Автор: Надежда Павловна Кравец
Кравец Н.П.,
руководитель РМО начальных классов.
«_17___» ____10________2022г
Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинально меняет его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребёнок должен каждый день ходить в школу, соблюдать режим дня, подчиняться правилам школьной жизни, выполнять требования учителей, выполнять домашние задания.
В это же период преобразуется личность ребенка, его познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Переживание ребёнком этих изменений, даже если он их не совсем осознает, всегда заметно: он гордится тем, что стал школьником. Это верный признак того, что у ребёнка формируется «внутренняя позиция школьника».
Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолеть превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности.
Эти трудности настолько существенны, что в первые недели школьной жизни, как показывают эксперименты, организм первоклассника работает в таком же режиме, как организм космонавта, находящего в состоянии невесомости. Такая интенсивность психофизиологических процессов вызвана тем, что активно протекает период школьной адаптации. Как правило, школьная адаптация занимает не один месяц и завершается в среднем не раньше, чем к концу первой четверти.
Учителя и родители могут оказать ребёнку существенную помощь в процессе школьной адаптации, поэтому обсуждение вопросов адаптации и поиск способов преодоления трудностей является столь важным
Задание 1 «Поразмышляйте в течение одной минуты и ответьте на вопрос: «Какие у Вас возникают ассоциации, когда Вы слышите слово «адаптация»?»
(Затем педагоги высказывают по кругу свои ассоциации, записываю их на доске, подводится итог, даётся определение слову «адаптация»).
Слайд 1
В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности.
В исследованиях психолога А.В.Петровского адаптация рассматривается как особый момент в становлении личности, от которого в значительной степени зависит характер её дальнейшего развития.
При нарушении адаптации, т.е. привыкания к условиям школьного обучения, возникает дезадаптация. Если в этот период ребёнку не будет оказана необходимая помощь со стороны родителей, учителей, психолога, у ребёнка может возникнуть школьный невроз или психосоматические заболевания.
Что является признаками дезадаптивного состояния?
Задание 2 «Портрет дезадаптированного ребёнка» (работа в группах)
Учителя делятся на группы и в течение 5 минут обсуждают признаки, по которым можно распознать ребёнка, испытывающего трудности адаптации, и оформляют на карточке. Затем представители от групп выступают, называя выделенные ими признаки, ведущий в конце подводит итог.
Признаки возникшей дезадаптации школьника: Слайд 2
1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
4. Нежелание выполнять домашние задания.
5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
7. Беспокойный сон.
8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.
9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
10. Неадекватные поведенческие реакции на замечания и реплики учителя, грубость.
11. Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками.
12. Снижение успеваемости, потеря интереса к учебе.
Для того, чтобы ребёнку оказать эффективную помощь, необходимо знать причины возникшей дезадаптации.
Задание 3. Карта возрастных особенностей первоклассников (участники дописывают фразу)
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ |
Преобладает образное мышление — требует наглядность |
Внимание непроизвольное — необходима частая смена деятельности |
Ведущая деятельность меняется с ролевой игры на обучающую игру |
Мотивация меняется с игровой на учебную, но не сразу |
Самооценка завышена |
В этот период важна роль взрослого |
Задание 4.
Упражнение «Звезда»
Необходимо карманное зеркало и пятиконечная звезда.
Глядя на изображение через зеркало, надо провести линию между внешней и внутренней звёздами. Это упражнение хорошо иллюстрирует ограниченность возможностей ребёнка в период созревания головного мозга.
Вопросы для обсуждения: «Ваши ощущения в процессе выполнения задания. Ваши мысли по этому поводу.
Идеи, выносимые на обсуждение: от ребёнка нельзя требовать того, что он выполнить не в состоянии.
Задание 5. Упражнение «Подкрепление»
Это упражнение иллюстрирует значимость безоговорочного положительного отношения к ребенку. Двое желающих выходят за дверь. Оставшимся дается инструкция задумать предмет из имеющихся в помещении и место, на которое активному участнику необходимо будет его перенести. Сложность упражнения заключается в двух моментах.
Во-первых, ни сам предмет, ни его новое место не называется напрямую, а ответы с уточнением на вопросы водящего носят завуалированный, расплывчатый характер.
