Автор: Шакирзянова Лилия Ивановна
Теперь у воспитанников нужно развивать чувство патриотизма и гражданственности, уважение к старшему поколению, само- и взаимоуважение, бережное отношение к культуре и истории Отечества, его природным богатствам (п. 2 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ).
Ценность – Родина и природа.
Цель патриотического воспитания – содействовать формированию у ребёнка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны.
Содержание:
— Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и её уклада, народных и семейных традиций.
— Работа по патриотическому воспитанию предполагает: формирование
«патриотизма наследника», испытывающего чувство гордости за наследие своих предков (предполагает приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье, стране и вере);
«патриотизма защитника», стремящегося сохранить это наследие (предполагает развитие у детей готовности преодолевать трудности ради своей семьи, малой родины); «патриотизма созидателя и творца», устремленного в будущее, уверенного в благополучии и процветании своей Родины (предполагает конкретные каждодневные дела, направленные, например, на поддержание чистоты и порядка, опрятности и аккуратности, а в дальнейшем — на развитие всего своего населенного пункта, района, края, Отчизны в целом).
— Активно пропагандировать природоохранные знания среди персонала, родителей, гостей дошкольного учреждения.
Организация работы по патриотическому воспитанию включает в себя различные мероприятия:
Для детей 2-3 лет
Задача: знакомство с самим собой, своей семьей. Содержание:
· Познакомить детей с добрыми поступками в семье и окружении.
· Показать примеры заботы о животных и растениях.
· Изучение произведений, отражающих взаимоотношения в семье.
Целевые ориентиры воспитания детей раннего возраста (к трем годам): проявляющий привязанность к близким людям, бережное отношение к живому.
Для детей 3-4 лет:
Задача: развивать представления о малой Родине и выражать это в разных видах деятельности.
Содержание:
· Познакомить с названием своего места жительства.
· Показать ближайшее окружение детского сада (здания, природу).
· Обсудить, где дети любят проводить время в своем городе.
· Поддерживать эмоциональное отношение к природе родного края.
· Включать детей в разные виды деятельности, где они могут выразить свои впечатления о малой родине (рассказы, рисунки, игры и др.).
Для детей 4-5 лет:
Задачи:
· Воспитывать любовь к Родине, уважение к символам страны и памятным датам.
· Развивать интерес к главным достопримечательностям своего города. Содержание:
· Укреплять чувства привязанности к России.
· Знакомить с государственной символикой
· Познакомить с государственными праздниками (День защитника Отечества, День Победы).
· Познакомить с памятными местами, связанными с праздниками.
· Рассказывать о главных местах города, развивать интерес к ним.
· Поддерживать интерес детей к красоте своей малой родины.
· Включать детей в разные виды деятельности (рассказы, игры, изображения) по выражению чувств к Родине.
· Поддерживать интерес к народной культуре (народное творчество, музыка, танцы, игры).
Для детей 5-6 лет:
Задачи:
· Воспитывать любовь и уважение к Родине и её культурному наследию.
· Развивать патриотические чувства и гордость за подвиги Героев Отечества. Содержание:
· Воспитывать любовь и уважение к России, знакомить с её символами (герб, флаг, гимн).
· Познакомить с многонациональной природой России и уважением к разным национальностям.
· Развивать интерес к жизни и традициям разных национальностей через рисование, игры и обсуждения.
· Расширить знания детей о важных государственных событиях (День России, день народного единства, день государственного флага РФ, день государственного герба РФ, день защитника Отечества, день Победы, всемирный день авиации и космонавтики)
Для детей 6-7 лет:
Задачи:
· Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, уважение к Родине и разнообразию культур.
· Расширять знания о государственных праздниках и событиях в стране.
· Развивать гордость за достижения России в спорте, науке и искусстве.
· Воспитывать уважение к защитникам Отечества и память о павших бойцах. Содержание:
· Знакомить с государственной символикой России и её особенностями.
· Познакомить детей с национальным многообразием и уважением к различным культурам.
· Внедрять понятие волонтёрства и вовлекать детей в социальные акции и мероприятия.
· Рассказывать о городских событиях, днях рождения города и праздновании военных побед.
· Расширять знания о государственных и местных праздниках.
· Воспитывать гордость за достижения России в науке, спорте и искусстве.
Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения программы: любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране — России, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям; понимающий ценность природных богатств и их защиты.
Как организовать патриотическое воспитание в детском саду?
Чтобы организовать патриотическое воспитание в детском саду, воспитателям необходимо проводить мероприятия в рамках образовательной программы, игр, прогулок.
