Особенности формирования математических представлений у детей стар-шего дошкольного возраста с парциальной несформированностью высших психических функций.

Автор: Анохина Марина Сергеевна

Особенности формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с парциальной несформированностью высших психических функций.

Количество детей с ограниченными возможностями здоровья с каждым годом увеличивается. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), испытывающими трудности в обучении, выделяют группу, которую определяют, как дети парциальной несформированностью высших психических функций или задержкой психического развития (ЗПР). Задержка психического развития — это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой утомляемости в интеллектуальной деятельности. Дети с ЗПР не обладают достаточным уровнем познавательного и личностного развития, что не позволяет им успешно учиться в школе. Поэтому, еще в дошкольном возрасте для них необходимо создавать специальные, благоприятные условия для обучения и воспитания.

Трудности и проблемы в усвоении материала с математическим содержанием наблюдаются у большинства детей с ограниченными возможностями здоровья. В системе коррекционной педагогической помощи детям с ЗПР важная роль отводится формированию математической грамотности, которая способствуют интеллектуальному развитию ребенка, его познавательных и творческих способностей. При успешном освоении элементарных математических представлений у дошкольников формируются психические функции и процессы, совершенствуется наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Сформированные математические представления способствуют правильному восприятию окружающего мира у детей парциальной несформированностью высших психических функций, помогают правильно ориентироваться в нем и выполнять элементарные арифметические действия в различных видах своей жизнедеятельности.

Дети с парциальной несформированностью высших психических функций испытывают большие трудности в овладении простейшими математическими знаниями и навыками, счетом, образованием числа и пониманием состава числа, в умении решать элементарные вычислительные задачи. Зачастую они не могут понять содержание задачи, как выполнять арифметические действия, не понимают значение знаков: плюс, минус, равно, больше, меньше. Делают ошибки в пересчете количества предметов или ищут визуальную подсказку в виде таблички с натуральным числовым рядом при пересчете, путают цифры или испытывают трудности в их узнавании не могут прочитать пример, не дают числового ответа, либо называют любое число, не могут правильно оформить ответы. В итоге, при решении арифметических задач дети с ЗПР обычно опираются на второстепенные признаки: отдельные слова, словосочетания, расстановку чисел либо перебирают ответы, пока не угадают. При уточняющих вопросах путаются и не могут объяснить свой ответ.

Также вызывает большие трудности соотнесение предметов с числовым значением, сравнение множеств, приемы наложения и приложения, измерение с помощью условных мерок. Большинство детей старшего дошкольного возраста с парциальной несформированностью высших психических функций не понимают виды таких измерений как литр, килограмм, сантиметр, метр, километр, скорость. Испытывают трудности в понимании временных и пространственных представлениях, схеме собственного тела.

Дошкольники с парциальной несформированностью высших психических функций практически всегда, в начале обучения, испытывают трудности при узнавании геометрических фигур. Более сложной задачей для них является узнавание геометрических фигур в перевернутом положении, нечетком или зашумленном (наложенном друг на друга) графическом изображении. Не дифференцируют объемные формы и плоскостные фигуры. Зачастую не видят соотношение окружающих предметов с геометрическими фигурами. Это связано с несформированностью зрительного восприятия. Для детей с ЗПР характерна ограниченность объема внимания, они легко отвлекаются и часто пропускают информацию, которую им транслирует педагог. Не выделяют основные признаки, не устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между явлениями. В дошкольном возрасте у детей хорошо развита механическая память. Для них не составляет труда запомнить порядковый и обратный счет, но осмысленно решать примеры дети не могут, так как мышление у них наглядно-действенное и наглядно-образное.

При организации работы по формированию математической грамотности у этих детей, важно учитывать все психические особенности и выполнять как можно больше тренировочных упражнений так как любой навык формируется у них очень медленно. Значительное место должно отводиться развитию сенсорных представлений, использованию различного наглядного и стимульного материала.

Приобретение элементарных математических навыков невозможно без определенного развития мыслительных операций таких как классификация, сравнение, обобщение, абстрагирование, анализ, синтез и др. Поэтому коррекционная работа должна быть направлена на улучшение и оптимизацию процесса обучения детей с ЗПР и развитие у них когнитивных функций мозга, таких как способность понимать, познавать, изучать, воспринимать, запоминать, перерабатывать и использовать полученную информацию. От того каким запасом элементарных математических представлений они овладеют в дошкольный период зависит их обучения в школе.

