Особенности организации учебного пространства и учебного процесса при изучении технологии в инклюзивном образовании

Автор: Погорельцева Ольга Леонидовна

Особенности организации учебного пространства и учебного процесса при изучении технологии в инклюзивном образовании

 

Учитель технологии

Погорельцева Ольга Леонидовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..…….…………3

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ………………..…….5

         1.1. Понятия: учебное пространство, учебный процесс, инклюзивное образование ……………………………………………………………………………5

1.2. Организация инклюзивной образовательной среды…………….………8

1.3. Методические особенности обучения детей с интеллектуальными нарушениями…………………………………………………………..………………….10

ГЛАВА 2.ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОСТРАНСТВА И УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ……………………….…….……….15

2.1. Организация педагогического исследования……………..…………..15

2.2. Оценивание планируемых результатов на уроках технологии у обучающихся с интеллектуальными нарушениями…………….………………..19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….………….…..……25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………………………………..26

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………….…………………….28

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Образование — неотъемлемое право человека. Особое место в системе отечественного образования занимают дети с ограниченными возможностями. Вопросы обеспечения жизнедеятельности детей данной категории определены законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ в РФ. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 273), регламентирует право детей с ОВЗ и с инвалидностью на образование и обязывает федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами названных категорий, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации.

Основная задача — создание условий и оказание помощи в их социальной реабилитации и адаптации, подготовке к полноценной жизни в обществе. Опыт зарубежных стран показывает, что создание доступных школ и совместное обучение способствует социальной адаптации инвалидов, их самостоятельности и независимости, а самое главное — изменяет общественное мнение к инвалидам, формирует отношение к ним как полноценным людям.

 В 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН была единогласно принята Конвенция о правах ребенка, которую на сегодняшний день подписали 193 страны. В статье двадцать четвертой Конвенции говорится о  том, что  в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека. В 1994 году под эгидой ЮНЕСКО в г. Саламанка (Испания) прошла Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, на которой был введен в международный обиход термин «инклюзия» и провозглашен принцип инклюзивного образования. Инклюзивное образование предусматривает не только активное включение и участие детей и подростков с ограниченными возможностями в образовательном процессе обычной школы, но в большей мере перестройку всей системы образования для обеспечения образовательных потребностей всех детей.

Объект исследования — образовательная деятельность.

Предмет исследования — организация учебного пространства и учебного процесса при изучении технологии в инклюзивном образовании.

Гипотеза исследования  — Если на уроках технологии в условиях инклюзивной практики будет эффективно организовано учебное пространство, а технологии обучения будут соответствовать психолого-педагогическим особенностям обучающихся, то качество обучения учащихся возрастет.

Цель исследования: выявление особенностей организации учебного пространства и подбор технологий обучения детей с интеллектуальными нарушениями в условиях инклюзивного образования.

Для достижения поставленной цели и проверки сформулированной гипотезы потребовалось решить следующие задачи:

1.                Изучить психолого-педагогическую литературу по организации учебного пространства и учебного процесса при изучении технологии в инклюзивном образовании.

2.                Рассмотреть особенности обучения детей с интеллектуальными нарушениями.

3.                Провести педагогический эксперимент, обработать и проанализировать результаты.

Методы исследованияанализ, педагогический эксперимент, наблюдение, статистический анализ данных, сравнение.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОСТРАНСТВА И УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕХНОЛОГИИ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

1.1. Понятия: учебное пространство, учебный процесс, инклюзивное образование

 

Образовательное пространство – совокупность условий, влияющих на развитие и формирование способностей, потребностей, интересов, сознания личности. ( Журавлева С.В.)

 Понятие учебное пространство или «образовательное пространство» в научную педагогическую лексику введено в конце 80-х годов и позже вошло в официальные документы (Закон РФ «Об образовании»). Оно отражает попытки сохранить единство в сфере образования при проведении его децентрализации.

«Образовательное пространство» определяется как совокупность информационных, технологических и педагогических условий, создающих возможность для организации процессов обучения, самообразования и саморазвития. Образовательное пространство – это база для осуществления на практике идеи гуманитаризации образования, обращения образовательного процесса к потребностям человека в общекультурном и общегуманитарном смысле, т.е. форма трансляции социального опыта от поколения к поколению. Образовательное пространство характеризуется объёмом образовательных услуг, мощностью и интенсивностью образовательной информации, образовательной инфраструктурой общества.

