Организация сюжетно-ролевых игр с детьми среднего дошкольного возраста

Автор: Туманова Оксана петровна

Тема: Организация сюжетно-ролевых игр в среднем дошкольном возрасте.

 

Актуальность.

        Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей в наиболее благоприятный сензитивный период развития.

Однако в последние годы наблюдается значительное снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей, что так или иначе сказывается на их развитии.

Речевые недостатки детей это: грамматически неправильное построение фразы, фонетико – фонематическое несовершенство.

Формирование связной речи детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем в общей системе работы с детьми.

В детском саду широко используется основной вид деятельности ребёнка – игра, поскольку является наиболее эффективным средством помощи для детей. Именно в игре лучше всего осуществляется воздействие на речь и личность ребёнка.

Игра – это вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результате (за исключением подготовительной к школе группы), а в самом процессе. Игра выступает как важное средство воспитания. Значение игры для развития ребенка трудно переоценить. Доказано, что именно в процессе игровой деятельности ребенок познает окружающий мир, учится общаться и договариваться, ценить и любить прекрасное. Игры способствуют развитию умения концентрировать внимание, развитию памяти, речи, фантазии, восприятия.

Сюжетно – ролевая игра – это основной вид игры детей дошкольного возраста.

Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании и развитии речи детей дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка: нужно выбрать место для игры, сделать атрибуты, правильно распределить роли. Ролевая игра — это первая возможность ребенка познакомиться с различными социальными нормами, примеряя их к себе, прежде чем ими пользоваться в реальной жизни.

В сюжетно-ролевой игре происходит эмоциональное развитие, развитие интеллекта, воображения и творчества. При разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи;

 

Цель: развитие связной речи (монологической, диалогической) детей через игровую деятельность.

 

 

 

Задачи:

• создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности.

• освоить современные технологии и методы организации игры.

• разработать перспективное планирование и проведение сюжетно – ролевых игр по возрастной группе.

  • воспитывать нравственно-этические качества;
  • развивать логику речи, связную образную речь, творческую фантазию;
  • пополнять словарный запас, образный строй речи.

Для решения этих задач необходимы следующие условия:

• соответствие содержания игр интересам и возможностям детей, особенностям детской субкультуры;

• построение педагогического сопровождения сюжетных игр с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка;

• наличие динамично изменяющейся предметно-игровой среды, в создании которой принимают участие дети.

 Воспитательно-образовательные возможности выбранной деятельности должны соответствовать, во-первых, основным принципам Образовательной программы ДОУ, а именно способствовать воспитанию таких личностных качеств дошкольника, как: самостоятельность, активность, проявление инициативы, обладание яркой индивидуальностью, эмоциональная отзывчивость на состояние других людей, красоту окружающего мира, обладание практическими навыками и умениями для внесения изменений в окружающую среду.

 

Сроки реализации проекта: сентябрь 2023- май 2024

 

Обеспечение:

  • дидактические игры;
  • специальная методическая литература;
  • бросовый материал для изготовления атрибутики для игр;

 

Предполагаемый результат:

  • умение владеть навыками выразительной речи, правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми;
  • умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;
  • передавать различные образы характерными движениями;
  • взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;
  • умение последовательно высказывать свои мысли.

 

Этапы проектной деятельности:

1.     Изучение методической литературы Сентябрь – октябрь 2023-2024 уч.гг.

2. Создание пространственно — развивающей среды в группе, способствующей накоплению опыта и творческой продуктивной деятельности на основе сюжетно-ролевых игрОформление групповых зон со специализацией на сюжетно-ролевые игры. Сентябрь – май 2023- 2024 уч гг.

3.    Обогащение медиатеки, картотек, дидактического материала. Сентябрь – май 2023-2024 уч.гг.

4.   Разработка содержания занятий для среднего дошкольного возраста по обучению сюжетно-ролевым играм. Сентябрь – ноябрь 2023-2024 уч. гг.

