Основы формирования языковых понятий

Автор: Прокофьева Екатерина Алексеевна

Аннотация.  В данной работе рассматриваются основы формирования языковых понятий как важного аспекта лингвистики и когнитивной науки. Основное внимание уделяется процессу восприятия и интерпретации языковых единиц, который начинается с раннего детства.

Ключевые слова: языковые понятия, формирование понятий, лингвистика, языковое восприятие, активные методы обучения.

 

Основой усвоения любой теории (впрочем, и ее практических аспектов) являются понятия языковой науки. Какие же понятия необходимы для изучения языковой теории? Отбор языковых понятий — это одна из главных задач методики. Языковых понятий в начальной школе насчитывается более 120, а именно:

1. Общеязыковые и речеведческие понятия: общение, язык, речь, слово, высказывание, предложение, текст, устная речь, письменная речь, чтение, письмо, значение слова и др.

2. Фонетические понятия: звук речи, слог, ударение, гласный звук, согласный, звонкий согласный, глухой согласный, твердый согласный или мягкий, безударный слог (или гласный), пауза, голос, произношение, громко, тихо и мн. др.

3. Понятия графики: буква, строчная и заглавная буква, точка, запятая, вопросительный знак и пр.

4. Грамматические: часть речи, имя существительное, глагол, предлог, склонение, члены предложения, сложное и простое предложения и пр. [1]

5. Морфемики и словообразования: корень слова, приставка, основа слова, родственные слова и др.

6. Лексические: синонимы, антонимы, переносное значение слова, устаревшие слова, многозначность слова и пр.

7. Понятия теории речи и риторики: адресат речи, диалог, спор, обсуждение, сочинение, письмо, красноречие, оратор, речевой этикет и др.

Понятие представляет собой трудную логическую и гносеологическую категорию. Оно является результатом определённого этапа в эволюции знаний о различных объектах материального мира. После своего возникновения понятие начинает выступать как объект познания. Являясь одной из форм умственной деятельности, понятие функционирует как инструмент для познания, выдвижения гипотез и создания теорий. В процессе познания понятие играет значительную роль.

Мышление может протекать в различных формах: понятий, суждений, умозаключений, отражения материальной действительности. Но понятие является не просто формой отражения действительности. Оно является такой формой отражения, которая раскрывает сущность вещей, внутренние, коренные, определяющие свойства предметов, их внутреннюю противоречивую природу. Поэтому понятие есть знание существенных свойств (сторон) предметов и явлений окружающей действительности, знание существенных связей и отношений между ними (Е.К. Войтило). При этом процесс развития понятий происходит в двух направлениях:

1) прежние понятия углубляются, уточняются и поднимаются на более высокий уровень обобщения;

2) прежние понятия отбрасываются, как не научные, вместо них возникают новые понятия.

Чтобы понять процесс усвоения языковых понятий, важно различать научное и учебное понятие. Как в научной, так и в учебной деятельности формирование и развитие понятий является сложным и противоречивым процессом. Учащиеся не сразу овладевают понятием; это происходит постепенно, когда они «присваивают» его: осваивают содержание, объем, а также связи и отношения с другими понятиями. Овладение понятием происходит через преодоление противоречия между установленными научными фактами и существующей понятийной основой, которая оказывается недостаточной для объяснения новых языковых явлений.

В рамках научного познания создание и эволюция понятий происходит благодаря креативным усилиям исследователей. В процессе обучения формирование понятий у студентов осуществляется под руководством педагога, который действует на основе учебных программ и методических материалов, ориентируясь на современное состояние теории и практики преподавания. Учитель ответственен за организацию процесса концептуального развития, заполняя отвлеченные категории конкретным содержанием. В ходе учебной деятельности учащиеся осваивают понятия, которые уже существуют в научной среде и активно применяются в исследованиях и практических задачах. В научном познании выявление ключевых свойств объектов и явлений, которые отражаются в сознании с помощью понятий, является итогом творческой работы ученых [3].

Существуют различные точки зрения об особенностях процесса усвоения понятий учащимися. Заслуживает внимания точка зрения М.Н. Шардакова, который предлагает проводить работу по формированию понятий по следующим этапам:

1. Организация наблюдения явлений. Учащимся дается наглядное представление о явлении, при этом новые понятия даются в тесной связи с уже известными учащимся понятиями. В процессе всей работы по усвоению понятия учитель обращает внимание учащихся на общие, существенные признаки изучаемых явлений.

