Автор: Любовь Николаевна Теплова
ДОКЛАД
на тему «Организация внеурочной деятельности по английскому языку для детей с ОВЗ»
выполнила: учитель английского языка
МБОУ «ООШ п.Пригородный»
Теплова Любовь Николаевна
За последнее десятилетие стал наблюдаться рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако вместе с этим и начала развиваться система инклюзивного образования.
В настоящее время процесс инклюзивного образования стремительно развивается, но проблема образовательных учреждений занимающихся инклюзивной практикой – это создание специальных условий для развития и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Среди комплекса условий, определяющих эффективность инклюзивного образования, особое место занимает поиск и апробация инновационных моделей организации совместного обучения, новых форм и способов организации обучения.
Проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья и организации внеурочной деятельности является предметом особого контроля со стороны государства и общества.
Изучение английского языка предполагает овладение фонетическим, грамматическим и лексическим материалом. На современном этапе развития системы образования особое внимание уделяется организации внеурочной деятельности, занимающей важное место в процессе обучения и повышении его эффективности.
«Внеурочная деятельность – это особый вид деятельности, осуществляемый в рамках образовательного процесса по пяти направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное на основе определенной программы; направленный на решение конкретных образовательных задач, в соответствии с требованиями ФГОС; способствующий проявлению активности обучающихся; реализуемый различными категориями педагогических работников в различных формах работы вне урока».
Для детей с ограниченными возможностями здоровья для организации внеурочной деятельности разработана дополнительная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «В мире английской грамматики». Программа носит практико-ориентированный характер и направлена на стимулирование психофизического и умственного развития детей с ОВЗ, овладение учащимися элементарными коммуникативными умениями.
Новизной программы «В мире английской грамматики» является сама организация обучения детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) английскому языку. Учитывая психофизиологические особенности обучающихся этой возрастной группы, их интересует сам процесс получения знаний, и чем он разнообразнее по форме и ярче по содержанию, чем меньше напряжён и обязателен, тем эффективнее будет восприятие предлагаемого материала. Диалоги, видеоматериал на английском языке, физкультминутки, викторины, игры, а также своевременное поощрение успешной деятельности, помогут детям с ОВЗ проявить свои творческие способности.
Отличительной особенностью программы «В мире английской грамматики» является то , что она впервые вводится для обучения детей с ОВЗ английскому языку. Обучение осуществляется в различных формах: беседа, игра, конкурсы, викторины, обсуждения, инсценировки, ролевых игры и др.
Целью программы является развитие коммуникативных навыков школьников с ОВЗ, формирование положительной мотивации для индивидуального развития ребенка на основе применения игровых методов, приемов и форм.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
Обучающие:
— познакомить с миром их зарубежных сверстников, с некоторыми обычаями страны изучаемого языка, с детским песенным, стихотворным и сказочным фольклором на английском языке, с доступными учащимся произведениями детской художественной литературы на английском языке.
Развивающие:
— развить внимание, мышление, память, воображение, а также познавательные способности;
— развивать коммуникативно-игровых и творческих способностей с помощью инсценировок, ролевых игр, коллажей.
Воспитательные:
— сформировать умение работать в коллективе, совместно решать поставленные задачи;
— воспитать у детей интерес к изучению иностранного языка, понимание и уважение к другой культуре, дружелюбное отношение к представителям других стран;
— Воспитывать дружелюбное отношения к представителям других стран.
Учитывая возрастные, психологические , индивидуальные особенности учащихся с ОВЗ следует применять адекватные педагогические технологии: здоровьесбережение, личностно —ориентированное обучение, смена видов активности, ролевая игра, ИКТ. Также рекомендуется активно использовать наглядность — небольшие произведения детского фольклора (песни, стихи, рифмовки), познавательные и грамматические игры.
По данной программе занимаются дети с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) в возрасте от 9 до 12 лет.
Сроки реализации программы: 34 часа
Наполняемость группы составляет 10- 15 человек.
Занятия проводятся в групповой форме, причем группы обучающихся формируются таким образом, чтобы возраст детей и уровень их подготовленности был приблизительно одинаковым в пределах каждой группы.
В результате использования данной деятельности учащиеся создают плакаты, коллажи, макеты и др. Такая работа с большим интересом выполняется учениками, наблюдается повышение мотивации учащихся к учению, интереса к изучаемому языку и культуре другой страны, эффективности образовательного процесса в целом. Учащиеся могут выполнять работу индивидуально или в группах, что позволяет организовать эффективную работу каждого ученика в зависимости от его психологических особенностей.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что внеурочная деятельность по английскому языку помогает создать творческую атмосферу, положительно воздействует на взаимоотношения учителя и учащихся. В результате обучения создается ситуация успеха для каждого учащегося. Обучающиеся имеют возможность выступить в разных социальных ролях, улучшить навыки работы в команде, достичь значимых результатов. Так же, происходит формирование коммуникативной компетентности учащихся, их подготовка к жизни вне школы с успешной адаптацией.
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство. Инструктаж о правилах поведения на занятиях и технике безопасности. Знакомство педагога с учениками и учеников с педагогом.
Теория-1 ч.
Практика-3ч.
Фразы приветствия, знакомства и прощания: Hi, Hello, What is your name? , Му name is . . . , GoodЬуе. Я и моя семья. Рассказ о себе. Возраст. Состав семьи. Фразы: ат 7, have got а mother/father, Her/his пате is…
(генеалогическое дерево)
Тема 2. Животные. Введение новой лексики: домашние и дикие животные.
Презентация —-Funny Animals. Просмотр видео и прослушивание песенки «Как говорят животные. Мои питомцы. Рассказ о питомце. Фразы: have got а… It is big (small/funny/ lazy) Составление коллажа: Funny Animals.
(коллаж с дикими животными)
Тема 3. Цветной мир вокруг меня. Введение новой лексики: названия цветов.
Просмотр видео. Игра: «Угадай цвет», Раскрась клоуна и назови цвета.
Цветной мир вокруг меня. Игра: «Угадай цвет!»
Формы аттестации для обучающихся с ОВЗ не предусмотрено, но проследить уровень знаний, умений и навыков, полученный в процессе обучения английскому языку по данной программе можно через:
— разгадывание и составление кроссвордов и ребусов
— самостоятельная работа
— работа над коллажем
— рисунки
— викторины
— беседы
— ролевые игры
— развивающие игры
— инсценировки
— песенки
— домино