Автор: Соболь Екатерина Сергеевна
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: данная статья посвящена проблеме особенностей и методов обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования нашей страны.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, инклюзивное образование.
В настоящее время актуальность темы обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования очень высока и обусловлена тем, что в современном мире множество детей
имеют какие-либо ограниченные возможности жизнедеятельности. Эти особенности приводят к тому, что адаптивные ресурсы данной категории детей отличаются от нормотипичных
ребят.
Каким именно должно быть образование для таких детей и как разработать его, чтобы
ограничения здоровья не вредили качественному получению образования. Этим вопросов
задаются многие ученые и педагоги.
Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» регулирует и
определяет все особенности образования в нашей стране. Данные нормы направлены на удовлетворение потребностей обучающихся в качественном и полноценном образовании, а также на совершенствование сферы образования с учетом потребностей современного мира.
Ключевая идея инклюзивного образования согласуется с идеей инклюзивного (включающего) общества – ведь из него нельзя исключить какую-то категорию граждан, все живут в общем и едином пространстве.
Реализация прав детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из самых важнейших задач государственной политики в области образования. Получение такими детьми
качественного образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, результативной самореализации.
Именно в специализированных школах дети независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурных, языковых особенностей могут быть включены в образовательный процесс вместе с обычными детьми. Преподаватели, работающие с такими
детьми, должны учитывать их особенности, индивидуальные образовательные потребности и
оказывать необходимую психолого-педагогическую поддержку.
В современном мире общество уже приняло тот факт, что обычные здоровые дети и
дети с ОВЗ должны обучаться в едином коллективе общем образовательном пространстве,
которое будет удовлетворять потребности всех категорий обучающихся. Это необходимо для
обеих групп детей. Это необходимо для того, чтобы дети с ОВЗ и обычные дети могли социализироваться и коммуницировать вместе. Также это помогает формировать толерантное отношение ко всему [1].
Инклюзивное образование помогает решать образовательные задачи, также улучшает
качество жизни людей. Такое образование позволяет разработать гибкую образовательную
среду для учащихся с ОВЗ.
Методы, которые необходимо использовать в инклюзивном образовании:
157
1) Пространство класса необходимо делить на игровую и учебную зоны. Это помогает
не только проводить занятия за учебным столом, но и на полу. Помогает снизить нагрузку на
позвоночник.
2) Введение единых правил для всех.
3) Нужно учитывать специфику возраста и индивидуальные особенности детей.
4) Преподаватель должен способствовать социализации детей.
5) Также важно учитывать низкий уровень мотивации, эмоциональную нестабильность. Поэтому система оценки должна подчеркивать любые даже самые незначительные
успехи каждого ребенка.
6) Помощь каждому ребенку в решении актуальных задач развития, обучения.
7) Психологическое обеспечение адекватных и эффективных образовательных программ.
Также нужно учитывать рекомендации для преподавателя:
а) высокая квалификация;
б) использование точных указаний;
в) неоднократный повтор алгоритма выполнения заданий;
г) акцентирование внимания на высоких отметках;
д) Свести к минимуму наказание за невыполнение заданий и нарушения правил поведения.
Таким образом, инклюзивное образование неотъемлемая часть образования, для которой нужно создавать определенные условия, использовать различные методы.
Библиографический список
1. Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273 – ФЗ // Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. –
М. : Просвещение, 2010.
2. Тўхтамурод С.Н., Ойгул М. Об инклюзивном образовании // Scientific progress.
2021. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-inklyuzivnom-obrazovanii (дата обращения:
04.03.2022).
3. Халилов Т.А. Рецензия на книгу Л.Г. Ионина «Парад меньшинств» // Историческая
и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 1–1. С. 210–211.
4. Хуснутдинова М.Р. Риски инклюзивного образования // Образование и наука. 2017.
№3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/riski-inklyuzivnogo-obrazovaniya (дата обращения:
02.03.2022).