Особенности логопедической работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью

Автор: Романенкова Татьяна Александровна

Логопедическая работа с детьми с ОВЗ  строится с соблюдением  следующих условий:

—  учетом  индивидуальных психологических особенностей  ребенка;

—  опорой на сохранные звенья;

-учетом  структуры речевого дефекта.

В связи с этим особую значимость приобретает дифференцированный подход к коррекции нарушений речевого развития, учитывающий психологические особенности детей с ОВЗ, неоднородность симптомов, механизмов и структуры речевого дефекта у этой категории детей.

         Дифференцированная коррекционно-логопедическая работа с детьми с ОВЗ, исходя из выявленного типа речевого нарушения, включает:

— выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и речевыми нарушениями коррекционных методов, приёмов и средств обучения в соответствии с уровнем развития и особых образовательных потребностей ребенка;

—  развитие просодической стороны речи;

 —  коррекцию и развитие общей и мелкой моторики;

—  коррекцию и развитие артикуляционной моторики;

— коррекцию звукопроизношения;

—  коррекцию и развитие фонематического слуха;

— развитие зрительного гнозиса;

— звуко-слогового анализа и синтеза;

-формирование и развитие фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка;

— навыков словообразования и словоизменения;

-обогащение словарного запаса лексическими и грамматическими средствами языка, развитие навыков самостоятельной связной речи.

         В работе с детьми с ОВЗ недостаточно использовать обычные традиционные методы и приемы.  Такие дети требуют особой подготовки, терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность, которая подогревает их интерес к работе.

 Специфика логопедической работы с учащимися с ОВЗ заключается в следующем:

 — Работа над речевой системой в целом;

— Максимальное использование сохранных анализаторов;

 — Частый повтор упражнений с элементами новизны;

— Частая смена видов деятельности;

— Постепенное усложнение заданий и речевого материала;

 — Конкретность и доступность заданий;

— Умеренный темп работы;

— Постоянное поддержание интереса к занятиям;

 — Использование различных образовательных технологий.

Все занятия строятся с применением слухового, зрительного, тактильного анализаторов. На таких логопедических занятиях ребенок, работая над своей проблемой и побеждая ее, видит положительный результат, это позволяет ему чувствовать себя успешным.

 Грамотная, комплексная логопедическая работа способствует положительной динамике речевого развития детей с ОВЗ и инвалидностью.

×
×