Автор: Лиана Камовна Агикова
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНЫХ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Особенности организации семейных спортивных мероприятий в начальной школе
Семейные спортивные мероприятия в начальной школе — это организованные спортивные мероприятия, в которых участвуют ученики начальных классов вместе со своими родителями или членами семьи, с целью укрепления семейных связей, пропаганды здорового образа жизни и развития физической активности у детей.
Важнейшая задача спортивных мероприятий и праздников в школе – вовлечь в активную деятельность всех обучающихся, независимо от уровня их подготовки. В процессе проведения этих мероприятий происходит оценка уровня их физической подготовки и развития физических качеств в необычных игровых условиях. Существуют различные системы классификации спортивных событий в школе, основанные на различных критериях, некоторые из которых мы рассмотрим далее.
Любое спортивное мероприятие преследует цель всестороннего и гармоничного развития личности обучающегося, для чего разрабатывается комплекс взаимосвязанных задач. При этом тема, содержание, методы и средства реализации праздника тщательно подбираются в соответствии с главной задачей, определяющей направленность мероприятия [25]. Спортивные мероприятия по главной задаче делятся на:
1. Праздники, призванные пропагандировать здоровый образ жизни, включают в себя эстафеты, подвижные игры и конкурсы, которые позволяют детям младшего школьного возраста в игровой форме «бороться» с ленью, злобой, страхами, развивая при этом силу воли и уверенность в себе. Одновременно с этим, эти мероприятия служат для пропаганды закаливания, обучения гигиеническим навыкам и привития режима дня, формируя у детей полезные привычки.
2. С целью формирования спортивной культуры и расширения кругозора обучающихся, в школах проводятся праздники, посвященные спортивным событиям как национального, так и международного масштаба. Основу этих мероприятий составляют командные игры и эстафеты, способствующие развитию командного духа и физических качеств. Во время праздников обучающиеся получают знания об Олимпийских играх, различных видах спорта и выдающихся спортсменах, что способствует формированию у них устойчивого интереса к спорту и здоровому образу жизни.
3. Для формирования позитивного эмоционального фона и сближения поколений в школах организуются праздники, способствующие созданию прекрасного настроения. Основу этих мероприятий составляют забавные конкурсы, шуточные развлечения-соревнования и использование смешного реквизита. Обучающиеся получают возможность взаимодействовать со взрослыми в непринужденной обстановке, что способствует укреплению взаимопонимания и доверия.
4. Праздники, направленные на стимулирование творческой активности у обучающихся, включают в себя конкурсы-испытания, которые позволяют развивать способность к самостоятельной деятельности и повышать мотивацию. Участие в таких мероприятиях способствует раскрытию творческого потенциала и формированию креативного мышления у детей.
5. Мероприятия, посвященные демонстрации спортивных достижений, становятся яркими событиями в жизни школы и способствуют формированию спортивных традиций. Часто эти праздники приурочены к знаменательным датам, таким как День защитника Отечества или Международный женский день, что создает особую праздничную атмосферу и повышает значимость мероприятия.
6. Для формирования морально-волевых и нравственных качеств у младших школьников проводятся специальные спортивные праздники, в основе которых лежат различные игры. В процессе участия в этих играх дети приобретают ценные навыки, необходимые для успешной социализации, такие как взаимопомощь, дружелюбие и уважение к окружающим, а также воспитывают бережное отношение к окружающей среде, что способствует формированию ответственного и социально активного гражданина [6].
Классификация спортивных праздников по двигательному содержанию представлена следующими категориями:
Несмотря на условность разделения спортивных праздников по методам, данная классификация может быть полезной при планировании и организации мероприятий. Основными методами являются:
1.2 Организация семейных спортивных мероприятий для младших школьников
Природная потребность в движении является неотъемлемой частью развития каждого ребенка. Однако, по мнению Н.А. Амосовой, современные дети все чаще сталкиваются с негативными последствиями цивилизации, такими как переедание, недостаток физической активности (гиподинамия) и накопление негативных эмоций без возможности их физической разрядки. Эти факторы, по мнению врачей, физиологов и педагогов, напрямую влияют на физическое здоровье детей, а также на их эмоциональное благополучие, которое тесно связано с хорошим настроением и положительными эмоциями.
В современном обществе наблюдается тенденция, когда родители перекладывают основную ответственность за воспитание и развитие детей на образовательные учреждения. При этом, как показывают результаты анкетирования, наибольшее внимание уделяется интеллектуальному развитию ребенка, в то время как вопросы физического воспитания зачастую остаются без должного внимания. Большинство родителей полагают, что физическое развитие их детей соответствует возрастным нормам, однако, при этом более половины из них признают, что не уделяют внимание физической активности ребенка в повседневной жизни семьи. Кроме того, анкетирование выявило недостаточный интерес родителей к получению квалифицированной консультации по вопросам физического развития детей. Вместо этого они предпочитают полагаться на информацию, полученную из средств массовой информации, от друзей и родственников, которая не всегда является достоверной и профессиональной.
