Автор: Маремукова Самира Бытуевна
« Особенности использования коррекционно-направленных музыкальных занятий с младшими школьниками в условиях инклюзивного образования»
Маремукова Самира Бытуевна
Студенты КБГУ им.Х.М.Бербекова
Калякова Анжелика Эдуардовна
Студенты КБГУ им.Х.М.Бербекова
Аннотация. В данной статье сделана попытка обозначить основные подходы включения коррекционно-направленных музыкально-педагогических технологий в образовательный процесс в условиях инклюзивного образования. Увеличение роста детей с ограниченными возможностями здоровья ставит пред педагогической общественностью новые пути решения эффективной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним им из средств являются музыкально-творческая деятельность, обладающая образовательной, воспитательной и реабилитационной направленностью. Актуальность темы исследования заключается в определении содержания и организации музыкально-творческих занятий с детьми в условиях инклюзивного образования.
Ключевые слова: творчество, творческая деятельность, музыкально-творческая деятельность, инклюзивное образование.
« Features of the use of correctional-oriented music classes with primary school students in the context of inclusive education»
Maremukova Samira Bytuevna
Students of KBSU named after Kh.M. Berbekov
Kalyakova Anzhelika Eduardovna
Students of KBSU named after Kh.M. Berbekov
Abstract. This article attempts to outline the main approaches to the inclusion of correction-oriented musical and pedagogical technologies in the educational process in the context of inclusive education. The increase in the growth of children with disabilities poses new ways for the pedagogical community to solve the effective socialization of children with disabilities. One of these means is musical and creative activity, which has an educational, upbringing and rehabilitation focus. The relevance of the research topic lies in determining the content and organization of musical and creative activities with children in the context of inclusive education.
Keywords: creativity, creative activity, musical and creative activity, inclusive education.
Одним из факторов, препятствующим развитию детей, является нарушения эмоциональной сферы – повышенная тревожность, страхи, нарушение поведения. Тревожность, как нарушение эмоциональной сферы личности, является устойчивым образованием, сохраняющимся на протяжении длительного периода времени и свидетельствует о недостаточной приспосабливаемости ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Тревожность является серьезным риск-фактором для развития многих невротических и психосоматических отклонений. Многочисленные исследования доказывают, что в среднем лишь 13 % младших школьников характеризуются гармоничным типом развития, а доля детей с нарушениями психического развития пограничного характера составляет 60–70%. Обстоятельства жизни ребенка 7–11 лет, обучающегося в начальной школе, провоцируют повышение уровня эмоционального неблагополучия. Ребенок при поступлении в школу оказывается в незнакомой, неопределенной и непредсказуемой для него обстановке. Его окружают новые люди – учителя и одноклассники, а деятельность и поведение теперь регулируются многочисленными нормами и правилами.
Таким образом, проблема коррекции неблагополучных эмоциональных состояний младших школьников приобретает особую актуальность в наши дни. Существует множество различных методик для разрешения данной проблемы, однако одним из наиболее действенных средств снижения тревоги и страхов у детей многие психологи считают использование в процессе коррекционно-направленных музыкальных занятий арт-терапии.
В процессе научного исследования применялись общетеоретические методы: анализ, синтез, обобщение, моделирование; эмпирические методы исследования: наблюдение, анкетирование; естественный педагогический эксперимент; методы обработки результатов эксперимента.
Анализ научных работ показывает, что в современной психолого-педагогической науке и практике достаточно активно разрабатываются отдельные направления использования оздоравливающего потенциала звука и музыки: как средства интегрированного развития детей дошкольного возраста (Н.В. Шутова), средства коррекции развития детей с ограниченными возможностями ( А.А. Цыганок, Н.Н. Кунц), направление социальной адаптации и реабилитации детей (Т.В. Львова) и др. Однако, результаты данных исследований остаются достоянием узкого круга специалистов и почти не используются в массовой практике.
Корекционно-направленные музыкальные занятия — это занятия, в которых в качестве коррекционного механизма рассматривается процесс творчества, создание продукта как источника новых позитивных переживаний ребенка, связанных с изучением и реализацией возможностей в творческой экспрессии, рождение новых художественно-эстетических, креативных потребностей и способов их удовлетворения и через это познание своего Я.
Гипотеза исследования — организация инклюзивной музыкальной среды в условиях образовательного процесса будет обеспечивать эффективную коррекционную работу с младшими школьниками если:
— определены и обеспечены условия функционирования музыкальной развивающей среды, способной удовлетворить потребности, как нормативных детей, так и детей с ограниченными возможностями здоровья;
— в содержание занятий, наряду с традиционными видами музыкальной деятельности, будут включены музыкальные технологии коррекционно-развивающей направленности;
С целью изучения особенностей проявлений неблагополучных эмоциональных состояний у учащихся начальных классов нами было проведено исследование. При выборе методов диагностики учитывались особенности детей данного возраста.
В исследовании приняло участие 41 учащихся 4 классов в возрасте, среди них 7 детей с ЗРР.
Использовалась серия диагностических методик:
– опросник НОВА (вины, агрессии, напряженности, обиды);
– методику оценки эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности О.А. Дорофеевой, методику «Эмоциональные состояния»;
– карта симптомов неблагополучных эмоциональных состояний.