Иначе говоря, образовательное пространство – это деятельность учащихся и учителей в рамках образовательных учреждений и оказания индивидуальных образовательных услуг.

С.Ф. Жилкин в качестве социологического исследования рассматривает образовательное пространство в двух аспектах: как фактор непрерывности образования при сохранении основополагающих элементов его системы, дающей формально-равные возможности, и как совокупность единых требований к отбору содержания, методов и средств обучения, характерных для сообщества в целом.

Характеризуя образовательное пространство, выделяются следующие виды институтов и организаций влияющими на субъекта, получающего образование:

— система секций, кружков;

— семья;

— родственное и окружение сверстников;

— средства массовой информации;

-политические, административные, профсоюзные просветительские и гуманитарные организации;

— виртуальная «реальность»;

— в перспективе — рынок труда (проблема будущего рабочего места);

— личные интересы и потребности.

Учебный процесс – целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся,  в ходе которого решаются задачи образования, развития и воспитания  учащихся; организация обучения во взаимосвязи всех компонентов. Взаимодействие педагога с учащимися, их совместная деятельность: это образование, воспитание и развитие; общение: в ходе которого происходит накопление знаний, умений, навыков, развитие, образование

Деятельность педагога направлена на реализацию цели обучения, обеспечение информирования, осознания и практического применения знаний.

Деятельность учащегося — это освоение знаний, умений и навыков (опыта, творчества и эмоционально-ценностных отношений), в ходе которых возникают новые формы поведения и деятельности, применяются ранее приобретенные знания и навыки. Благодаря обучению происходит реализация образовательного процесса, воспитательного воздействия. Воздействия преподавателя стимулируют активность обучаемого, достигая при этом определенной, заранее поставленной цели, и управляют этой активностью. Учебный процесс включает в себя набор средств, с помощью которых создаются необходимые и достаточные условия для проявления активности обучающимся. Учебный процесс представляет собой совокупность дидактического процесса, мотивации учащихся к учению, учебно-познавательную деятельность ученика и деятельность учителя по управлению учением.

Инклюзивное образование – результат развития идей гуманизма, основывающихся на исключительной ценности человеческой личности, ее уникальности, праве на достойную жизнь, каким бы ни было ее физическое состояние. (С.В. Алёхина)

Инклюзивное или включенное образование (фр. inclusif — включающий в себя, лат. include — заключаю, включаю) — это термин, который позволяет описать процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательных организациях. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, и создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Речь идет о детях с особенностями развития, с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью. Понятие «инклюзивное образование» определено как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Дети с ограниченными возможностями здоровья в обычной общеобразовательной школе могут не только получить качественное образование, но и успешно адаптироваться к жизни. Для реализации инклюзивного образования нужно обращать внимание на создание соответствующих условий в обществе и образовательном процессе, а также подготовку педагогов, способных создавать и внедрять инклюзивную образовательную среду в образовательных организациях.

 

1.2. Организация инклюзивной образовательной среды

 

 Для организации благоприятной среды для инклюзивного обучения необходимо учесть особенности профессионально-педагогической деятельности. К данным особенностям относятся:

— Анализ индивидуальных особенностей ребенка и дальнейший отбор учебного материала с учетом данных особенностей;

— Вариационность и поливекторность профессионально-педагогических действий и возможность их адаптации по мере необходимости;

— Сбор учебного материала, который необходим для создания эффективного учебного процесса с задействованием широкого спектра знаний;

— Регистрация и анализ особенностей ребенка для его включения в разнообразные виды деятельности;

— Расширение и овладение альтернативными коммуникативными возможностями, для использования их при необходимости в образовательном процессе.

Грамотная организация образовательного процесса в инклюзивном классе школы предполагает предварительную психологическую и педагогическую (логопедическую) диагностику всех учащихся, позволяющую обнаружить сильные и слабые стороны развития каждого ребенка в данном классе. Это дает возможность прогнозировать будущие затруднения в усвоении учебной программы и развитии социальных и коммуникативных навыков.Результаты обследования необходимо обсудить педагогу со всеми специалистами, которые сопровождают процесс инклюзивного обучения в данном классе (с психологом, логопедом и др.). Исходя из полученных данных о сильных и слабых звеньях высших психических функций каждого ребенка: восприятия, памяти, мышления, речи, должна быть выработана общая стратегия работы в данном классе. При составлении программы занятий должно учитываться, что в классе одновременно будут находиться учащиеся, как с общими, так и с индивидуальными трудностями.

