«Организация и планирование образовательного процесса по патриотическому воспитанию»

Автор: Шакирзянова Лилия Ивановна

Теперь у воспитанников нужно развивать чувство патриотизма и гражданственности, уважение к старшему поколению, само- и взаимоуважение, бережное отношение к культуре и истории Отечества, его природным богатствам (п. 2 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ).

Ценность – Родина и природа.

Цель патриотического воспитания – содействовать формированию у ребёнка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны.

Содержание:

        Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и её уклада, народных и семейных традиций.

   Работа по патриотическому воспитанию предполагает: формирование

«патриотизма наследника», испытывающего чувство гордости за наследие своих предков (предполагает приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье, стране и вере);

«патриотизма защитника», стремящегося сохранить это наследие (предполагает развитие у детей готовности преодолевать трудности ради своей семьи, малой родины); «патриотизма созидателя и творца», устремленного в будущее, уверенного в благополучии и процветании своей Родины (предполагает конкретные каждодневные дела, направленные, например, на поддержание чистоты и порядка, опрятности и аккуратности, а в дальнейшем — на развитие всего своего населенного пункта, района, края, Отчизны в целом).

          Активно пропагандировать природоохранные знания среди персонала, родителей, гостей дошкольного учреждения.

Организация работы по патриотическому воспитанию включает в себя различные мероприятия:

Для детей 2-3 лет

Задача: знакомство с самим собой, своей семьей. Содержание:

·        Познакомить детей с добрыми поступками в семье и окружении.

·        Показать примеры заботы о животных и растениях.

·        Изучение произведений, отражающих взаимоотношения в семье.

 

Целевые ориентиры воспитания детей раннего возраста (к трем годам): проявляющий привязанность к близким людям, бережное отношение к живому.

Для детей 3-4 лет:

Задача: развивать представления о малой Родине и выражать это в разных видах деятельности.

Содержание:

·        Познакомить с названием своего места жительства.

·        Показать ближайшее окружение детского сада (здания, природу).

·        Обсудить, где дети любят проводить время в своем городе.

·        Поддерживать эмоциональное отношение к природе родного края.

·        Включать детей в разные виды деятельности, где они могут выразить свои впечатления о малой родине (рассказы, рисунки, игры и др.).

Для детей 4-5 лет:

Задачи:

·        Воспитывать любовь к Родине, уважение к символам страны и памятным датам.

·        Развивать интерес к главным достопримечательностям своего города. Содержание:

·        Укреплять чувства привязанности к России.

·        Знакомить с государственной символикой

·        Познакомить с государственными праздниками (День защитника Отечества, День Победы).

·        Познакомить с памятными местами, связанными с праздниками.

·        Рассказывать о главных местах города, развивать интерес к ним.

·        Поддерживать интерес детей к красоте своей малой родины.

·        Включать детей в разные виды деятельности (рассказы, игры, изображения) по выражению чувств к Родине.

·        Поддерживать интерес к народной культуре (народное творчество, музыка, танцы, игры).

Для детей 5-6 лет:

Задачи:

·        Воспитывать любовь и уважение к Родине и её культурному наследию.

·        Развивать патриотические чувства и гордость за подвиги Героев Отечества. Содержание:

·        Воспитывать любовь и уважение к России, знакомить с её символами (герб, флаг, гимн).

·        Познакомить с многонациональной природой России и уважением к разным национальностям.

·        Развивать интерес к жизни и традициям разных национальностей через рисование, игры и обсуждения.

·        Расширить знания детей о важных государственных событиях (День России, день народного единства, день государственного флага РФ, день государственного герба РФ, день защитника Отечества, день Победы, всемирный день авиации и космонавтики)

 

Для детей 6-7 лет:

Задачи:

·        Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, уважение к Родине и разнообразию культур.

·        Расширять знания о государственных праздниках и событиях в стране.

·        Развивать гордость за достижения России в спорте, науке и искусстве.

·        Воспитывать уважение к защитникам Отечества и память о павших бойцах. Содержание:

·        Знакомить с государственной символикой России и её особенностями.

·        Познакомить    детей    с    национальным    многообразием    и                          уважением к различным культурам.

·        Внедрять понятие волонтёрства и вовлекать детей в социальные акции и мероприятия.

·        Рассказывать о городских событиях, днях рождения города и праздновании военных побед.

·        Расширять знания о государственных и местных праздниках.

·        Воспитывать гордость за достижения России в науке, спорте и искусстве.

Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения программы: любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране — России, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям; понимающий ценность природных богатств и их защиты.

Как организовать патриотическое воспитание в детском саду?

Чтобы организовать патриотическое воспитание в детском саду, воспитателям необходимо проводить мероприятия в рамках образовательной программы, игр, прогулок.