2. Обогащение наблюдений. С целью обогащения наблюдений учащихся организуется наблюдение большего количества разнообразных явлений, относящихся к изучаемому понятию. В процессе наблюдения учащиеся легко обнаружат как общие существенные признаки и свойства, связи и отношения, так и второстепенные индивидуальные признаки.

3. Выделение общих и существенных признаков изучаемых предметов и явлений. Когда знания учащихся обогатятся достаточным количеством наблюдений разнообразных признаков и свойств предметов и явлений, связей и отношений, они начинают выделять общие существенные признаки и отношения. Этот мыслительный процесс происходит при помощи абстрагирования и анализа отдельных признаков предметов и явлений, отношений между ними, сравнения сходных признаков и связей, синтезирования и обобщения их. В результате такой работы мышления школьники выясняют общие и существенные признаки понятия.

4. Уточнение. Для того чтобы приобретённые понятия учащимися о предметах и явлениях действительно были точными и определёнными, необходимо уточнить их и, пользуясь приёмом сравнения, отличить их от родственных или сходных понятий. Такое сравнение делает знания учащихся об изучаемых явлениях более чёткими, и понятие о нём становится ясным и определённым. [5]

5. Определение понятий. После проделанной работы по формированию понятий рекомендуется дать определение понятий. Определение — это указание общих существенных черт, образующих содержание понятий. Определение должно включать все общие существенные признаки понятия. В то же время оно не должно включать частное и второстепенное. При этом определение должно быть выражено в краткой форме. В определении указывается: а) к какой группе, роду принадлежит данный предмет; б) каковы его отличительные признаки.

6. Упражнения по практическому применению понятий и проверка их усвоения. Когда учащиеся уже ознакомились с общими существенными признаками понятия, необходимо проверить, насколько сознательно они усвоили понятие и научились оперировать им.

7. Расширение и углубление понятий. В процессе дальнейшего обучения учащиеся глубже знакомятся с содержанием понятий и изучают связи и отношения между различными понятиями одной и той же науки, а затем и разных наук. [4]

Путь формирования понятий, предложенный М.Н. Шардаковым, не исчерпывает всех случаев формирования понятий в процессе обучения. Он может быть реализован лишь при формировании таких понятий, когда возможна опора на конкретный наглядный материал, на чувственно воспринимаемые предметы и явления, что при изучении русского языка практически невозможно. В связи с этим в процессе обучения русскому языку учащихся начальных классов чаще всего изучаются понятия, при формировании которых невозможна опора ни на непосредственный опыт учащихся, ни на наглядные образцы и чувственно воспринимаемые объекты, ни на реконструируемые воображением представления о явлениях и предметах, ни на знания, усвоенные ранее и естественно ни на донаучные представления учащихся. Для более эффективного овладения понятием необходимо дополнить путь формирования понятия, предложенный М.Н. Шардаковым, вариантом, который предлагается В.В. Давыдовым. По мнению В.В. Давыдова, формирование понятий у учащихся должно начинаться со второй формы обобщения, при этом последовательность формирования понятий должна чётко определяться построением учебных программ, которые должны способствовать движению понятий «от абстрактного — к конкретному, от всеобщего к частному».

Для обеспечения высокого уровня усвоения учащимися языковых понятий нужно знать не только особенности процесса усвоения, но и способы его осуществления и в зависимости от конкретных условий и этапа обучения выбирать наиболее рациональный способ формирования понятий. А усвоенные понятия будут способствовать овладению умением оперировать ими в решении разнообразных задач познавательного и практического характера. [2]

 

Библиографический список:

1. Войтило Е.К. Понятие / Е.К. Войтило. – М., 1967. – 234 с.

2. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения / А.Н. Леонтьева. – М., 1983. – 285 с.

3. Львов М.Р. Исторический взгляд на методы обучения родному языку / М.Р. Львов // Начальная школа. – 2004. – № 9. – С. 31-36.

4. Николаев И.В. Происхождение понятий / И.В. Николаев. – СПб., 1995. – 23 с.

5. Шардаков М.Н. Мышление школьников / М. Н. Шардаков. – М., 1963. – 189 с.

×
×