Работа с классом инклюзивного обучения предполагает, что организация занятий должна базироваться на методах работы, опирающейся на более сильные стороны развития ребенка и постепенно втягивающей в работу слабые стороны (нейропсихологический подход).

В соответствии с идеями Л.С. Выготского, задания должны варьироваться от просто к сложному по следующим параметрам:

— совместное — самостоятельное (от разделения функций между обучающим и обучаемым через постепенное сокращение роли обучающего к самостоятельному действию);

— внешне опосредованное — внутреннее (от действия с привлечением внешних материализованных опор, внешней программы к внутреннему, выполняемому в уме действию);

— развернутое — свернутое (от развернутого поэлементного выполнения и контроля действия к их свернутым формам).

Особенное внимание при составлении программы работы группы должно уделяться подбору учебного и наглядного материала. Так как для преодоления своих трудностей каждому ребенку нужна своя опора, необходимо подбирать (создавать) учебные материалы и обучающие виды деятельности, представленные на слуховой, зрительной и тактильной основе.

Для повышения интереса ребенка к занятиям рекомендуется использовать игровые, сюжетные методы обучения, включать задания в смысловой контекст, постепенно переводя исполнение заданий от эмоционально окрашенного в более произвольный план.

Наглядные материалы также должны быть ориентированы на особенности развития и организации внимания учащихся. Например: школьная доска — предмет, который дети видят постоянно, значит, нужно максимально использовать его ресурсы. Представить на доске зрительную опору для лучшей ориентации учащихся в пространстве. Для привлечения большего внимания использовать наглядные материалы, изготовленные при непосредственном участии детей.

Инклюзивная образовательная среда включает в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь. Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

 

1.3. Методические особенности обучения детей с интеллектуальными нарушениями

 

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом  и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» )

Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, туго подвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.). В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению.

Французский психиатр Ж. Эскироль (1843 г.) впервые дал определение врожденного слабоумия и охарактеризовал его как нарушение развития, а не как заболевание. Описывая умственную отсталость, В. Вильбур (1852 г.) утверждал, что она определяется главным образом по социальным и моральным критериям. Успехи генетики привели английского психиатра и генетика Л. С. Пенроуза (1949 г.) к мысли о том, что умственная дефективность является в основном наследственно обусловленной и связана прежде всего с нарушениями, имеющимися в генах человека.

Дети с интеллектуальной недостаточностью – это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных процессов (активного восприятия, произвольной памяти, словесно-логического мышления, речи и т.д.). Интеллектуальный дефект сочетается с нарушениями моторики, внимания.

Детям с интеллектуальной недостаточностью требуется гораздо больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал. Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из – за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью. Эти особенности при обучении выражаются в замедленном темпе узнавания, в смешивании сходных предметов и т.д. Дети с интеллектуальной недостаточностью не умеют вглядываться, не умеют самостоятельно рассматривать, увидев какую – то одну нелепость, они не переходят к поиску остальных, им требуется постоянное побуждение. Слабость абстрактно – логического мышления заключается в низком уровне развития обобщения, сравнения предметов и явлений окружающей действительности по существенным признакам, в невозможности понимания переноса усвоенного на новую ситуацию. В восприятии, памяти, мышлении страдают, прежде всего, функции отвлечения и обобщения, то есть всегда нарушаются компоненты психической активности, связанные с аналитико – синтетической деятельностью мозга. Анализ предметов они проводят бессистемно, пропускают ряд важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части; затрудняются определить связи между частями предмета. Устанавливают обычно лишь такие зрительные свойства объектов, как величина, цвет. При анализе предметов выделяют общие свойства предметов, а не их индивидуальные признаки. Из–за несовершенства анализа затруднен синтез предметов. Выделяя в предмете отдельные части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом. Труднее всего ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи, медленно формируется произвольное запоминание. Не умея выделить главное в предметах, они проводят сравнение по несущественным признакам, а часто – по несоотносимым.

