Автор: Козлова Клара Мироновна
«Особенности начального обучения эстрадному вокалу в школе».
Автор: Козлова К.М., учитель музыки
Аннотация. В данной статье рассматривается актуальный вопрос особенностей обучения эстрадному вокалу в школе. Автор статьи акцентирует внимание на обучении на начальном этапе, т.к. этот этап является фундаментальным для формирования определенных навыков и развития голоса у ребенка. Обучение вокалу рассматривается как процесс обучения не только технике, но и процесс формирования личностных качеств обучающихся. Определены основные предметные и воспитательные задачи, а также методы обучения эстрадному вокалу. Особое внимание автор уделяет комплексной работе педагога на начальном этапе обучения технике эстрадного вокала. За время обучения эстрадному вокалу обучающийся должен получить как практические навыки, так и теоретические знания по музыкальному искусству. Приведены примеры практических упражнений из опыта работы автора.
Ключевые слова: эстрадный вокал, обучение вокалу, вокальное обучение, методы обучения эстрадному вокалу.
Эстрадный вокал это особенный вид современного вокального искусства. Пение – это творческий, увлекательный процесс, который необходимо поддерживать и развивать. Процесс пения помогает ребенку не только приобрести определенные навыки в развитии голоса, но и способствует формированию таких личностных качеств как умение выражать себя, развитию музыкального вкуса у обучающегося.
Актуальность данной работы заключается в том, что начальный этап обучения вокалу, является самым важным из этапов, так как в это время закладывается общее представление о певческом искусстве, при этом педагог должен создать условия для развития мотивации к познанию и вокальному творчеству детей.
Определим основные предметные и воспитательные задачи педагога на начальном этапе обучения эстрадного вокала.
Предметные задачи:
— обучать первоначальным основам музыкальной грамоты;
— обучать эстрадному и народному искусству, искусству вокального исполнения, умению находить контакт со зрителем в музыкально-сценических формах;
— познакомить с новинками музыкального искусства (музыкальные записи, статьи журналов, газет и др. литературы);
— обучать простейшим и первоначальным приёмам хореографии.
Воспитательные задачи:
— развивать интерес и любовь к музыкальному искусству (к эстрадной, народной песне, классической музыке);
— развивать в ребёнке самостоятельность, инициативу, смелость и творческую активность;
— приобщать воспитанников к миру идей и чувств, помочь познать скрытые в его душе эмоции и творческие возможности;
— формировать умения ребёнка видеть и чувствовать красоту музыкальных звуков;
— воспитывать чувство ответственности.
Методы вокального обучения: концентрический метод; фонетический метод; объяснительно-иллюстративный; метод показа; метод мысленного или внутреннего пения; метод сравнительного анализа; наглядный метод; словесный метод; метод повторения.
За время обучения эстрадному вокалу обучающийся должен получить как практические навыки, так и теоретические знания по музыкальному искусству. Поэтому целесообразно часть времени отводить теоретическим вопросам, куда могут входить беседы об эстрадном искусстве, о жизни и творчестве тех или иных артистов, о костюмах, макияже, причёсках, беседы о жанрах музыки (симфонической, эстрадной, русской народной и др.), по теории музыкальной грамоты. Полезно проводить беседы по прочитанным статьям из музыкальной прессы, поделиться впечатлениями с просмотра какой-либо музыкальной передачи по телевидению, беседы по новинкам аудио-видео-записей.
Комплексная работа педагога на начальном этапе обучения технике эстрадного вокала. Занятия начинаются с распевания, выполняющие двойную функцию: — разогревание и настройка голосового аппарата; — развитие вокальных навыков для красоты и выразительности, звучания голоса. По продолжительности занятия не должны превышать 20-25 минут. Распевания стоит начинать с центрального участка диапазона. Должна быть чистая интонация, упражнения направлены на определенные технические задачи. Основной принцип работы — от простого к сложному. Для повышения интереса у детей к пению, для развития и закрепления у них вокальных навыков (чистота интонирования, звукообразование, ансамблевое пение, дикция, дыхание) стараются использовать в работе самые разнообразные приемы. В период разучивания песни используют следующие методические приемы: проигрывают трудные мелодические обороты, пропевают их без музыкального сопровождения, прохлопывают сложные в ритмическом отношении места (пунктирный ритм), одновременно помогают детям осваивать текст и мелодию. Репертуар для каждого ребенка подбирается индивидуально, учитывая тот или иной тип дыхания, способ звукоизвлечения в выработке певческого тона, опираясь на возраст, пол, физиологического устройство певческого аппарата и многое другое, что способствует формированию голоса.
Упражнения для начинающих вокалистов. Комплекс упражнений для работы над певческим дыханием. На первых периодах обучения следует использовать довольно смешанный тип дыхания, в котором берут участие как грудная клетка, так и диафрагма в разном соотношении. Вокалист, который ищет для себя приемлемую технику дыхания, обращается в первую очередь к традиционным типам дыхания. Рекомендуется выполнять 2-3 минуты. Начинаем урок с дыхательных упражнений и распевания. Первое упражнение Следующее упражнение «Свеча». Возьмите по листочку, уголок каждого листочка представляет собой огонёк свечи. Нужно сделать глубокий вдох через нос и аккуратно выдыхать ртом дуя на «огонёк», долго, но не сильно, чтобы не затушить её. Следующее упражнение на тренировку брюшного пресса: активные движения животом, при вдохе «выпячиваем» живот, при выдохе втягиваем, при этом плечи не должны подниматься. Короткие выдохи. Начинать следует с резкого, короткого выдоха. Выдерживая последующую за этим паузу, надо дождаться момента, когда естественно захочется вздохнуть. Только в этом случае вдох осуществиться органично правильно: достаточно глубоко и оптимально по объему.