В связи с вышеизложенным, перед современными образовательными учреждениями стоит многогранная задача: не только обеспечивать высокий уровень образования, но и активно содействовать улучшению физической подготовки подрастающего поколения, формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, воспитывать их здоровыми, сильными и эмоционально устойчивыми личностями. В этой связи сотрудничество семьи и школы в области охраны здоровья, укрепления физической формы и формирования устойчивого интереса к здоровому образу жизни становится одним из приоритетных направлений при моделировании взаимодействия детей, педагогов и родителей. Особую значимость данное взаимодействие приобретает в младшем школьном возрасте, поскольку именно этот период характеризуется интенсивной познавательной активностью, развитием интеллектуальной и эмоциональной сфер, становлением самосознания и усвоением общечеловеческих ценностей, в том числе ценностей, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
Полноценная школьная жизнь невозможна без разнообразных, увлекательных и энергичных игр, праздников и соревнований. Эти мероприятия способствуют всестороннему развитию ребенка, стимулируя его сообразительность, смекалку, воображение и творческие способности, а также формируя потребность в движении и эмоциональном восприятии жизни. Спортивные праздники, в которых активно участвуют родители, являются одним из эффективных способов повышения заинтересованности школьников и их семей в занятиях физической культурой и спортом. Такие мероприятия способствуют формированию позитивного отношения к здоровому образу жизни, создают атмосферу доброжелательности и укрепляют доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами.
Физкультурные праздники – это масштабные и зрелищные мероприятия, которые оказывают комплексное воздействие на участников и зрителей. Они не только демонстрируют достижения в области физической культуры и способствуют совершенствованию двигательных навыков, но и пропагандируют здоровый образ жизни, а также воспитывают у участников положительные черты характера и ценностные ориентации.
Организация физкультурных праздников в общеобразовательной школе осуществляется в соответствии с требованиями учебной программы. Рекомендуется проводить не менее двух-трех таких мероприятий в течение учебного года для учащихся младшего школьного возраста. Периодичность и продолжительность праздников (не более 60 минут) варьируются в зависимости от возраста детей, уровня их физической подготовки, условий проведения, а также задач и содержания самого праздника. Важно избегать отбора участников, ориентируясь исключительно на лучшие результаты, так как это противоречит задачам массового вовлечения детей и родителей в занятия физической культурой, а также воспитательным и оздоровительным целям, которые ставит перед собой образовательное учреждение. В программу физкультурных праздников необходимо включать подвижные и спортивные игры, эстафеты, танцы, упражнения и музыкально-ритмические движения, в которых активно участвуют как дети, так и их родители. Для поддержания интереса и создания праздничной атмосферы рекомендуется использовать “сюрпризные” моменты, такие как неожиданное появление сказочных персонажей, их взаимодействие с детьми, участие в играх и танцах, а также церемония награждения победителей. Эти элементы оживляют праздник, привлекают внимание к происходящему и дарят детям положительные эмоции и яркие впечатления.
Ключевая роль в проведении физкультурного праздника отводится ведущему, который должен обладать не только профессиональными навыками педагога-организатора, но и ярко выраженными личностными качествами. Опыт показывает, что подготовка и способности ведущего определяют успех мероприятия на 80%. Ведущий должен быть артистичным, уметь эффективно руководить коллективом, понимать особенности детской психологии, гибко реагировать на ситуацию и вносить коррективы в сценарий по ходу праздника, а также контролировать физическую, психическую и эмоциональную нагрузку участников. При проведении массовых мероприятий ведущему необходима помощь ассистентов из числа педагогов или старшеклассников, которые будут отвечать за подготовку и уборку инвентаря, музыкальное сопровождение и вручение призов. Завершающим этапом праздника является общий хоровод, игра с умеренной или низкой активностью и торжественный парад участников. Важным элементом является подведение итогов, которое должно осуществляться как в процессе праздника, после каждой игры или эстафеты, так и в его завершении. Позитивное впечатление от мероприятия во многом зависит от грамотной организации окончания, подведения итогов и награждения участников. Необходимо заранее продумать систему поощрения, чтобы каждый ребенок почувствовал себя счастливым и значимым. Важно придерживаться принципа, что на празднике не должно быть проигравших, а победителями становятся дружба и участие. В качестве наград и знаков внимания можно использовать памятные медали, дипломы, сладкие призы и другие поощрительные подарки.
Физкультурные праздники оказывают значительное положительное влияние на формирование личности ребенка. Совместная деятельность, направленная на достижение общих целей и преодоление трудностей, способствует сплочению не только детского коллектива, но и укреплению связей между родителями и детьми. Участие в празднике воспитывает чувство ответственности, учит детей сопереживать успехам и неудачам других, проявлять заботу и внимание к окружающим. Соревновательный аспект, присутствующий в играх и упражнениях, способствует развитию целеустремленности, настойчивости, находчивости, смелости, решительности и других важных морально-волевых качеств.
Праздник для ребенка – это всегда особенное и запоминающееся событие. Опыт проведения спортивных праздников с участием всей семьи демонстрирует их положительное воздействие на формирование у детей и взрослых устойчивого интереса к активной двигательной деятельности. Кроме того, такие мероприятия способствуют повышению роли школы в решении задач физического воспитания, объединяя усилия педагогов, родителей и детей для достижения общих целей.
Выводы по первой главе
Педагоги и родители, являясь ключевыми фигурами в создании благоприятных условий для занятий физической культурой, несут ответственность за поддержание интереса детей к этой деятельности. Важно поощрять их активное участие в занятиях, создавать возможности для проявления инициативы и поддерживать их стремление к физическому совершенствованию.
Как следствие, при целенаправленном и систематическом подходе к физическому воспитанию, у младших школьников формируется устойчивый интерес к спорту и физической культуре, а также ценностная установка на здоровый образ жизни, что является основой для их дальнейшего благополучия.
Более того, высокий уровень физической подготовки напрямую влияет на успеваемость во всех сферах деятельности, будь то учебная, трудовая или спортивная. Формирование и развитие физической культуры представляет собой жизненно важный процесс для полноценного и гармоничного развития личности, укрепления здоровья, повышения жизненного тонуса и, в конечном итоге, увеличения продолжительности жизни.