Организация событийной воспитательной среды в образовательной организации

Автор: Расулова София

Министерство просвещения Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Алтайский государственный педагогический университет»

 

Институт психологии и педагогики

Кафедра общей и социальной педагогики

 

 

Организация событийной воспитательной  среды в образовательной организации

 

Проект

по направлению 44.04.01 Педагогическое образование:

Основы религиозных культур и светской этики

 

Выполнил:

магистрант 2352з группы

Расулова София

________________________

(подпись)

Руководитель:

кандидат педагогических наук,

доцент

Маланичева Анна Владимировна

__________________________

(подпись)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул 2024

 

 

 

Содержание

 

Введение

1. Анализ теоретических основ организации событийной воспитательной  среды в образовательной организации

1.1 Научные основы, существо и принципы событийного подхода

Глава 2. Разработка методических рекомендации для руководства исследовательской деятельностью в процессе изучения темы «Организация событийной воспитательной  среды в образовательной организации».

2. Опытно-экспериментальная работа по развитию и реализации событийной воспитательной среды в образовательной организации МКОУ Победимская СОШ Топчихинского района Алтайского края

2.1 Составление методических рекомендации для руководства исследовательской деятельностью в процессе изучения темы «Организация событийной воспитательной  среды в образовательной организации».

Список использованных источников

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

          

Направление и характер развития общества всегда диктует современность. Вопросы в сфере воспитания остаются  глобальными и не теряют своей актуальности. Социально – экономические, а также политические и культурно – образовательные сферы в жизни общества, наблюдаемые нами сегодня, показывают острую  потребность создания каждой образовательной организации  той  воспитательной среды, которая, в свою очередь, отвечала бы требованиям времени в вопросе формирования личности, готовой личностно реализовываться во взрослой жизни, быть конкурентоспособной на рынке труда.

Воспитание в педагогике как понятие рассматривается как формирование личности, творца  собственной жизни, а также судьбы, подготавливающего молодого человека к субъектной деятельности, вырабатывающего предпосылки здорового психологического и физиологического развития. Также воспитание определяет гуманитарные задачи. Значит, формирование личности целиком и полностью зависит от процесса воспитания подрастающего поколения.

Таким образом, пониманию глубокого смысла воспитания способствует  воспитание разносторонне-развитой личности.

Решение проблемы относительно воспитательных задач всегда актуально, как в прошлом, так и в  настоящем российской психологии и педагогики.

В современную эпоху деятельность образовательной организации (ОО) регламентируется рядом законодательных актов в сфере образования. Подходы, принципы, направления функционирования и развития организации определяются законом «Об образовании в Российской Федерации»; процесс обучения выстраивается в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования; рост профессионального мастерства педагогических работников ориентирован на требования профессиональных стандартов.

Знакомясь с идеями философии М.А Бердяева, изложенными в книге «Философия свободы» [2], понимаем, что главная идея философии — это смысл существования человека и в связи с ним о смысле бытия в целом. «Истинное решение проблемы реальности, проблемы свободы, проблемы личности — вот настоящее испытание для всякой философии», — считает он [2,69].

Идеал гуманистического воспитания по словам В.А.Сухомлинского, широко представленный в работе «Избранные произведения»[13], раскрывается так, что «воспитание заключается в том, чтобы умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если ее как жемчужину шлифовать, засияет неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье. Открыть в каждом человеке его, только его неповторимую грань — в этом искусство воспитания» [13,153].

А.С. Газман в работе «Детский коллектив как субъект и объект воспитания»[6] последовательно проводит постулат о том, что главной обязанностью педагога в воспитании является мягкая, ненавязчиво представленная помощь взрослого в саморазвитии, самореабилитации, самоопределении и самоорганизации ребенка. Процесс воспитания он определяет как «сотрудничество детей и взрослых с целью создания благоприятных условий для саморазвития всех субъектов образовательного процесса»[6,2].