Во-вторых, группе дается задание: первому игроку давать отрицательное подкрепление всех его слов и поступков (с помощью критики, негативных оценок отдельных его действий и личности в целом, пренебрежительной невербальной информации), а второму – положительное (используя слова поддержки, радости за успешные действия, уверения в пустячности совершенных неверных поступков, восхищения, комплиментов и т.д.).
Приглашается активный участник и ему дается задание: определить задуманный группой предмет и перенести его на другое место. Процедура совершается по очереди, отличаясь только в характере эмоционального подкрепления.
По окончании упражнения проходит групповое обсуждение, в котором возможность высказаться первым («выпустить пар») предоставляется активным участникам.
Вопросы для обсуждения: «Как вы чувствовали себя в своей роли?», «Какие чувства вызвала у вас реакция группы?», «Как вы чувствуете себя сейчас?», «Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?»
Идеи, выносимые на обсуждение
Безусловно, положительное приятие ребенка рождает доверие к миру, уверенность в себе и окружающих.
Психологическая поддержка – это способ выражения приятия.
С выданным за несколько минут шквалом отрицательного подкрепления первый игрок справился, так как понимал, что это игра. Ребенку такое количество негативных оценок выдается порциями растягивается на весь период пребывания в учебном заведении. Он не имеет другой информации о себе, других ресурсов, которые помогли бы ему справиться с переживаниями, таким образом у ребенка может сформироваться устойчивое отношение как к неудачнику.
Но даже положительная оценка должна быть уместной. Мастерство педагога проявится не в том, чтобы всегда только хвалить ребенка, а в том, чтобы почувствовать, когда эта похвала и поддержка особенно необходимы ребенку.
11. Подведение итогов
Семинар завершается итоговым обсуждением результатов, которых удалось достичь в его рамках, участники делятся своими впечатлениями.
17.10.22
Приложения
Признаки возникшей дезадаптации школьника:
1.______________________________
2.______________________________
3._______________________________
4._______________________________
5.______________________________
6.______________________________
7._______________________________
8._______________________________
9._______________________________
10._______________________________
11.______________________________
12_____________________________
_______________________________________________________________________________
Признаки возникшей дезадаптации школьника:
1.______________________________
2.______________________________
3._______________________________
4._______________________________
5.______________________________
6.______________________________
7._______________________________
8._______________________________
9._______________________________
10._______________________________
11.______________________________
12_____________________________
Признаки возникшей дезадаптации школьника:
1.______________________________
2.______________________________
3._______________________________
4._______________________________
5.______________________________
6.______________________________
7._______________________________
8._______________________________
9._______________________________
10._______________________________
11.______________________________
12_____________________________
_____________________________________________________________________
Признаки возникшей дезадаптации школьника:
1.______________________________
2.______________________________
3._______________________________
4._______________________________
5.______________________________
6.______________________________
7._______________________________
8._______________________________
9._______________________________
10._______________________________
11.______________________________
12_____________________________
Карта возрастных особенностей первоклассников (дописать, как решает данную проблему учитель)
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ |
Преобладает образное мышление — … |
Внимание непроизвольное — … |
Ведущая деятельность меняется с ролевой игры — на … |
Мотивация меняется с игровой — на … |
Самооценка завышена/занижена — … |
В этот период важна роль — … |
_________________________________________________________________
Карта возрастных особенностей первоклассников (дописать, как решает данную проблему учитель)
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ |
Преобладает образное мышление — … |
Внимание непроизвольное — … |
Ведущая деятельность меняется с ролевой игры — на … |
Мотивация меняется с игровой — на … |
Самооценка завышена/занижена — … |
В этот период важна роль — … |
______________________________________________________________
Карта возрастных особенностей первоклассников (дописать, как решает данную проблему учитель)
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ |
Преобладает образное мышление — … |
Внимание непроизвольное — … |
Ведущая деятельность меняется с ролевой игры — на … |
Мотивация меняется с игровой — на … |
Самооценка завышена/занижена — … |
В этот период важна роль — … |
Карта возрастных особенностей первоклассников (дописать, как решает данную проблему учитель)
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ |
Преобладает образное мышление — … |
Внимание непроизвольное — … |
Ведущая деятельность меняется с ролевой игры — на … |
Мотивация меняется с игровой — на … |
Самооценка завышена/занижена — … |
В этот период важна роль — … |
______________________________________________________________________________
Кравец Н.П.,
руководитель РМО начальных классов.