На констатирующем этапе эмпирического исследования в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах вначале была апробирована карта симптомов неблагополучных эмоциональных состояний. По данной методике выделяются основные неблагополучные эмоциональные состояния, которые подразделяются на следующие критерии: агрессия, обида, эмоциональная напряженность, страх, тревога, грусть, анализ результатов которой может дать представление о наиболее часто встречающихся неблагополучных эмоциональных состояний у учащихся начальной школы, а также выделить детей, испытывающих наибольшее количество неблагополучных эмоциональных состояний.
В экспериментальном классе наибольшее количество детей испытывает состояние обиды и эмоциональной напряженности. Далее следуют состояния страха, тревоги, агрессии, грусти. В контрольном классе наибольшее количество детей испытывает состояние обиды и эмоциональной напряженности. Далее следуют состояния страха, тревоги, агрессии, грусти.
Для определения актуального эмоционального состояния учащихся начальных классов нами была использована методика «Оценка эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности» О.А. Дорофеевой. Положительное эмоциональное состояние на момент исследования испытывало в экспериментальном классе всего 10 учеников (50%), нейтральное 6 учеников (30%), отрицательное 4 учеников (20%); в контрольной группе положительное эмоциональное состояние на момент исследования испытывало всего 9 учеников (43%), нейтральное 6 ученика (29%), отрицательное 6 ученика (29%).
В целях получения наиболее достоверных результатов» а также чтобы определить, с чем же связано эмоциональное неблагополучие детей, мы провели экспресс-анкетирование с учащимися, используя разработанный Д. Скотта опросник НОВА.
Высокий уровень наличия эмоционального неблагополучия в контрольной группе показали 7 учеников (35%), средний 5 ученика (25%), низкий 8 учеников (40%); в экспериментальной группе высокий уровень показали 6 ученика (29%), средний 6 ученика (29%), низкий 8 учеников (38%). Результаты входного диагностического исследования уровня наличия эмоционального неблагополучия экспериментального и контрольного класса показал, что к высокому уровню наличия эмоционального неблагополучия в экспериментальном классе относятся 7 учеников, что составляет 35% и в контрольном классе 4 ученика, что составляет 19 %.
Проанализировав результаты данных методик, мы пришли к выводу, что причины возникновения неблагополучных состояний лежат как в сфере отношений «Ребенок — учитель» (у 37% детей), так и системах отношений «Ребенок — сверстники» (18%) и «Ребенок — родители» (у 45% учащихся). Таким образом, мы видим, что семья по-прежнему продолжает оказывать решающее влияние па эмоциональное развитие детей данного возраста, хотя не менее важное значение для эмоционального благополучия ребенка имеют его взаимоотношения со сверстниками и учителем.
На основе выдвинутой гипотезы, нами были встроены коррекционно-направленные музыкальные занятия, которые проводились раз в неделю на уроке музыки и во внеклассной работе в экспериментальном классе. Формами деятельностного участия ребенка на музыкальных занятиях были двигательно-пластические и дыхательные упражнения. Приведем примеры видов деятельности, которые мы использовали в работе с детьми.
Музыкально-пластическая деятельность получает воплощение в различных типах заданий:
1.Задания импровизационного типа предполагают непосредственный отклик учащихся на музыку в процессе ее прослушивания. К такого рода заданиями относятся:
— «свободный танец» — «свободное дирижирование»
— музыкально-пластические этюды-зарисовки, направленные на воплощение эмоционально-образного содержания прослушиваемого произведения.
2. Музыкально-пластические композиции, создавались детьми под нашим руководством на основе предложенного им музыкального материала.
Основным приемом в работе с детьми был прием «квази-дирижирование» или «свободное дирижирование», направленное на увеличение координированности движения между руками, наблюдением и управлением за своим дыханием. Также методы музыкотерапии: вокало-терапии, ритмо-терапии, игра-терапии, инструментальной терапии. Большое внимание уделяется организации работ в парах и микро-группе во время музыкальных занятий, где происходит формирование социально-коммуникативных навыков, навыков солидарности.
Анализируя данные повторной диагностики и сравнение показателей по методикам, были получены следующие результаты: в экспериментальной группе значительно сократилось число детей с неблагополучными эмоциональными состояниями. Уровень неблагополучного эмоционального состояния в экспериментальной группе при входной диагностике состоял 35%, что составляет 7 учеников, а в контрольном классе при входной диагностике уровень эмоционального неблагополучия составлял 29%, что составляет 6 учеников. После проведения коррекционной работы уровень эмоционального неблагополучия в экспериментальном классе составляет 3 ученик (14%), а в контрольном классе 6 учеников (29%). Следует отметить также некоторое улучшение эмоционального самочувствия детей контрольной группы. Результаты формирующего эксперимента свидетельствую об оптимизации эмоционального развития учащихся, проявляющейся в снижении уровня эмоционального неблагополучия, уменьшении числа испытываемых ребенком неблагополучных состояний.
В заключении мы делаем вывод о необходимости организации музыкально-развивающей среды с включением музыкально-педагогических технологий, как эффективного средства коррекции неблагополучных эмоциональных состояний младших школьников.
Литература
1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В., Музыкально-педагогические технологии учителя музыки. М., 2017. – 232 с.
2. Брусиловский Л.С.Музыкотерапия //Руководство по психотерапии. 3-е изд., доп.и перераб. Ташкент, 1985. С.273-304.
3. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987.-341с.
4. Вилюнас В.К. Психология эмоций 2-е изд. /Под ред. В.К.Вилюнас, Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1993.-304 с.
5. Петрушин Н. В. Психолого-педагогическая поддержка подростков средствами искусства. М., 2017. – 52 с.