Дети с интеллектуальной недостаточностью, как правило, не владеют способами усвоения общественного опыта. Они не умею действовать ни по словесной инструкции, ни по подражанию, ни по образцу. Они практически не могут выполнять действия с предметами по подражанию. При этом они либо не понимают задачи, либо не имеют возможности опираться на свойства предметов. После начала работы с детьми по подражанию образцу и речевой инструкции дети продолжают выполнять действия только в привычной ситуации и со знакомыми предметами. Выработать у ребенка определенные трудовые навыки можно, если многократно показывать ему все операции. Объяснять ребенку задания простыми, знакомыми ему словами. Если он не справляется с работой, не следует настаивать. Целесообразно предложить ему выполнить более легкие действия с предметами, но в дальнейшем обязательно вернуться к заданию, которое было для него трудным. Бывают случаи, когда у ребенка возникают непроизвольные, навязчивые движения, например, покачивания туловищем. Заметив появление этих навязчивостей, нужно чем-нибудь занять ребенка. Нельзя оставлять его долгое время бездеятельным!

Заторможенные дети нуждаются в бережном, чутком индивидуальном подходе. Следует осторожно, без нажима, вывести их из пассивного состояния, ободрить, поощрить, стимулировать интерес к выполнению той или иной деятельности, вселить уверенность в своих силах. При этом благотворно действует спокойный, негромкий голос. В ходе подобного общения дети легче подчиняются требованиям.

Всестороннее формирование личности у детей с интеллектуальными нарушениями предполагает работу группы профессионалов. Психолог обеспечивает душевное спокойствие после неудач или столкновений с неприятными препятствиями. Логопед обеспечивает максимально членораздельную речь. Дефектолог реализует понимание материала доступными методами.

Тем не менее, при правильно организованном учебном процессе, можно достичь положительного результата в обучении и социализации детей с интеллектуальными нарушениями.

1) Так как дети с интеллектуальными нарушениями характеризуются быстрой утомляемостью, низкой работоспособностью, то и учебная информация должна подаваться небольшими фрагментами, чётко, последовательно, проговариваться несколько раз. Если ребёнок уже умеет читать, записать ему алгоритм работы на карточке, составить опорную таблицу, схему. Не умеет читать — придумать схему в виде ярких, красочных, узнаваемых символов.

2) Чтобы избежать быстрой утомляемости следует чередовать виды деятельности: игровую, трудовую, предметно-практическую, учебную. Это поможет детям представить задание образно, приблизить его к реальной жизни, а, следовательно, сделать узнаваемым и облегчить решение, заинтересовать, снять напряжение.

3) Особое внимание уделять наглядности. Она позволяет сформировать у ребенка правильное представление о предмете, явлении, законе который он изучает. Целесообразно изготавливать некоторую наглядность с детьми. Например, создать альбом правил с иллюстрациями. Это способствует лучшему запоминанию и одновременно привитию позитивного отношения к своему труду. Заинтересованность в обучении.

4) Использовать на занятиях ИКТ технологии. Демонстрация презентаций, видео и мультипликационных фрагментов привлекает детей, позволяет долго освоить и закрепить учебный материал. В настоящее время для детей с интеллектуальными нарушениями на различных сайтах организованы дистанционные олимпиады и конкурсы. Участвуя в них, ученики будут чувствовать себя востребованными. А значит, повысится их самооценка, что мотивирует на продуктивное усвоение знаний.

5) Развивать детей нужно не только в учебной деятельности, а так же, во внеурочной, кружковой. Привлекать их к участию в подготовке концертных номеров к различным мероприятиям, в спектаклях, в конкурсах рисунков, поделок и т.д. Неуспевающий ученик может оказаться успевающим, способным в других видах деятельности, в творчестве, трудовой деятельности. Это повысит самооценку воспитанников, поможет сформировать положительное отношение к школьной жизни, а, следовательно, повысить интерес, привлечь внимание к учёбе.

 

ГЛАВА 2. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОСТРАНСТВА И УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

 

2.1. Организация педагогического исследования

 

Экспериментальное исследование проводилось на базе МОУ «СОШ №1 г. Карталы»- «Специальная (коррекционная) школа для учащихся с ОВЗ» – среди обучающихся 7 класса в несколько этапов. Контрольный этап исследования осуществлялся с 1 апреля по 30 мая 2021 г. А экспериментальный этап исследования – с 1 сентября по 20 ноября 2021.

 

Календарно-тематическое планирование

по профессионально трудовому обучению

7 класс

(фрагмент)

 

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Волокна и ткани (6ч)

5

Шерсть. Шерстяное волокно. Шерстяная пряжа.