5. Составление перспективного плана работы, календарно-тематического планирования с включением театрализованной, словесной, изодеятельности, базирующихся на материале сюжетно-ролевых игр. Сентябрь – октябрь 2023-2024 уч.гг.

6.    Активизация работы с родителями с использованием новых форм взаимодействия.

Сентябрь – май 2023-2024 уч гг.

7.    Составление диагностического блока для оценки эффективности развивающего влияния средствами сюжетно-ролевой игры (исследование воображения, творческой активности, изучение активного словаря детей, уровня развития речи в сюжетно-ролевой игре). Сентябрь 2023 г.

План работы на год.

 

Срок

Тема

Содержание

Работа с родителями

Сентябрь

Изучение методической литературы по особенностям организации сюжетно-ролевой игры в среднем дошкольном возрасте,  комплексном руководстве сюжетно-ролевыми играми. Диагностическая работа.

Проведение диагностики с целью определения уровня сформированности  речевых и коммуникативных навыков и умений детей.

Анкетирование Консультация «Развитие речи в семье»

Родительская встреча «Возраст Почемучек»

 

Сентябрь — ноябрь

Организация и оформление игрового пространства, обновление РППС. игровых уголков для сюжетно-ролевых игр, картотек.

 

      Создание и оформление игровых уголков для сюжетно-ролевых игр, картотеки игр для среднего дошкольного возраста.

Изготовление атрибутов для игр:

— На кухне;

— Поликлиника;

— Стройка;

— Морское путешествие;

— Супермаркет;

— Салон красоты;

— Школа;

— Автосервис.

       Подбор иллюстраций, видеофильмов.

Оформление картотеки пословиц и картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок о профессиях и орудиях труда.

Приобретение, изготовление дидактических настольно-печатных игр, связанных с темой «Профессия»

 

Привлечение родителей к изготовлению атрибутики для игр.

 

Консультации для родителей: «О роли родителей в развитии речи детей», «Особенности развития речи у детей 4-5 лет»,

 

Ноябрь — апрель

Развитие монологической и диалогической речи, коммуникативных качеств, развитие творчества и фантазии.

    * Проведение занятий с элементами сюжетно-ролевых игр «Моя семья», «Больница», «Магазин», «Профессия моряк», «Дорога».

* Проведение цикла бесед о профессиях: «Учитель», «Инспектор ГИБДД», «Строитель», «Врач», о профессиях родителей.

 * Оформление выставки «Что мы знаем о профессиях родителей»

 *  Составление творческих рассказов, рассказов из личного опыта (с использованием схем-подсказок):

— «Что я видел стройке», «Мой папа строитель»;

— «Учитель»;

— «Кто бережет наш покой»; «Защитник Отечества»;

— «Стать космонавтами хотим»;

— «Я хочу быть врачом».

 *Просмотр видеофильмов «Профессии взрослых людей»

Консультации: «Правильный выбор развивающих игр и игрушек для детей», «Играйте вместе с детьми», «Значение сюжетно- ролевых игр в формировании связной речи детей».

 

Организация встреч с представителями разных профессий «Профессия моей мамы (папы)».

Май

Анализ и оценка знаний и умений детей.

Проведение досугового развлечения «Все работы хороши – выбирай на вкус»

Привлечение к организации досугового развлечения.

Май

Анализ и оценка результатов проекта

Проведение диагностики с целью определения уровня сформированности  речевых и коммуникативных навыков и умений детей.

Творческий отчет и обобщение опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов на Дону, 2013

2. Глухов В. П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недорозвитием речи. — М., Издательский дом «Грааль», 2001.

3. Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника. — Екатеринбург, 1996.

4. Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения для развития речи«, Москва, 1983г. (стр 3 — 8)

5. Комарова Н. Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. — Москва, Издательство «Скрипторий 2003», 2012.

Скачать статью

×
×