 Причины возникновения ЗПР многообразны, следовательно группа детей с ЗПР крайне неоднородна. Воспитанники имеют разный уровень математических представлений.  Несмотря на то, что детей уже накоплен некий сенсорный опыт различения и сравнения предметов, способы практических действий с предметами разной формы, величины, количества, меры и достаточный словарный запас для их обозначения, но все испытывают одинотипные трудности счетных, вычислительных и мыслительных операций.

Работа в нашем ДОУ ведется по тематическому планированию, которое разрабатывается специалистами на текущий учебный год и дает возможность более доступно и тщательно проработать с детьми ту или иную тему. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов решается каждым педагогом самостоятельно в каждом конкретном случае. Предлагаемое планирование занятий предусматривает системный подход к организации работы всех специалистов ДОУ, что дает отличный результат, так как каждый отдельный специалист преподносит оду и ту же тему по-разному, из чего следует, что знания по одной определенной теме будут получены ребенком в расширенном виде.

При планировании работы со старшими дошкольниками с парциальной несформированностью высших психических функций, важно использовать наиболее доступные методы работы: наглядные, игровые, словесные. Важно задействовать и использовать в процессе изучения материала большее количество анализаторов, благодаря чему у ребенка сформируются полные и прочные знания, что будет способствовать эффективности процесса обучения.

 Пальчикова гимнастика и психогимнастика.

Опираясь на тематическое планирование, каждый специалист подбирает материал, соответствующий лексической теме, но неименным для всех остается пальчиковая гимнастика и психогимнастика.

Разработки учителя-логопеда пальчиковой гимнастики и упражнений по координации речи с движением (психогимнастики), по лексической теме, применяются в работе с детьми с ОВЗ каждым специалистом, ежедневно, в течение недели. Благодаря системному подходу, эти игры легко запоминаются и к концу недели дети их самостоятельно воспроизводят. Также в пальчиковой гимнастике используются различные предметы: мячики, массажные кольца, су-джок, карандаши, прищепки, бусины, камушки, ракушки, шишки, шнурки, крышечки от пластиковых бутылок, пальчиковые дорожки, графические изображения движений пальцами или руками, нейротренажеры. Применение пальчиковуй гимнастики с математическим содержанием, мы также способствуем формированию математических представлений: изучение счета, формы, цвета, ориентировка в пространстве, схема собственного тела, координация и синхронность движений и т.д.

 Беседы.

Известно, что если умело построить беседу, рассказывать эмоционально, живо и с интересом, опираясь на иллюстрации или сюжетные картинки, давать пояснения и комментарии, то такая беседа полностью захватит ребенка и даст возможность прежде всего для систематизации и уточнения представлений о том или ином предмете, явлении, деятельности, наблюдении и т.д., позволяя глубже и полнее воспринимать действительность.

Первое занятие на неделе отводится знакомству с темой, ее поверхностному раскрытию, возможно углублению в тот или иной аспект. Я практикую в начале недели вывешивать большой плакат по заданной теме, сюжетные картинки разной сложности, иллюстрации и игровой или натуральный материал. Например, если тема недели – Комнатные растения, то мы рассмотрим растения, которые растут в группе, потрогаем, понюхаем, сделаем акцент на то, как за ними ухаживать: порыхлим, протрем листья, польем, и в игровой деятельности смастерим цветочный горшок, растение и посадим его в него.

Также важно применять средства ИКТ: презентации, обучающие тематические видеоролики и мультфильмы, то есть, вся беседа не просто сводится к рассказу, диалогу, а также к получению информации из разных источников. Беседы по лексической теме направлены в основном расширение знаний по окружающему миру, но начиная обсуждать тему на следующий день, можно из любой темы перейти в формирование математических познаний. К примеру, возьмем ту же тему: Комнатные растения. Какие знания по математике мы можем сформировать? Форма растения, горшка; цвет, высота, ширина листьев, толщина ствола, количество стеблей, цветочков, листьев; объем воды, необходимый для полива и т.д.  Исходя из этого, мы приходим к выводу, что беседа – является одним из составляющим в формировании элементарных математических познаний.

 Дидактические игры.

Дидактические игры — это одна из главных составляющих по формированию у детей психических функций, таких как внимание, память, мышление, воображение, речь. Незаменимы как средство воспитания взаимоотношений, регуляции поведения, так как дидактические игры учат действовать по правилам, что представляет большую проблему для детей этой нозоологии. Также дидактические игры развивают активизируют умственные способности и логическое мышление и доставляют множество различных впечатлений.

Коррекционно-развивающая работа в ДОУ по ФЭМП проходит по следующим направлениям:

·        формирование интереса к математической деятельности, познавательной активности;

·        обогащение жизненного опыта детей;

·        формирование сенсорных представлений о предметах;

·        формирование представлений о количестве предметов;

·        формирование представлений о цифре, числе, смысле действий сложения и вычитания, сравнения;

·        обогащение в дидактических играх чувственного опыта детей;

·        формирование математической грамотности.