К.Д. Ушинский, рассматривая проблемы воспитания в книге «Педагогические сочинения»[15], указывает на то, что «школьное воспитание далеко не составляет всего воспитания народа. Религия, природа, семья, предания, поэзия, законы, промышленность, литература — все, из чего слагается историческая жизнь народа, — составляют его действительную школу…»[15,148].

И.С Якиманская в своей работе «Технология личностно -ориентированного образования»[16] объясняет смысл и технологию личностно-ориентированного обучения. По ее мнению, «личностно-ориентированное обучение заключается в том, чтобы поддерживать и развивать природные качества ученика, его индивидуальные способности, помогать в становлении его субъективности, социальности, творческой самореализации[16,21].

Отмечая плодотворность рассмотренных исследований, следует признать, что в педагогической теории проблема развития воспитательной системы образовательной организации в вопросе взращивания жизнеспособной личности фундаментально не осмыслена. Среди проблем, возникающих при изучении воспитательной среды образовательной организации, требуется исследовать такие, которые связаны с обоснованием направления воспитания детей, соответствующего вызовам современного общества; разработкой подхода и принципов к развитию воспитательной среды образовательной организации; определением ее структуры, ресурсного потенциала, интегративных процессов, ведущих к качественному преобразованию системы или ее элементов; обоснованием содержания, форм и средств формирования готовности к самоопределению и жизнетворчеству в сфере собственного существования.

Таким образом, теоретический анализ и анализ опыта свидетельствуют о наличии противоречий между: на теоретико-методологическом уровне:

— объективной необходимостью воспитания жизнеспособной личности в социальных и экономических реалиях XXI века и ослаблением воспитательной функции образовательной организации;

— потребностью современного социума в качественном обновлении концептуальных ориентиров воспитательной среды образовательной организации и неразработанностью в педагогической науке подходов, принципов развития воспитательной среды как пространства формирования жизнеустойчивой, творческой личности;

— нормативными требованиями к созданию открытых моделей воспитательных сред, обеспечивающих «мажорный тон, эмоциональную окраску, игровую инструментовку, вариативность и событийность воспитательного процесса», прописанными в воспитательном компоненте Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения, в государственной программе развития воспитания и социализации детей в Российской Федерации, и фрагментарностью появления прикладных моделей воспитательных систем как педагогической инициативы и творчества;

— потенциальными возможностями воспитательной среды образовательной организации и отсутствием действенной воспитательной практики по формированию жизнелюбивой, жизнестойкой, гуманистически ориентированной личности по отношению к обществу и себе самой;

— значительным по объему количеством научных работ по теории воспитательных сред школы и отсутствием специальных исследований, касающихся развития воспитательной системы образовательной организации на практическом уровне:

-стремлением взрослеющего человека к поиску смысла жизни и традиционной сохраняющей позицию воздействия на личность в массовой формально организованной воспитательной работе, игнорирующей экзистенциальную проблематику воспитания;

— потребностью педагогического коллектива в совокупности взаимосвязанных программных и технических средств, обеспечивающих развитие воспитательной образовательной организации, и неразработанностью программно-содержательного и технологического обеспечения исследуемого процесса;

— существующей организацией педагогического взаимодействия педагогов образовательной  организации с родителями воспитанников на уровне частных практик и неразработанностью технологии сотрудничества с семьей как субъектом событийной детско-взрослой общности на уровне событийной воспитательной среды образовательной организации       Актуальность темы исследования. В ряде исследований разработчики событийного подхода в организации воспитательной среды образовательной организации к воспитанию противопоставляют его стереотипу мероприятийного воспитания (Д. В. Григорьев, Л. И. Новикова). Событийный подход представлен как точка зрения и способ работы с проблемами воспитания, в основе которых лежит гуманистическая позиция педагога в организации педагогических событий, готовность к эмпатийному пониманию личности ребенка, конгруэнтное самовыражение самого педагога, уважение к самоопределению ребенка.