«_17___» ____10________2022г
Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинально меняет его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребёнок должен каждый день ходить в школу, соблюдать режим дня, подчиняться правилам школьной жизни, выполнять требования учителей, выполнять домашние задания.
В это же период преобразуется личность ребенка, его познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Переживание ребёнком этих изменений, даже если он их не совсем осознает, всегда заметно: он гордится тем, что стал школьником. Это верный признак того, что у ребёнка формируется «внутренняя позиция школьника».
Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолеть превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности.
Эти трудности настолько существенны, что в первые недели школьной жизни, как показывают эксперименты, организм первоклассника работает в таком же режиме, как организм космонавта, находящего в состоянии невесомости. Такая интенсивность психофизиологических процессов вызвана тем, что активно протекает период школьной адаптации. Как правило, школьная адаптация занимает не один месяц и завершается в среднем не раньше, чем к концу первой четверти.
Учителя и родители могут оказать ребёнку существенную помощь в процессе школьной адаптации, поэтому обсуждение вопросов адаптации и поиск способов преодоления трудностей является столь важным
Задание 1 «Поразмышляйте в течение одной минуты и ответьте на вопрос: «Какие у Вас возникают ассоциации, когда Вы слышите слово «адаптация»?»
(Затем педагоги высказывают по кругу свои ассоциации, записываю их на доске, подводится итог, даётся определение слову «адаптация»).
Слайд 1
В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности.
В исследованиях психолога А.В.Петровского адаптация рассматривается как особый момент в становлении личности, от которого в значительной степени зависит характер её дальнейшего развития.
При нарушении адаптации, т.е. привыкания к условиям школьного обучения, возникает дезадаптация. Если в этот период ребёнку не будет оказана необходимая помощь со стороны родителей, учителей, психолога, у ребёнка может возникнуть школьный невроз или психосоматические заболевания.
Что является признаками дезадаптивного состояния?
Задание 2 «Портрет дезадаптированного ребёнка» (работа в группах)
Учителя делятся на группы и в течение 5 минут обсуждают признаки, по которым можно распознать ребёнка, испытывающего трудности адаптации, и оформляют на карточке. Затем представители от групп выступают, называя выделенные ими признаки, ведущий в конце подводит итог.
Признаки возникшей дезадаптации школьника: Слайд 2
1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
4. Нежелание выполнять домашние задания.
5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
7. Беспокойный сон.
8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.
9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
10. Неадекватные поведенческие реакции на замечания и реплики учителя, грубость.
11. Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками.
12. Снижение успеваемости, потеря интереса к учебе.
Для того, чтобы ребёнку оказать эффективную помощь, необходимо знать причины возникшей дезадаптации.
Задание 3. Карта возрастных особенностей первоклассников (участники дописывают фразу)
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Преобладает образное мышление — требует наглядность
Внимание непроизвольное — необходима частая смена деятельности
Ведущая деятельность меняется с ролевой игры на обучающую игру
Мотивация меняется с игровой на учебную, но не сразу
Самооценка завышена
В этот период важна роль взрослого
Задание 4.
Упражнение «Звезда»
Необходимо карманное зеркало и пятиконечная звезда.
Глядя на изображение через зеркало, надо провести линию между внешней и внутренней звёздами. Это упражнение хорошо иллюстрирует ограниченность возможностей ребёнка в период созревания головного мозга.
Вопросы для обсуждения: «Ваши ощущения в процессе выполнения задания. Ваши мысли по этому поводу.
Идеи, выносимые на обсуждение: от ребёнка нельзя требовать того, что он выполнить не в состоянии.
Задание 5. Упражнение «Подкрепление»
Это упражнение иллюстрирует значимость безоговорочного положительного отношения к ребенку. Двое желающих выходят за дверь. Оставшимся дается инструкция задумать предмет из имеющихся в помещении и место, на которое активному участнику необходимо будет его перенести. Сложность упражнения заключается в двух моментах.
Во-первых, ни сам предмет, ни его новое место не называется напрямую, а ответы с уточнением на вопросы водящего носят завуалированный, расплывчатый характер.
