Автор: Романенкова Татьяна Александровна
Логопедическая работа с детьми с ОВЗ строится с соблюдением следующих условий:
— учетом индивидуальных психологических особенностей ребенка;
— опорой на сохранные звенья;
-учетом структуры речевого дефекта.
В связи с этим особую значимость приобретает дифференцированный подход к коррекции нарушений речевого развития, учитывающий психологические особенности детей с ОВЗ, неоднородность симптомов, механизмов и структуры речевого дефекта у этой категории детей.
Дифференцированная коррекционно-логопедическая работа с детьми с ОВЗ, исходя из выявленного типа речевого нарушения, включает:
— выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и речевыми нарушениями коррекционных методов, приёмов и средств обучения в соответствии с уровнем развития и особых образовательных потребностей ребенка;
— развитие просодической стороны речи;
— коррекцию и развитие общей и мелкой моторики;
— коррекцию и развитие артикуляционной моторики;
— коррекцию звукопроизношения;
— коррекцию и развитие фонематического слуха;
— развитие зрительного гнозиса;
— звуко-слогового анализа и синтеза;
-формирование и развитие фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка;
— навыков словообразования и словоизменения;
-обогащение словарного запаса лексическими и грамматическими средствами языка, развитие навыков самостоятельной связной речи.
В работе с детьми с ОВЗ недостаточно использовать обычные традиционные методы и приемы. Такие дети требуют особой подготовки, терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность, которая подогревает их интерес к работе.
Специфика логопедической работы с учащимися с ОВЗ заключается в следующем:
— Работа над речевой системой в целом;
— Максимальное использование сохранных анализаторов;
— Частый повтор упражнений с элементами новизны;
— Частая смена видов деятельности;
— Постепенное усложнение заданий и речевого материала;
— Конкретность и доступность заданий;
— Умеренный темп работы;
— Постоянное поддержание интереса к занятиям;
— Использование различных образовательных технологий.
Все занятия строятся с применением слухового, зрительного, тактильного анализаторов. На таких логопедических занятиях ребенок, работая над своей проблемой и побеждая ее, видит положительный результат, это позволяет ему чувствовать себя успешным.
Грамотная, комплексная логопедическая работа способствует положительной динамике речевого развития детей с ОВЗ и инвалидностью.