Автор: Лаврущенко Ольга Николаевна
Организация работы над звуком с учащимися в классе фортепиано |
методические рекомендации педагога |
Автор: Лаврущенко Ольга Николаевна |
2024 |
I. Вступление.
Музыка — невозможна без звука. Раз музыка есть звук, то главной заботой, первой и важнейшей обязанностью любого музыканта является работа над звуком. Это в равной мере относится и музыкальной педагогики. Поскольку звук есть сама материя музыки, то облагораживая и совершенствуя звук, мы подымаем саму музыку на большую высоту.
«Работа над звуком есть самая трудная работа, так как тесно связана со слуховыми и будем откровенны—душевными качествами ученика» (Г.Г.Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры»).
Это высказывание выдающегося музыканта и педагога точно и убедительно подтверждает громадное и определяющее значение и сложность проблемы культуры звука, которая встает перед каждым исполнителем и музыкальным педагогом. Исключительно велико значение этой проблемы и для исполнительства на духовых инструментах. Ведь звук является самой яркой краской в палитре выразительных средств этих инструментов.
II. Основная часть.
Фундаментом культуры звука является правильно поставленный звуковой аппарат. Процесс постановки звукового аппарата можно разделить на два этапа.
На первом этапе учащийся, пользуясь указаниями педагога, зрительными образцами и контролем с помощью зеркала, усваивает правильную принципиальную схему формирования работы губ, амбушюра и дыхания. Даже в том случае, если учащемуся на первом этапе удается самым добросовестным образом усвоить все элементы постановки звукового аппарата, последний следует расценивать лишь как основу, которую еще предстоит наполнить живым содержанием, как основание, на котором будет строится все дальнейшее развитие ученика, формирование его творческой индивидуальности.
Развитие звукового аппарата-схемы до уровня звукового аппарата — инструмента творчества — осуществляется на втором этапе формирования молодого музыканта. Этот этап длится сравнительно долго и завершается достижением исполнительской зрелости. Артистизм звукового аппарата проявляется не только в высоком развитии силы, выносливости, гибкости и эластичности всех его мышц, но также и в той тончайшей координации работы губ, дыхания и резонаторов, от которых в конечном счете и зависит качество звука духового инструмента. Эти связи имеют сложную рефлекторную природу, обеспечить их не могут никакие самые подробные анатомо-физиологические объяснения педагога.
Ка.ки.ми же ср.ед.ст.ва.ми ра.сп.ол.аг.ае.т пе.да.го.г дл.я фо.рм.ир.ов.ан.ия ар.ти.ст.ич.ес.ко.го зв.ук.ов.ог.о ап.па.ра.та уч.ен.ик.а?
Ес.ли на пе.рв.ом эт.ап.е ос.но.вн.ым ин.ст.ру.ме.нт.ом фо.рм.ир.ов.ан.ия ап.па.ра.та яв.ля.ет.ся зр.ен.ие, то на вт.ор.ом эт.ап.е та.ко.вы.м ст.ан.ов.ит.ся сл.ух, ко.то.ры.й ме.то.до.м ко.мп.ле.кс.но.го во.зд.ей.ст.ви.я ра.зв.ив.ае.т зв.ук.ов.ой ап.па.ра.т до ста.ди.и ко.гд.а он бу.де.т сп.ос.об.ен лу.чш.е вы.по.лн.ит.ь не.об.хо.ди.му.ю му.зы.ка.ль.ну.ю за.да.чу. В да.ль.не.йш.ем эт.о до.лж.но пр.ив.ес.ти к по.лн.ом.у и бе.сп.ре.пя.тс.тв.ен.но.му по.дч.ин.ен.ию му.зы.ка.ль.но.й во.ле ис.по.лн.ит.ел.я во вс.ех ее то.нч.ай.ши.х пр.оя.вл.ен.ия.х, пр.ич.ем по.дч.ин.ен.ию ав.то.ма.ти.че.ск.ом.у. Эт.а «д.ов.од.ка.» ос.ущ.ес.тв.ля.ет.ся в пр.оц.ес.се си.ст.ем.ат.ич.ес.ко.й и це.ле.ус.тр.ем.ле.нн.ой ра.бо.ты на.д зв.ук.ом. Тв.ор.че.ск.ая ра.бо.та на.д зв.ук.ом не то.ль.ко фо.рм.ир.уе.т ар.ти.ст.ич.ес.ки.й ап.па.ра.т, но и по.зв.ол.яе.т раз.ви.ть в мо.ло.до.м му.зы.ка.нт.е ка.че.ст.ва му.зы.ка.нт.а-ху.до.жн.ик.а, бе.з ко.то.ры.х не.во.зм.ож.но ок.он.ча.те.ль.но ре