Упражнение 1.«Обними плечи». Исходное положение – встаньте прямо, на вдохе руки врозь, на выдохе как бы обнимая себя за плечи (повторить это упражнение 8 раз).
Упражнение 2.«Насос». Исходное положение – встаньте прямо, теперь слегка наклонитесь вниз, спина круглая, руки опущены вниз. На вдохе слегка приподнимитесь, затем одновременно с поклоном выдохнуть (повторить это упражнение 8 раз).
Упражнение 3.Короткий вдох при раздвижении нижних ребер, задержка дыхания, медленный выдох со счетом. При этом певцы стремятся сохранить нижние ребра в положении вдоха, то есть раздвинутыми.
Упражнение 4 (выполнение упражнения активным шепотом). Короткий вдох при раздвижении нижних ребер, задержка дыхания, по руке дирижера с мягкой атакой спеть один звук и тянуть его ровным и умеренным по силе голосом. Сначала звук продолжается 2-3 секунды, затем постепенно удлиняется. Нижние ребра фиксируются в положении вдоха. Охрана жизни детей является частью творческого процесса. Для обеспечения необходимых условий выполняется ряд требований: — помещение для занятий светлое, просторное, хорошо проветриваемое; — на занятиях проводить расслабляющие упражнения, используя игровые методики. — не допускать неоправданных нагрузок на голосовой аппарат; — проводить беседы с детьми о соблюдении правил личной гигиены, о правилах поведения на улице, в общественных местах и помещении; — соблюдать средние возрастные (рабочие) диапазоны. После дыхательных упражнений распевание.
Упражнение 1. Первая распевка будет на одном звуке, формирование точного интонирования и унисона: «Ой, какой дом большой», для старшей подгруппы использовать слоги по сложнее, наприимер: «ма – мэ – ми – мо – му». Упражнение 2. Следующая распевка на трёх звуках: «до – ре – до – ре – ми – ре – ми – ре – до». Упражнение также можно начать постепенно (начиная с двух нот, двигаясь по полутонам и по трезвучиям вверх, вниз, расширяя при этом диапазон внизу и вверху на 2-3 ноты).
Упражнение 3. Контрастные виды звуковедения – staccato: для маленьких можно разнообразить чтобы распевка была интересной предложить распевку в форме игры, представить что они маленькие щенята и просят у мамы молочка, распевка по трезвучию: «Аф – аф-аф- аф- аф», для старших на слог «Лё – о – о – о – о» или «Ми – и – и – и – и». Успех любого упражнения зависит от того, как вы его построите мысленно (то есть сначала действие обдумывает голова — потом голос выполняет само действие). Необходимо несколько раз прочитать, прослушать, мысленно представить местоположение того или иного упражнения. Только после этого следует пробовать упражнения голосом. Упражнения на формирование ощущений резонаторов. В дальнейшем ходе занятий важно уделить внимание резонаторам. Резонаторы — это естественные полости в теле человека: грудной резонатор (легкие, трахея, бронхи), головной (ротовая полость, носоглотка) и центральный (гортань). Для того чтобы работа резонаторов обеспечивала максимальную окраску голоса, надо говорить на центре голоса. Центр голоса — это та нота в диапазоне голоса, которая звучит при минимальном напряжении голосового аппарата. Определяется он «расслабленным стоном». Центр голоса укрепляется громким пением и декламированием на центральной голосовой ноте. Эти упражнения основаны на «мычании», то есть выполняется интонирование на звуке «м». Если при распевании ребенок не сразу попадает в нужное место формирования звука «м», то следует распевать на звуке «н». Затем чередовать эти два звука, чтобы приблизить звучание одного звука к другому. Важно при этом не напрягать челюсть и язык. Следует следить за тем, чтобы звук был мягким, легким, а не сдавленным и не форсированным. В качестве помощи можно дать совет: «не выдувать» звук вместе с набранным воздухом. Наоборот, при пении должно быть ощущение продолжающегося вдоха, певцу надо представить, что звук как будто идет не от него, а в «него», причем это ощущение должно присутствовать не только при «мычании», но и при пении.
Занятия вокальным искусством создают самый благоприятный фон для гармоничного развития ребенка. В процессе певческой деятельности успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей. Помимо этого, решаются воспитательные задачи, которые помогают в становлении ребенка как личности, его самоопределении в социуме. Процесс постановки голоса достаточно сложный и требует определенной системы. Важной частью являются вокальные упражнения, так как они служат для распевания и на них отрабатываются основные вокальные навыки (дыхание, артикуляция, звукообразование, резонирование).
Список литературы.
1. Афонин Р.Ж. «Основы эстрадного вокала», Павлодар, 2012 г., — 46-57 с.
2. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. — М., 2007. — 143-183, 202 с.
4. Верницкая О.Р. Вопросы вокальной педагогики. — М., 1997 — 57 с.
5. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.
6. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в школе. — М, 1998. — 83-94 с.
7. Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. — М., 2000. — 23-36 с.
8. Струве Г.Н. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. — С.П., 1997. — 48 с.
9. Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. — М, 2000. — 53-74 с.
10. Юссон Рауль Певческий голос. — М., 1998. — 3 с.