Именно образовательные организации, как целостные воспитательные среды, должны стать сегодня ячейками испытания передовых технологий воспитания и развития, внедрение которых в практику позволит преодолеть узкий «предметоцентризм» и «мероприятийный подход», повысить уровень общего развития и воспитанности обучающихся.

Целью проекта является создание учебно-методического пособия «Организация событийной воспитательной  среды в образовательной организации».

 Задачи исследования:

1.      Изучить методическую, педагогическую и психологическую литературу по данной теме.

2.      Систематизировать теоретический материал по данной теме.

3.      Составить задания для практической части пособия.

4.      Разработать контрольно-оценочные средства.

5.      Спроектировать интеллектуальные карты для уроков литературного чтения.

Методы исследования: эмпирические (анализ и систематизация педагогической, психологической и методической литературы).

  Адресная направленность: материал пособия может быть использован специалистами различных уровней при разработке концепций воспитательных пространств муниципалитетов, стратегий развития событийных воспитательных сред образовательных организаций различного типа и вида, программ развития событийных воспитательных сред различной ведомственной принадлежности, социально-педагогических проектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание проекта

 

 

 

Учебно-методическое пособие «Организация событийной воспитательной  среды в образовательной организации» состоит из следующих разделов и структурных элементов:

Во введении раскрывается значимость пособия, его структура.

Сформулированы цели и задачи изучения темы, которые необходимо достичь преподавателю и студентам в процессе образовательной деятельности.

Исходя из целей спрогнозированы результаты, т.е. какие знания должны быть усвоены и какие умения должны быть освоены студентами в завершение работы по теме.

Нами разработаны методические рекомендации для руководства исследовательской деятельностью в процессе изучения темы «Организация событийной воспитательной  среды в образовательной организации».

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно способствуют решению проблемы, имеющей важное социально-культурное значение, открывает направление научных исследований, связанных с теоретико-методологическим обеспечением развития событийной воспитательной среды образовательного учреждения как фактора воспитания жизнеспособной личности.

Выявленные общественно-исторические и психолого-педагогические предпосылки развития воспитательных сред составляют основу для научных направлений в исследовании современного воспитания, нацеленного на формирование человека, имеющего свою философию жизни, умеющего найти себя в сложном многомерном мире..

Разработанный  событийно-интегративный подход в развитии событийной воспитательной среды образовательной организации вносит существенный вклад в расширение представлений о теории воспитания в контексте экзистенциальной педагогики, способствует обогащению педагогической теории в части, относящейся к целевым, ценностным, содержательным и процессуальным основам развития событийной воспитательной среды образовательной организации, актуализирующим активность воспитанника в обретении смысла, целей и ресурсов собственной жизни.

Изложенные в выше тенденции развития событийной воспитательной среды образовательной организации как составная часть ведущей идеи исследования определяют гуманистическую направленность исследуемого явления, авторское осмысление и оценку проблем, негативно влияющих на развитие событийной воспитательной среды образовательной организации.

Обоснование взаимообусловленности уровня сплоченности событийной детско-взрослой воспитательной общности и этапов развития событийной воспитательной среды образовательной организации способствует углублению теории и методики воспитательного коллектива в аспекте определения событийного воспитательного события как способа формирования ценностно-ориентационного единства коллектива.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в его ходе данные и результаты могут быть использованы специалистами различных уровней при разработке концепций воспитательных пространств муниципалитетов, стратегий развития событийных воспитательных сред образовательных организаций различного типа и вида, программ развития событийных воспитательных сред различной ведомственной принадлежности, социально-педагогических проектов.

Предлагаемая в исследовании концепция развития событийной воспитательной среды образовательной организации с позиций событийно-интегративного подхода определяет новые модели продуктивного обновления гуманистических воспитательных систем, которые могут быть использованы в практике образовательного процесса колледжей, училищ, общеобразовательных организаций, детских оздоровительных лагерей, каникулярных лагерей при учете социального заказа, результатов маркетинговых исследований потребностей в дополнительных образовательных услугах на личностном, муниципальном, региональном уровнях.