 

Дидактический материал должен соответствовать следующим требованиям:

·        опираться на «зону ближайшего развития»;

·        новый материал преподносится с опорой на личный опыт и дозированно;

·        практическая деятельность должна чередоваться с интеллектуальной;

·        необходимо стимулировать познавательную активность детей на занятии (создание проблемных ситуаций, сюрпризные моменты, использование элементов театрализации, ИКТ, квест-технологий, игровых технологий, оригинальных методик, инновационных технологий, конструирование, развитие моторики рук, графо-моторных навыков, аппликация, лепка и тд. ).

 

Использование оригинальных методик

На коррекционно-развивающих занятиях я использую различные методики, которые позволяют детям осваивать новые знания, умения и навыки, а родителям быть активными участниками образовательного процесса. Благодаря этим методикам воспитанники успешно развиваются, учатся и получают положительный опыт общения, развивают самостоятельность и поднимают самооценку, что немаловажно для детей с парциальной несформированностью высших психических функций.

Каждая методика, которую я применяю в работе эффективна и имеет свои цели. Необходимо чередовать методы и не делать обучение неинтересным и однообразным. 

 

Использование технологии создания проблемных ситуаций.

Обучение через создание проблемных ситуаций зачастую приводит к поиску нестандартных решений и приобретению новых знаний и к развитию в дальнейшем креативного мышления. Перед детьми с ЗПР важно ставить задачу, которая приведёт его к небольшому интеллектуальному затруднению, решение которой составит незначительные трудности. Далее, по мере возможностей, можно усложнять обучение. Зачастую, проблемная ситуация строится исходя из вида затруднений, который испытывает ребенок. Часто встречается такой феномен: Ребенок при демонстрации обычного учебного материала не понимает как выполнить то или иное действие, а при создании проблемной ситуации понимание приходит быстрее, так как перед ними ставится практическая, значимая задача. Если на занятии с применением технологии создания проблемных ситуаций находится 2 и более человека, то верное решение приходит быстрее, так как каждый может высказать свое мнение и выслушать другое, проверить их, выполнить и найти верное.

Например: История про геометрические фигуры: «Где живёт круг?»

Бродил по стране Математике Круг. И однажды он пришел на улицу под названием Геометрические фигуры. Много фигур гуляли по улице, играли, пели, рисовали, но, когда стало вечереть, все они разбрелись по домам. А домов то было всего два. К домикам подошёл Круг. Он тоже хотел жить в доме вместе с другими фигурами. После этого ставится проблемный вопрос: «В каком домике будет жить Круг? Почему?». Для решения данной проблемной ситуации воспитанники должны провести ряд наблюдений, сравнений, сопоставлений. выдвинуть ряд предположений, обсудить варианты ответов. Чтобы выбрать дом для Круга, нужно вычислить существенные признаки геометрических фигур. Прийти к выводу, что в первом домике живут фигуры с углами, а во втором — фигуры без углов. У Круга нет углов. Дети делают вывод, что он может поселиться в домике, где живут овалы. Педагог помогает сформулировать вывод. Геометрические фигуры бывают округлые и угловатые. Круг является округлой фигурой.

Цель такого занятия: включение в проблему, самостоятельный поиск решения, обсуждение.

Условия: Правильно поставленная задача, при решении которой у детей появляется интеллектуальное ощущение трудности, которую они в силах преодолеть. Если эти условия отсутствуют, то задача уже перестаёт быть для них проблемной. Педагогу важно научиться видеть эти проблемы и дать возможность решить это противоречие самому ребёнку.

 

Использование ИКТ-технологий.

Использование ИКТ-технологий в обучении детей с парциальной несформированностью высших психических функций дает возможность существенно разнообразить, обогатить, насытить образовательный процесс и повысить его эффективность. Позволяет сделать процесс обучения достаточно простым и интересным.

В своей работе я применяю компьтерные технологии: презентации, обучающие мультфильмы, познавательные видеоролики, демонстрация недостающих материалов, которые используются как часть занятия и позволяют заменить многие традиционные средства обучения. Применение информационных и игровых компьютерных технологий на занятиях в ДОУ делает ребёнка более активным, стимулирует познавательный интерес, развивает память, мышление и внимание; вызывает живой интерес, сначала он проявляется как игровая деятельность, а затем как учебная. Материал, усвоенный во время использования ИКТ откладывается в детской памяти на более продолжительное время.