В детском саду патриотическое воспитание проходит через эмоции и ощущения. Маленькие дети не способны анализировать ситуации и делать выводы, но впечатления, которые остаются у воспитанников, играют большую роль в становлении личности патриота.

Пример мероприятий по патриотическому воспитанию в детском

саду

Чтобы воспитать патриотизм, организуйте для детей:

·        экскурсии    и    целевые    прогулки,   например   в                    краеведческий                  музей,         к монументу Воинской славы и т. д.;

·        тематические выставки, например рисунков и поделок ко Дню Победы, Дню города и т. д.;

·        просмотр иллюстраций, фильмов, слайдов о городе, стране, природе, жизни и труде людей;

·        прослушивание аудиозаписей, например гимна страны, птичьих голосов русского леса и пр.

Занятия можно проводить в форме рассказов и бесед о родном городе, стране, ее истории, наблюдения и обсуждения изменений в облике своего населенного пункта. В мероприятиях используйте фольклорные произведения – пословицы, поговорки, сказки, народные песни и игры.

 

Познакомьте детей с народными ремеслами – росписью, вышивкой, народной игрушкой и т. д.

Проводите патриотическое воспитание в форме образовательных занятий и игр. Для этого можно использовать фольклорные игры, которые способствуют развитию физических, психических и интеллектуальных возможностей воспитанников, а также специальные учебно-развивающие игры.

Примеры учебно-развивающих игр Игра «Герб города»

Предложите воспитанникам по памяти собрать герб родного города. В процессе игры объясните детям, что означает каждый элемент герба. В конце предложите детям самостоятельно проверить, правильно ли они собрали герб. Для этого готовый герб надо сравнить с карточкой-образцом.

Материал для игры: фрагменты герба города (обязательно включите лишние элементы), карточка с изображением городского герба.

Игра «Путешествие по городу»

Покажите воспитанникам фото со знаковыми местами города и предложите назвать, какие здания или памятники там изображены, с какими событиями они связаны.

Материал для игры: фотографии или открытки с изображением достопримечательностей города.

Игра «Подбери наряд кукле»

Предложите воспитанникам одеть куклу в национальную одежду. В ходе игры назовите каждую деталь одежды, обсудите, почему она так выглядит, в каком порядке надевают элементы одежды на куклу.

Материал    для   игры:    кукла,   национальные    костюмы                             для   куклы, картинки и иллюстрации с изображением народных костюмов.

Используйте фольклор для патриотического воспитания младших дошкольников.

В занятиях о родном крае и стране используйте пословицы, загадки, сказки, песни. Они помогут детям усвоить теоретический материал.

Пример      патриотического      мероприятия      с                             использованием фольклора

Праздник «Святки»

На мероприятии расскажите дошкольникам, какие праздники отмечают с 1 по 19 января: Новый год, Рождество Христово, Святки, Крещение. Объясните детям, какие обряды проводились в эти праздники раньше, что такое колядки, кто такие ряженные.

Организуйте для дошкольников игры, например, «Нарядись-обрядись»,

«Заплети косу», «Золотые ворота». Загадайте детям тематические загадки, организуйте хоровод. В конце занятия проведите шуточное гадание: попросите дошкольников вытянуть карточки, на которых написана будущая профессия.

Проводите работу с родителями по патриотическому воспитанию.

Применяйте разнообразные формы работы:

 

·        Организация тематических родительских собраний, где рассматриваются вопросы патриотического воспитания.

·        Проведение семейных мероприятий, например, вечера патриотической музыки или чтение книг о Родине.

Методические рекомендации по патриотическому воспитанию содержат элементы организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в каждой возрастной группе. Эта среда способствует положительной социализации детей, их нравственному и познавательному развитию. Важно обустроить патриотические уголки, мини-музеи и обеспечить наличие наглядных материалов и предметов.

Элементы РППС в детском саду для патриотического воспитания:

1)  Патриотический уголок:

·        Создать специальное место, где будут размещены государственные символы (флаг, герб) и памятные предметы.

·        Расположить книги и рассказы о важных событиях и людях России.

2)  Мини-музей местных достопримечательностей:

·        Собрать модели и картинки знаковых мест города/поселка.

·        Рассказать о значимых событиях и истории места.

3)  Карта России и мира:

·        Разместить карту, на которой можно показать детям границы и символы России.

·        Познакомить с разнообразием климатических зон и национальностей в стране.

4)  Патриотические рисунки и поделки:

Организовать занятия, где дети будут создавать рисунки и поделки, связанные с историей и культурой России.

Патриотическое воспитание дошкольников — обязательный элемент ФГОС и ФОП ДО.

×
×