«Особенности чувашских народных музыкальных инструментов»

Автор: Михайлова Маргарита Павловна

Михайлова Маргарита Павловна

преподаватель МБОУДО «Урмарская ДШИ»

 

Особенности чувашских народных музыкальных инструментов

Чуваши, имея богатую музыкальную культуру, создавали и использовали самые разнообразные музыкальные инструменты, сохраняли традиции проведения массовых мероприятий с участием музыкантов, почитали умеющих играть на музыкальных инструментах. Широкое  бытование  музыкальных  инструментов у чувашей отмечено исследователями. Особая роль в исследованиях чувашской музыки и инструментария принадлежит  этнографу конца В.А. Мошкову и музыковеду В.М. Кривоносову. Большую роль в изучении музыкальных инструментов своего народа сыграли чувашские исследователи С.М. Михайлов, Ф.П. Павлов, Ю.А.  Илюхин, А.И. Иванов–Ехвет, М.Г. Кондратьев и другие. Знаменитый словарь чувашского языка Н.И. Ашмарина хранит в себе названия более 150 музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты не могли бы сохраниться, не имея своим надежным фундаментом старинные  традиции, идущие из глубины веков.

По чувашским народным представлениям музыка может околдовать человека. Существует предание о том, как чуваш-музыкант, заворожив защитников осажденной  Казани игрой на гуслях, сумел отмерить расстояние до ее стен.  Устроив подкоп, и взорвав стену, войско Ивана Грозного  сумело захватить город. Практически в каждой чувашской деревне были мастера музыкальных инструментов. Песенное и инструментальное искусство народа жило повседневной естественной жизнью, в тесной связи с традициями и обрядами. 

В.М. Кривоносов упоминает, что  инструменты  изготовляются  как самими исполнителями, так и мастерами–кустарями, специально занимающимися производством инструментов и не являющимися исполнителями. Н.В. Никольский отмечал, что «чуваши–столяры виртуозно выделывают скрипки, фисгармонии и особенно гусли». Для изготовления музыкальных инструментов мастера использовали древесину, кость, глину, шкуры, гусиные перья, растения. Струны делали из конского хвоста, бараньих кишков, сухожилий. Кишки мыли, разрезали вдоль, вычищали и нарезали на тонкие полоски, которые скручивали и высушивали.

К настоящему времени выявлено и установлено более пятидесяти наименований чувашских народных инструментов, которые применялись при исполнении различных ритуалов, на праздниках, в детских играх. Среди них есть духовые, струнные, мембранные, самозвучащие инструменты.

Духовые инструменты, которые звучат при помощи выдуваемого воздуха, подразделяются на три подгруппы: язычковые (пузырь, жалейка двойная, сурна из глины, гармоника губная, род жалейки, род волынки, гармоника, дудка из катушки), флейтовые (свистулька из жести, свистулька глиняная, най, флейта Пана, род продольной флейты, род продольной флейты с пробкой), муншдучные (рог военный, рог охотничий, труба деревянная, труба медная).

Струнные музыкальные инструменты подразделяются на две подгруппы: щипковые (гусли, гусли четырехугольные, род гуслей, балалайка), смычковые (скрипка).

Мембранные: бубен, барабан, гулкий барабан. Мирлитонный: игра на гребне.

Самозвучащие: щипковый (варган), вращательный (подражание жужжащих), ударные (колотушка, бубенчик, трещотка, колокольчик).

В традиционной культуре  чувашей  музыкальные инструменты выполняют разные функции. Музыкально-эстетическая функция выступает на первый план во время праздников и развлечений. При  проведении семейно-бытовых и календарно-земледельческих обрядов эти инструменты выполняют обрядово-магические функции. Искусным исполнителям на этих инструментах молва приписывала магическую силу. Владеющий искусством игры на музыкальных инструментах, почитался за способность подчинять людей необъяснимой власти звуков своего инструмента. Это нашло отражение, например, в поговорках и загадках: «Душа есть, лишь крови нет» — о скрипке, «Одна малюсенькая птичка весь дом на ноги подымает» — о волынке. «Пузырник у чуваш  — волшебник, — пишет Спиридон Михайлов. – Во время свадеб больше всех отличается он, и если музыкант холост, то он совершенный победитель красавиц: ему они все подчинены и покорны».

Некоторые музыкальные инструменты используются и в прикладных функциях. Сигнальные функции выполняли рог, труба, колокол, колотушки ночных сторожей, колокольчики при пастьбе скота. Бубенчики в конской упряжи. Ряд инструментов использовался в детских ансамблях.  

Многие исследователи  одним из самых распространенных в среде чувашей музыкальных инструментов называют скрипку (сёрме купас). Неизвестный автор середины XIX века писал: «У чувашей, даже у бедняков, не бывает ни одного домашнего праздника, ни одних похорон и поминок, на которых не хрипела бы сосновая трехструнная скрипка…». Чувашская скрипка сопровождала человека всю жизнь, начиная с рождения и кончая посмертным существованием. Этнографические записи свидетельствуют об этом: «если у чувашки родился младенец, отец его, нисколько не медля, сам начинает варить кашу,  потом созывает своих родных, друзей и скрипача…»; «поминки сопровождались ритуальными похоронными песнями и плясками под гармонику, скрипку или пузырь, чтобы умилостивить покойника».

         Волынку обычно делали из кожи теленка либо домашней козы. Играют на нем сидя, отбивая ритм ногами. Считается, что волынка обладает магической силой. На нем играли, когда нужно было заговорить злых духов. Игру волынки можно было услышать на любом обряде, посвященных главным событиям в жизни человека – рождение, свадьба или похороны. Во время гонений на волынщиков, проходивших во многих странах, чуваши показали себя наиболее хитрыми и неистребимыми защитниками своего инструмента. Ведь чувашская волынка – это инструмент с очень капризным характером, требующий исполнительского мастерства и незаурядного терпения.

Музыка и музыкальные инструменты непременно использовались в различных ритуальных действах и церемониях, рассматривалось как обязательная составная часть существования человека и считалось необходимой атрибутикой общения. Но, к сожалению,  к концу XX столетия у чувашей традиция народного инструментального исполнительства прервалась, и практически все они оказались на грани исчезновения. В настоящее время чувашские народные инструменты используются в основном фольклорными коллективами и профессиональными артистами.

 

 

 

 

×
×