Условия занятий с использованием ИКТ: правильный подбор заданий и видеоматериалов.

 Использование квест-технологий.

Квест – технологии вошли в образовательный процесс совсем недавно.

Квест (англ. quest), или приключенческие игры- это игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т.д.

Такие игры можно проводить повсеместно: на улице, на площадке, в помещении, в том числе перемещаясь по группам и помещениям детского сада. Стоит учесть, что квест – это командная игра. Правила этой игры просты. Ребенок или группа детей перемещаются от точки к точке, выполняя различные задания, находя подсказку к следующему действию в каждой точке, что является эффективным средством для повышения познавательной мотивации.

Условия использования квест-технологий:

Задачи, поставленные перед детьми должны быть разнообразны и выполнимы;

Игра должна быть окрашена эмоционально (использование сюрпризных моментов).

 

Использование игровых технологий

Игровые технологии – это форма взаимодействия педагога и ребенка через реализацию определенного сюжета, игры, сказки. Игровые технологии – это большой пласт методов и приемов в образовательном процессе, в форме различных педагогических игр. Огромный интерес у детей вызывает выбор, обсуждение, подготовка к игре, изготовление атрибутов и костюмов, распределение ролей и само распределение ролей и осуществление игры. Важно по окончанию игры подвести итоги и проговорить результат. У детей с парциальной несформированностью высших психических функций, могут возникнуть следующие особенности при использовании игровых технологий: без помощи взрослого не определяется тема игры, сюжет не выстраивается, роли не распределяются. Игровые действия скудны, неразнообразны и не выразительны. Преобладает стереотипность в сюжете. Эти дети не умеют использовать замещающие предметы, используют в которых присутствует как можно меньше правил и условий, то есть сюжетно-ролевая игра проявляется в урезанной или сжатой форме.

Поэтому, обучать игровым технологиям детей с ЗПР нужно с простых сюжетных игр, например, Курочка-Ряба. Далее идет обучение игровым технологиям по нарастающей, с усложнением сюжета, добавлением героев и т.д.

Благодаря игровой деятельности у дошкольника с ЗПР ярко проявляются особенности воображения и мышления, активность и развивается эмоциональный интеллект, что в совокупности развивает потребность в общении.

 

Использование инновационных технологий

Под инновационными технологиями подразумеваются технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели и создают современные приемы, формы, методы и компоненты в образовательной деятельности, улучшая и делая эффективным необходимую часть образовательного процесса.

К таким технологиям относятся: здоровьесберегающие, технологии портфолио, игровые технологии, технологии исследовательской и проектной деятельности, участие в олимпиадах и конкурсах и другие. В работе чаще всего использую проектный метод работы, так как работая над проектом, можно получить новые знания и реальные продукты. Дети приобретают навыки самостоятельной исследовательской и познавательной деятельности, узнавая в процессе работы над проектом много нового и интересного. Важно выбрать и определить тему проекта, желательно, чтобы тема совпадала с интересами ребенка и не отходила от заданной темы. Для детей с ЗПР лучше всего брать узконаправленные темы для проектной деятельности, чтобы они получили простые исследовательские навыки, научились планировать работу и поняли для чего им нужны полученные знания и как они будут их использовать в своей жизни.

Проектный метод поддерживает познавательную инициативу, помогает получить ребёнку ранний, социальный, позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, развивает познавательную и творческую активность ребенка, что является важным компонентом развития личности.

 

Сотрудничество с родителями.

Одним из важных аспектов успешного образования детей – это сотрудничество между педагогами и родителями. В моей работе я придерживаюсь системного подхода в работе с родителями, который предполагает не только общение с родителями в виде консультаций и обучения, но и активное вовлечение в процесс обучения ребенка. В начале недели я информирую родителей о названии лексической темы, которую мы будем изучать в течение недели, даю общие и индивидуальные рекомендации. Информирую родителей о возникающих затруднениях на занятиях и способах их решения. В конце недели, на выходные дни я даю индивидуальные домашние задания для закрепления пройденного материала. В свою очередь, получаю от родителей обратную связь, благодаря чему у нас строится конструктивное общение и решение возникающих затруднений проходит благополучно. Еще одна методика, которую я использую в системе взаимодействия с родителями – это онлайн-платформа для обмена информацией. Создан чат, в который я размещаю обучающую информацию, видеоматериалы по заданиям, материалы для самостоятельного изучения. Таким образом, родители в любое время имеют доступ к информации и находятся внутри обучающего процесса. Благодаря этим методам, мы можем эффективно работать над личностным и познавательным развитием каждого ребенка и достигать хороших результатов.

 

 

×
×