Автор: Оксенчук Оксана Петровна
Данная статья содержит информацию об организации исследовательской деятельности в урочное и неурочное время младших школьников. Исследовательская деятельность школьников-один из наиболее эффективных видов деятельности. Организация исследовательской деятельности-это широко распространенная форма обучения, которая выступает фактором саморазвития. Помогает детям раскрыть индивидуальные данные и интересы каждого школьника. С помощью исследовательской работы с учеником, учитель понимает особенность каждого ребёнка, что очень помогает в учебном и воспитательном процессе.
В настоящее время исследовательская деятельность школьников является одним из наиболее эффективных видов деятельности. Эта работа во время учёбы дает возможность учащимся научиться приобретать новые знания и благотворно влияет на развитие и самооценку.
Организация исследовательской деятельности-это широко распространенная форма обучения, которая выступает фактором саморазвития. Работа проводится на уроках и во внеурочное время. Так, например, на уроках окружающего мира, изучая тему «Строения человека» дети исследуют, как влияет школьный портфель на формирование здоровья учащихся. Во внеурочное время дети исследуют историю цирка, изучают свойства бросового материала.
Свою работу по организации в классе исследовательской деятельности, я начала с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей обучающихся. На основе полученных данных была спланирована дальнейшая работа.
В первом классе на уроках стала уделять внимание умению учащихся самостоятельно работать на уроке, ребята учились понимать и извлекать из текста и словаря нужную информацию, осознавать и точно выполнять задания к упражнению и другим видам учебных работ. Подбирала своим ученикам задания, которые нужно было выполнить совместно с родителями. Следует заметить, что помощником в создании продукта исследовательской деятельности выступает не только учитель, но и родители.
Роль учителя очень велика на протяжении всей работы. От того, как учитель выполнит ее на первом этапе – зависит судьба работы в целом.
Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была исследовательской, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Главное условие-тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, младшим школьникам. Для этого нужна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой, ему необходимо приложить полученные знания.
Следующим этапом, идёт обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
Очень значимым для работы является найти способы и пути развития активного, самостоятельного мышления детей и научить презентовать свой труд. Поскольку учащимся не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, им поможет учитель протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным открытиям. К сожалению, не все дети могут правильно представить. В классе есть дети, которые стесняются, боятся говорить перед публикой. Такие ребята собраны в группу, которой уделяется чуть больше внимания. И с каждым разом они становятся более раскрепощенными и уверенными в себе.