В детском саду патриотическое воспитание проходит через эмоции и ощущения. Маленькие дети не способны анализировать ситуации и делать выводы, но впечатления, которые остаются у воспитанников, играют большую роль в становлении личности патриота.
Пример мероприятий по патриотическому воспитанию в детском
саду
Чтобы воспитать патриотизм, организуйте для детей:
· экскурсии и целевые прогулки, например в краеведческий музей, к монументу Воинской славы и т. д.;
· тематические выставки, например рисунков и поделок ко Дню Победы, Дню города и т. д.;
· просмотр иллюстраций, фильмов, слайдов о городе, стране, природе, жизни и труде людей;
· прослушивание аудиозаписей, например гимна страны, птичьих голосов русского леса и пр.
Занятия можно проводить в форме рассказов и бесед о родном городе, стране, ее истории, наблюдения и обсуждения изменений в облике своего населенного пункта. В мероприятиях используйте фольклорные произведения – пословицы, поговорки, сказки, народные песни и игры.
Познакомьте детей с народными ремеслами – росписью, вышивкой, народной игрушкой и т. д.
Проводите патриотическое воспитание в форме образовательных занятий и игр. Для этого можно использовать фольклорные игры, которые способствуют развитию физических, психических и интеллектуальных возможностей воспитанников, а также специальные учебно-развивающие игры.
Примеры учебно-развивающих игр Игра «Герб города»
Предложите воспитанникам по памяти собрать герб родного города. В процессе игры объясните детям, что означает каждый элемент герба. В конце предложите детям самостоятельно проверить, правильно ли они собрали герб. Для этого готовый герб надо сравнить с карточкой-образцом.
Материал для игры: фрагменты герба города (обязательно включите лишние элементы), карточка с изображением городского герба.
Игра «Путешествие по городу»
Покажите воспитанникам фото со знаковыми местами города и предложите назвать, какие здания или памятники там изображены, с какими событиями они связаны.
Материал для игры: фотографии или открытки с изображением достопримечательностей города.
Игра «Подбери наряд кукле»
Предложите воспитанникам одеть куклу в национальную одежду. В ходе игры назовите каждую деталь одежды, обсудите, почему она так выглядит, в каком порядке надевают элементы одежды на куклу.
Материал для игры: кукла, национальные костюмы для куклы, картинки и иллюстрации с изображением народных костюмов.
Используйте фольклор для патриотического воспитания младших дошкольников.
В занятиях о родном крае и стране используйте пословицы, загадки, сказки, песни. Они помогут детям усвоить теоретический материал.
Пример патриотического мероприятия с использованием фольклора
Праздник «Святки»
На мероприятии расскажите дошкольникам, какие праздники отмечают с 1 по 19 января: Новый год, Рождество Христово, Святки, Крещение. Объясните детям, какие обряды проводились в эти праздники раньше, что такое колядки, кто такие ряженные.
Организуйте для дошкольников игры, например, «Нарядись-обрядись»,
«Заплети косу», «Золотые ворота». Загадайте детям тематические загадки, организуйте хоровод. В конце занятия проведите шуточное гадание: попросите дошкольников вытянуть карточки, на которых написана будущая профессия.
Проводите работу с родителями по патриотическому воспитанию.
Применяйте разнообразные формы работы:
· Организация тематических родительских собраний, где рассматриваются вопросы патриотического воспитания.
· Проведение семейных мероприятий, например, вечера патриотической музыки или чтение книг о Родине.
Методические рекомендации по патриотическому воспитанию содержат элементы организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в каждой возрастной группе. Эта среда способствует положительной социализации детей, их нравственному и познавательному развитию. Важно обустроить патриотические уголки, мини-музеи и обеспечить наличие наглядных материалов и предметов.
Элементы РППС в детском саду для патриотического воспитания:
1) Патриотический уголок:
· Создать специальное место, где будут размещены государственные символы (флаг, герб) и памятные предметы.
· Расположить книги и рассказы о важных событиях и людях России.
2) Мини-музей местных достопримечательностей:
· Собрать модели и картинки знаковых мест города/поселка.
· Рассказать о значимых событиях и истории места.
3) Карта России и мира:
· Разместить карту, на которой можно показать детям границы и символы России.
· Познакомить с разнообразием климатических зон и национальностей в стране.
4) Патриотические рисунки и поделки:
Организовать занятия, где дети будут создавать рисунки и поделки, связанные с историей и культурой России.
Патриотическое воспитание дошкольников — обязательный элемент ФГОС и ФОП ДО.