В заключение приводится список используемых источников, которыми студенты могут воспользоваться для расширения сведений по данной теме, а также для подготовки к зачетным урокам и экзамену.

Таким образом, мы попытались в нашем пособии систематизировать теоретический и практический материал с целью оказания помощи преподавателям, студентам в организации событийной воспитательной среды в образовательной организации.

В раздел «Контрольно-оценочные средства» включены контрольные вопросы и задания, с помощью которых студенты смогут проверить степень усвоения материала при самостоятельном изучении данной темы.

В заключение приводится список используемых источников, которыми студенты могут воспользоваться для расширения сведений по данной теме, а также для подготовки к зачетным урокам и экзамену.

Таким образом, мы попытались в нашем пособии систематизировать теоретический и практический материал с целью оказания помощи преподавателям, студентам и учителям начальной школы в организации образовательной деятельности по теме «Организация событийной воспитательной  среды в образовательной организации».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Акатова В.В. Воспитательная роль социально-образовательного пространства // Специалист. 2001. №8. С. 24–39.

2. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних / под. ред. Б.Н. Алмазов. Свердловск: УрГУ, 1986. 150 с.

3. Ананьев Б.Г. Структура личности. // Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия / под. ред. А.В.Куликова. С-Пб.:Питер, 2000. 501 с.

4. Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Психология управления. Харьков, 1998. 162 с.

5. Барий М.И., Ортинский В.Л. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие. М.: Центр учебной литературы, 2007. 286 с.

6. Безрукова B.C. Педагогика: Проективная педагогика: учеб. пособие. Екатеринбург, 1996. 334 с.

7.  Бочарова В.Г. Воспитательная микросреда как фактор формирования личности: дис. канд. пед. наук: спец. 13.00.01 «Общая педагогика и история педагогики» / под. ред. В.Г.Бочарова. М., 1991. 379 с.

8.Воспитательное пространство как объект педагогического исследования / под ред. Н.Л. Селивановой. Калуга: Институт усовершенствования учителей, 2000. 248 с.

9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: АСТ; Астрель; Люкс, 2005. 671с.

10. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. // Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2004. 512 с.

11. Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Личностный рост ребенка как показатель эффективности воспитания: методика диагностирования. Москва-Тула, 2002. С. 154–171.

12. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». / под. ред. А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М.: Просвещение, 2009. 24 с.

13. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование и компетентность участников образования и школьные технологии. // Завуч. 2007. № 6. С. 64–72.

14. Зверев В.И. Как оценить успешность в управления. // Завуч. 2007. №5. С.15–21.

15. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями / под. ред. Р.М. Капраловой. М.: Просвещение, 1980. 92 с.

16. Караковский В.А. Школьное воспитание как управляемая система.// Мир образования. 1997. №1. С. 79.

17. Ковалев Г.А., Абрамова Ю.Г. Пространственный фактор школьной среды: Альтернативы и перспективы Учителю об экологии детства. М., 1996.С.189–199. 18. Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь.М., 2000. 176 с.

19. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление.М., 2000. 159 с.

20. Лазарев В.С., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. М.: Новая школа,1993. 48 с.

21. Леднев В.С. Содержание образования: структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. 224 с.

22. Лийметс Х.Й. Организация обучения как фактор воспитания. Как воспитывает процесс обучения? М., 1982. С. 86–95.

23. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. М., 1986. 114 с.

24. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании // Москва:

Научнаяцифроваябиблиотека.URL:http://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1191928670&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 11.11.2023).

25. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. / под ред. Ю.С. Мануйлов // Педагогика. 2000. №7. С.36–41.

26. Моложавый С.С. Учет среды и работа детских учреждений Программа изучения ребенка и детского коллектива в ее практическом применении. М., 1995. 185 с.

27. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. М., 1997. 96 с.

28. Мудрик А.В. Социальная педагогика : учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 200 с.

29. Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (до 2025 г.). Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751, г. Москва. URL: http://rg. ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (дата обращения: 08.11.2023).

30. Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (до 2025 г.). Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751, г. Москва: URL: http://rg. ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (дата обращения: 12.10.2023).

31. Нечаев М.П. Теоретические основания развития воспитывающего потенциала образовательной среды школы: [Электронный ресурс] /М. П. Нечаев // URL:http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsiipedagogika/1/a40.php

32. Новиков Д.А. Современные подходы к исследованию проблем управления образовательными системами. // Педагогика. 2010. № 10. С. 28–30.

33. Новикова Л.И. Школа и среда. Системный подход к воспитанию. М.: Педагогика, 1979. С.17–21.

34. Новикова Л.И. Школа и среда. М.: Знание, 1985. 80 с.

35. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 800 слов и фразеологических выражений. / под. ред. С.И.Ожегова, Н.Ю. Шведовой. М.: ИТИ Технологии, 2006. 944 с.

36. Организация воспитательной работы в школе: пособие для директоров общеобразовательных учреждений. М.: Школьная пресса, 2004. 92 с.

37. Основы менеджмента. /под ред. А.А.Радугина. М., 1997. С. 45–47.

38. Павлов А.А. Формирование творческой воспитывающей среды в учреждении дополнительного образования детей. / под ред. А.А. Павлова. М., 2011. 230 с.

39. Панасенко М.В. Технология воспитания ответственности подростков (на примере уроков гуманитарного цикла). Методические рекомендации. Магнитогорск, 1999. 28 с.

40. Педагогика / под. ред. В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов. М.: Школа-пресс, 2000. 298 с.

41. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. М., Педагогика, 1996. 440 с.

42. Педагогика / под ред. И.П. Подласого. М., 2004. 302 с.

43. Пидкасистый П.И. Психология и педагогика / П.И. Пидкасистый // 2-е изд.  М.: ЮРАЙТ, 2011. 714 с.

44. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе. М., 2000. С. 101–105.

45. Розанов В.А. Психология управления. М.: Альфа-Пресс, 2000. 384 с.

46. Савва Л.И. Педагогика в образно-логическом изложении: учебное пособие / под. ред. Л.И. Савва, Сайгушева Н.Я., О.А. Веденеевой. Магнитогорск: Магнитогорский Дом печати, 2015. 129 с.

47. Селиванова Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве // Педагогика. 2000. №6. С. 35–39.

48. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.

49. Словарь по социальной педагогике / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. М., 2002. 368 с.

50. Современный толковый словарь. М.: БСЭ, 2003. 420 с.

51. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996 г. Москва // Российская газета. 2015. № 6693 С. 8-89.

52. Сухомлинский В.А. О воспитании / под. ред. В.А. Сухомлинского. М.: Политическая литература, 1982. 270 с.

53. Тихомирова Е.И. Становление школьника-лидера в воспитательной среде школы. Самара, 2001. 181 с.

54. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» URL:http://ww

55. Методика формирования событийного пространства в образовательной организации [Электронный ресурс] : практическое пособие / Т. А. Абрамовских, А. В. Коптелов, А. В. Машуков [и др.]. – Электрон. Текстовые дан. (1 файл: 748 Кб). – Челябинск : ЧИППКРО, 2023. – 1 электрон. опт. диск (CD-R). – Систем. требования: PC от 1 ГГц; 512 Мб RAM; 1,5 Мб свобод. диск. пространства; CD-привод; ОС Windows XP и выше; ПО для чтения pdf-файлов. – Загл. с экрана.

56 file:///C:/Users/Admin/Documents/МР%20ОРГАНИЗАЦИЯ/ВКР%20Орг. ВСР.pdf

×
×