Автор: Ганиева Алие Анисовна
Великая цель образования — это не знания, а действия.
Герберт Спенсер
В последнее время мы видим снижение интереса учащихся к обучению. Учеба – это нелёгкий труд, требующий от учеников силы воли, настойчивости, терпения, трудолюбия, специальных умений. Ученику нужно освоить и запомнить большой объём сложного материала. Нужно посвящать много времени учебе, осознанно преодолевать возникающие трудности.
Ещё одна важная причина снижения интереса к обучению – однообразие и монотонность занятий, отсутствие ярких впечатлений, изменений событий, необходимость долгое время сидеть тихо и почти ничего не говорить. Всё это делает школьную жизнь безликой и безрадостной. Не вызывает желание учиться бедность и непродуманность методики и организации учебного процесса. Качество урока снижается, если учитель использует устаревшие средства и методы обучения. Многие педагоги строят урок, используя традиционную структуру, где преобладают пассивные формы работы учеников. Мы, учителя, тратим колоссальные усилия на то, чтобы сделать изложение программного материала на уроке максимально понятным, чтобы ученик мог легко его усвоить. Этим самым облегчаем его работу, и в то же время – мешаем процессу его самоутверждения и возрастания как личности. Мы освобождаем его от права иметь собственное мнение, собственный подход к данной проблеме. На уроке мало создаем ситуаций для размышлений, рассуждений, исследований, притупляем любознательность ученика, тем самым превратив процесс обучения в загрузку памяти ученика большим количеством правил, формул, терминов. Ученик не учится думать, а привыкает, что всё даётся в готовом виде.
В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения технологий, которые формировали и развивали у учащихся способность учиться творчески и самостоятельно. Одним из вариантов такого обучения являются методики, ориентированные на действия, а именно системно-деятельностный подход.
Именно системно – деятельностный подход является основой ФГОС второго поколения. При использовании этого подхода уроки становятся более насыщенными, красивыми и интересными.
Системно-деятельностный подход — методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Данный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться
Основные тезисы-принципы
1. Позиция учителя: К классу не с ответом, а с вопросом! 2. Позиция ученика: За познание мира! 3. Учебная задача: Задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя! 4. Учебная деятельность: Управляемый учебный процесс! 5. Учебное действие: Действие по созданию образа! 6. Образ: Слово, рисунок, схема, план! 7. Оценочное действие: Я умею! У меня получится! 8. Эмоционально-ценностная оценка: Я считаю так…!
|
< принцип деятельности; < < принцип непрерывности; < < принцип целостности; < < принцип минимакса; < < принцип психологической комфортности; < < принцип вариативности; принцип творчества |
Коммуникация – главная функция языка
Научить коммуникации можно только за счет вовлечения учащихся в различного рода деятельность, путем моделирования реальных ситуаций общения на основе систематизации языкового материала, что и дает нам системно-деятельностный подход.
Эффективные формы и методы организации речевой деятельности на уроках АЯ в рамках системно-деятельстного подхода:
обучение в сотрудничестве (парная и групповая работа);
ролевые и дидактические игры;
нетрадиционные уроки (пресс-конференции, заочные экскурсии, уроки-диспуты и брифинги, конкурсы);
проекты;
использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов;
проблемное обучение;
портфолио.
Реализация принципа проблемности происходит через деятельность ученика, через значимую для него проблемную ситуацию, наполнение проблемной ситуации противоречивостью, создание условий для осознания этого противоречия учеником. Развитие мышления включает осуществление таких действий как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и развертывается преимущественно как процесс решения задачи. Очень важным является то, с какой мотивацией и готовностью учащийся подойдет к осуществлению действия. И прежде, чем ученик — «натолкнется» на предмет и задачу действия, педагог должен тщательно проработать суть проблемы и «подложить» ту или иную проблему для разрешения учащимся в действии.
Я считаю, что правильное использование деятельностного метода обучения на уроках в школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.