одно из основных направлений в системе ППС, т.к. эти данные предоставляются в ПМПК, от этих данных отталкиваемся при оценке эффективности проводимых мероприятий;

Ø  мониторинг динамики развития обучающихся и их успешности в освоении АООП (проводится 2 раза в год);

Ø  корректировку коррекционных мероприятий;

Ø  планируемые результаты коррекционной работы.

Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических средств, направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся.

Принципы коррекционной работы:

— принцип приоритетности интересов;

— принцип системности;

— принцип непрерывности;

— принцип вариативности;

— принцип единства психолого-педагогических средств;

— принцип сотрудничества с семьей.

Коррекционная работа с обучающимися осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса:

-через содержание и организацию образовательного процесса;

-в рамках внеурочной деятельности;

-в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.

Основными направлениями в коррекционной работе являются:

— коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;

— развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;

— развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

— формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;

— коррекция нарушений устной и письменной речи; обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.

Проведение диагностической работы предполагает осуществление:

1) психолого-педагогического обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:

-развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;

-развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей, обучающихся;

-определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания, обучающегося;

2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АООП;

3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.

2.Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психофизическом развитии и освоению ими содержания образования.

Коррекционно-развивающая работа включает:

— составление индивидуальной программы психологического сопровождения, обучающегося (совместно с педагогами);

— формирование в классе или группе психологического климата комфортного для всех обучающихся;

— организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие;

— разработка оптимальных для развития обучающихся групповых и индивидуальных коррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями;

— организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития обучающихся;

— развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося и коррекцию его поведения;

— социальное сопровождение обучающегося в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Во время занятий используются упражнения для развития познавательных процессов, тренировку внимания, памяти; занятия по повышению учебной мотивации, познанию своих личностных особенностей; дети обучаются навыкам общения, способам саморегуляции, умению анализировать ситуацию.

3.Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся в освоении АООП, консультирование специалистов, работающих с детьми, их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся – одно из основных направлений работы ППС детей с ОВЗ. Основная цель этой работы – помочь участникам образовательного процесса овладеть практическими знаниями и умениями, которые могут понадобиться в процессе воспитания и обучения детей с ОВЗ. Консультации проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме, по запросам родителей, педагогов, способствует повышению их психолого–педагогической компетенции в вопросах особенностей детей, оптимальных формах взаимодействия, обучению эффективным методам помощи.

4. Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями) и др.

Информационно-просветительская работа включает:

— проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий, обучающихся;

— оформление информационных стендов, печатных и других материалов;

— психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности;

— психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.

Программа коррекционной работы может предусматривать индивидуализацию специального сопровождения обучающегося.

При возникновении трудностей в освоении обучающимся содержания АООП педагоги, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение, должны оперативно дополнить структуру программы коррекционной работы соответствующим направлением работы, которое будет сохранять свою актуальность до момента преодоления возникших затруднений. В случае нарастания значительных стойких затруднений в обучении, взаимодействии с учителями и обучающимися школы (класса) обучающийся направляется на комплексное психолого-медико-педагогическое обследование с целью выработки рекомендаций по его дальнейшему обучению.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся осуществляют специалисты: учитель-дефектолог, логопед, специальный психолог или педагог-психолог, имеющий соответствующую профильную подготовку.

Основными механизмами реализации программы коррекционной работы являются оптимально выстроенное взаимодействие специалистов, обеспечивающее комплексное, системное сопровождение образовательного процесса, и социальное партнерство, предполагающее профессиональное взаимодействие с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, другими институтами общества).

Взаимодействие специалистов предусматривает:

— многоаспектный анализ психофизического развития, обучающего;

-комплексный подход к диагностике, определению и решению проблем обучающегося, к предоставлению ему квалифицированной помощи с учетом уровня психического развития;

— разработку индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Программа коррекционной работы должна содержать: цель, задачи, программы коррекционных курсов, систему комплексного психолого- педагогического обследования обучающихся, основные направления (диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское), описание специальных условий обучения и воспитания обучающихся, планируемые результаты освоения программы коррекционной работы, механизмы реализации программы.

Все направления работы должны отражаться в годовом плане, статистическом и аналитическом отчётах педагога и психолога.

 

 

×
×