Автор: Туманова Оксана петровна
Тема: Организация сюжетно-ролевых игр в среднем дошкольном возрасте.
Актуальность.
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей в наиболее благоприятный сензитивный период развития.
Однако в последние годы наблюдается значительное снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей, что так или иначе сказывается на их развитии.
Речевые недостатки детей это: грамматически неправильное построение фразы, фонетико – фонематическое несовершенство.
Формирование связной речи детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем в общей системе работы с детьми.
В детском саду широко используется основной вид деятельности ребёнка – игра, поскольку является наиболее эффективным средством помощи для детей. Именно в игре лучше всего осуществляется воздействие на речь и личность ребёнка.
Игра – это вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результате (за исключением подготовительной к школе группы), а в самом процессе. Игра выступает как важное средство воспитания. Значение игры для развития ребенка трудно переоценить. Доказано, что именно в процессе игровой деятельности ребенок познает окружающий мир, учится общаться и договариваться, ценить и любить прекрасное. Игры способствуют развитию умения концентрировать внимание, развитию памяти, речи, фантазии, восприятия.
Сюжетно – ролевая игра – это основной вид игры детей дошкольного возраста.
Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании и развитии речи детей дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка: нужно выбрать место для игры, сделать атрибуты, правильно распределить роли. Ролевая игра — это первая возможность ребенка познакомиться с различными социальными нормами, примеряя их к себе, прежде чем ими пользоваться в реальной жизни.
В сюжетно-ролевой игре происходит эмоциональное развитие, развитие интеллекта, воображения и творчества. При разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи;
Цель: развитие связной речи (монологической, диалогической) детей через игровую деятельность.
Задачи:
• создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности.
• освоить современные технологии и методы организации игры.
• разработать перспективное планирование и проведение сюжетно – ролевых игр по возрастной группе.
- воспитывать нравственно-этические качества;
- развивать логику речи, связную образную речь, творческую фантазию;
- пополнять словарный запас, образный строй речи.
Для решения этих задач необходимы следующие условия:
• соответствие содержания игр интересам и возможностям детей, особенностям детской субкультуры;
• построение педагогического сопровождения сюжетных игр с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка;
• наличие динамично изменяющейся предметно-игровой среды, в создании которой принимают участие дети.
Воспитательно-образовательные возможности выбранной деятельности должны соответствовать, во-первых, основным принципам Образовательной программы ДОУ, а именно способствовать воспитанию таких личностных качеств дошкольника, как: самостоятельность, активность, проявление инициативы, обладание яркой индивидуальностью, эмоциональная отзывчивость на состояние других людей, красоту окружающего мира, обладание практическими навыками и умениями для внесения изменений в окружающую среду.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2023- май 2024
Обеспечение:
- дидактические игры;
- специальная методическая литература;
- бросовый материал для изготовления атрибутики для игр;
Предполагаемый результат:
- умение владеть навыками выразительной речи, правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми;
- умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;
- передавать различные образы характерными движениями;
- взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;
- умение последовательно высказывать свои мысли.
Этапы проектной деятельности:
1. Изучение методической литературы Сентябрь – октябрь 2023-2024 уч.гг.
2. Создание пространственно — развивающей среды в группе, способствующей накоплению опыта и творческой продуктивной деятельности на основе сюжетно-ролевых игр. Оформление групповых зон со специализацией на сюжетно-ролевые игры. Сентябрь – май 2023- 2024 уч гг.
3. Обогащение медиатеки, картотек, дидактического материала. Сентябрь – май 2023-2024 уч.гг.
4. Разработка содержания занятий для среднего дошкольного возраста по обучению сюжетно-ролевым играм. Сентябрь – ноябрь 2023-2024 уч. гг.
5. Составление перспективного плана работы, календарно-тематического планирования с включением театрализованной, словесной, изодеятельности, базирующихся на материале сюжетно-ролевых игр. Сентябрь – октябрь 2023-2024 уч.гг.
6. Активизация работы с родителями с использованием новых форм взаимодействия.
Сентябрь – май 2023-2024 уч гг.
7. Составление диагностического блока для оценки эффективности развивающего влияния средствами сюжетно-ролевой игры (исследование воображения, творческой активности, изучение активного словаря детей, уровня развития речи в сюжетно-ролевой игре). Сентябрь 2023 г.
План работы на год.
Срок |
Тема |
Содержание |
Работа с родителями |
Сентябрь |
Изучение методической литературы по особенностям организации сюжетно-ролевой игры в среднем дошкольном возрасте, комплексном руководстве сюжетно-ролевыми играми. Диагностическая работа. |
Проведение диагностики с целью определения уровня сформированности речевых и коммуникативных навыков и умений детей. |
Анкетирование Консультация «Развитие речи в семье» Родительская встреча «Возраст Почемучек»
|
Сентябрь — ноябрь |
Организация и оформление игрового пространства, обновление РППС. игровых уголков для сюжетно-ролевых игр, картотек.
|
Создание и оформление игровых уголков для сюжетно-ролевых игр, картотеки игр для среднего дошкольного возраста. Изготовление атрибутов для игр: — На кухне; — Поликлиника; — Стройка; — Морское путешествие; — Супермаркет; — Салон красоты; — Школа; — Автосервис. Подбор иллюстраций, видеофильмов. Оформление картотеки пословиц и картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок о профессиях и орудиях труда. Приобретение, изготовление дидактических настольно-печатных игр, связанных с темой «Профессия»
|
Привлечение родителей к изготовлению атрибутики для игр.
Консультации для родителей: «О роли родителей в развитии речи детей», «Особенности развития речи у детей 4-5 лет»,
|
Ноябрь — апрель |
Развитие монологической и диалогической речи, коммуникативных качеств, развитие творчества и фантазии. |
* Проведение занятий с элементами сюжетно-ролевых игр «Моя семья», «Больница», «Магазин», «Профессия моряк», «Дорога». * Проведение цикла бесед о профессиях: «Учитель», «Инспектор ГИБДД», «Строитель», «Врач», о профессиях родителей. * Оформление выставки «Что мы знаем о профессиях родителей» * Составление творческих рассказов, рассказов из личного опыта (с использованием схем-подсказок): — «Что я видел стройке», «Мой папа строитель»; — «Учитель»; — «Кто бережет наш покой»; «Защитник Отечества»; — «Стать космонавтами хотим»; — «Я хочу быть врачом». *Просмотр видеофильмов «Профессии взрослых людей» |
Консультации: «Правильный выбор развивающих игр и игрушек для детей», «Играйте вместе с детьми», «Значение сюжетно- ролевых игр в формировании связной речи детей».
Организация встреч с представителями разных профессий «Профессия моей мамы (папы)». |
Май |
Анализ и оценка знаний и умений детей. |
Проведение досугового развлечения «Все работы хороши – выбирай на вкус» |
Привлечение к организации досугового развлечения. |
Май |
Анализ и оценка результатов проекта |
Проведение диагностики с целью определения уровня сформированности речевых и коммуникативных навыков и умений детей. |
Творческий отчет и обобщение опыта. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов на Дону, 2013
2. Глухов В. П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недорозвитием речи. — М., Издательский дом «Грааль», 2001.
3. Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника. — Екатеринбург, 1996.
4. Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения для развития речи«, Москва, 1983г. (стр 3 — 8)
5. Комарова Н. Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. — Москва, Издательство «Скрипторий 2003», 2012.