Автор: Дарья Витальевна Буря
Одной из важнейших задач образования детей с нарушением интеллекта является подготовка к самостоятельной жизни и общественно полезному труду. Физическое состояние и двигательные навыки определяют общую способность к обучению и труду.
Физическая культура и спорт оказывают положительное влияние на функционирование основных систем организма лиц с нарушениями интеллекта и тем самым способствуют развитию коррекционных и компенсаторных функций для адаптации к жизни в обществе. Школьники с нарушениями интеллекта на 25-40 % отстают от нормы в скорости, мышечной силе, выносливости, координации и прыгучести. Эта задержка, по-видимому, обусловлена снижением прочности и подвижности нейронных цепей, что связано с более медленным темпом развития условных связей и двигательных навыков.
Для умственно отсталых детей характерны различные дефекты психического и физического развития, обусловленные органическим поражением центральной нервной системы, вызванным различными этиологическими причинами. Снижение тонуса коры головного мозга приводит к затруднению движений, неравномерному распределению мышечной силы, ригидности движений и статических поз. Многие школьники страдают от нарушений сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной и эндокринной систем.
Особенно ярко инертность учащихся проявляется при выполнении сложных движений, требующих точного распределения мышц, взаимной координации движений и речевой координации движений. Следует отметить, что некоторые из этих учеников имеют хорошо развитую моторику, что обусловливает необходимость дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.