Во-вторых, группе дается задание: первому игроку давать отрицательное подкрепление всех его слов и поступков (с помощью критики, негативных оценок отдельных его действий и личности в целом, пренебрежительной невербальной информации), а второму – положительное (используя слова поддержки, радости за успешные действия, уверения в пустячности совершенных неверных поступков, восхищения, комплиментов и т.д.).
Приглашается активный участник и ему дается задание: определить задуманный группой предмет и перенести его на другое место. Процедура совершается по очереди, отличаясь только в характере эмоционального подкрепления.
По окончании упражнения проходит групповое обсуждение, в котором возможность высказаться первым («выпустить пар») предоставляется активным участникам.
Вопросы для обсуждения: «Как вы чувствовали себя в своей роли?», «Какие чувства вызвала у вас реакция группы?», «Как вы чувствуете себя сейчас?», «Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?»
Идеи, выносимые на обсуждение
Безусловно, положительное приятие ребенка рождает доверие к миру, уверенность в себе и окружающих.
Психологическая поддержка – это способ выражения приятия.
С выданным за несколько минут шквалом отрицательного подкрепления первый игрок справился, так как понимал, что это игра. Ребенку такое количество негативных оценок выдается порциями растягивается на весь период пребывания в учебном заведении. Он не имеет другой информации о себе, других ресурсов, которые помогли бы ему справиться с переживаниями, таким образом у ребенка может сформироваться устойчивое отношение как к неудачнику.
Но даже положительная оценка должна быть уместной. Мастерство педагога проявится не в том, чтобы всегда только хвалить ребенка, а в том, чтобы почувствовать, когда эта похвала и поддержка особенно необходимы ребенку.
11. Подведение итогов
Семинар завершается итоговым обсуждением результатов, которых удалось достичь в его рамках, участники делятся своими впечатлениями.
17.10.22
Приложения
Признаки возникшей дезадаптации школьника:
1.______________________________
2.______________________________
3._______________________________
4._______________________________
5.______________________________
6.______________________________
7._______________________________
8._______________________________
9._______________________________
10._______________________________
11.______________________________
12_____________________________
_______________________________________________________________________________
Признаки возникшей дезадаптации школьника:
1.______________________________
2.______________________________
3._______________________________
4._______________________________
5.______________________________
6.______________________________
7._______________________________
8._______________________________
9._______________________________
10._______________________________
11.______________________________
12_____________________________
Признаки возникшей дезадаптации школьника:
1.______________________________
2.______________________________
3._______________________________
4._______________________________
5.______________________________
6.______________________________
7._______________________________
8._______________________________
9._______________________________
10._______________________________
11.______________________________
12_____________________________
_____________________________________________________________________
Признаки возникшей дезадаптации школьника:
1.______________________________
2.______________________________
3._______________________________
4._______________________________
5.______________________________
6.______________________________
7._______________________________
8._______________________________
9._______________________________
10._______________________________
11.______________________________
12_____________________________
Карта возрастных особенностей первоклассников (дописать, как решает данную проблему учитель)
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Преобладает образное мышление — …
Внимание непроизвольное — …
Ведущая деятельность меняется с ролевой игры — на …
Мотивация меняется с игровой — на …
Самооценка завышена/занижена — …
В этот период важна роль — …
_________________________________________________________________
Карта возрастных особенностей первоклассников (дописать, как решает данную проблему учитель)
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Преобладает образное мышление — …
Внимание непроизвольное — …
Ведущая деятельность меняется с ролевой игры — на …
Мотивация меняется с игровой — на …
Самооценка завышена/занижена — …
В этот период важна роль — …
______________________________________________________________
Карта возрастных особенностей первоклассников (дописать, как решает данную проблему учитель)
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Преобладает образное мышление — …
Внимание непроизвольное — …
Ведущая деятельность меняется с ролевой игры — на …
Мотивация меняется с игровой — на …
Самооценка завышена/занижена — …
В этот период важна роль — …
Карта возрастных особенностей первоклассников (дописать, как решает данную проблему учитель)
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Преобладает образное мышление — …
Внимание непроизвольное — …
Ведущая деятельность меняется с ролевой игры — на …
Мотивация меняется с игровой — на …
Самооценка завышена/занижена — …
В этот период важна роль — …
______________________________________________________________________________