2

6

Основные профессии прядильного производства.

2

7

Получение шерстяных тканей.

2

Пошив постельного белья (30 ч)

8

Ткани для постельного белья.

2

9

Бельевые швы.

6

10

Простыня.

4

11

Наволочка с клапаном

6

12

Пододеяльник.

2

13

Раскрой пододеяльника с вырезом в виде ромба.

2

14

Практические работы по пошиву пододеяльника.

8

 

В процессе обучения  поэтапно объясняем новые задания детям и учим последовательно их выполнять. Для этого применяем технологические карты.

Раздел «Пошив постельного белья»

Урок «Бельевые швы»

Цель: Научить выполнять двойной и запошивочный шов. Закрепить знания и умения по выполнению шва в подгибку с закрытым срезом. Закрепить понятия: шов, ширина шва, от чего зависит ширина шва

Используем на уроке технологической карты и альбом с образцами машинных строчек. Альбом изготовили ученицы старших классов.

Применяем только четкие указания, регулярно повторяем инструкции по выполнению определенных задач, демонстрируем обучающимся примеры уже выполненных заданий.

Перед началом практических уроков напоминаем о  технике безопасности при работе с ножницами, иглами, работе на швейной машине

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При обучении детей с интеллектуальными нарушениями большое значение имеет наглядность. Например, при изучении темы «Швейная машина на партах размещаются памятки по заправке верхней и нижней нити; правила установки иглы; устройство шпульного колпачка расположенных непосредственно рядом со швейными машинами.

 

 

 

 

 

 

 

Урок «Ткани для постельного белья»

Цель: ознакомить учащихся с видами постельного белья и материалами, необходимыми для его изготовления. Научить определять расход материалов на изделие, разрабатывать эскизы, подбирать основные и отделочные материалы для пошива изделия.

На уроке используем альбом с образцами ткани для пошива постельного белья. Карточки с образцами постельного белья.

Образцы ткани:                      Образцы постельного белья:

 

 

 

 

 

 

Урок «Наволочка с клапаном»

Цель: Познакомить учащихся с назначением и технологией изготовления наволочки.

Используем на уроке  технологической карты по пошиву наволочки с клапаном. Использование предметно-технологических карт на уроках швейного дела помогают учащимся устанавливать логическую последовательность изготовления изделия, подбирать необходимые инструменты, материалы и приспособления, пользоваться рациональными приёмами труда, применять необходимые правила техники безопасности, осуществлять поэтапный контроль выполнения изделия.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметные, предметно-технологические и инструкционные карты разработаны на все изделия, предусмотренные программой по профессионально трудовому обучению (швейное дело) в 5-9 классах, и используются на различных этапах урока.

Умение планировать свою работу и осуществлять ее по плану — один из основных признаков осмысленного и самостоятельного выполнения задания.

Для активизации учебной работы используем различные игровые приемы, например «Найди пару».

Каждая ученица получает конверт с карточками. Одна половина из них включает термины, описание ручных и машинных операций, а другая – предметные карты на образцы швов тканей и т.д. Необходимо за 2 мин. Подобрать к каждой карточке пару. 

 

 

 

Карточки для закрепления основных понятий.       

       
 
   
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка и оценивание производятся в форме взаимоконтроля.

При организации учебного процесса применяем разнообразные виды деятельности:

— предоставляем детям дополнительное время для завершения классных и  заданий;

— включаем физкультурные паузы;

 

2.2. Оценивание планируемых результатов на уроках технологии у обучающихся с интеллектуальными нарушениями

 

Промежуточная и итоговая аттестация по предмету «Профессионально- трудовое обучение» осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, обучающихся МОУ «СОШ №1 г. Карталы»- «С (к) школа для учащихся с ОВЗ» и подразделяется на:

годовая аттестация– оценка качества усвоения обучающимися всего объёма содержания учебного предмета учебного плана за учебный год;

аттестация за четверть– оценка качества усвоения обучающимися содержания какой-либо части (частей) темы (тем) учебного предмета по итогам учебной четверти на основании текущей аттестации;

текущая аттестация– оценка качества усвоения содержания компонентов какой-либо части (темы) учебного предмета в процессе его изучения обучающимися по результатам образовательного процесса.

Формами контроля качества усвоения содержания учебных программ, обучающихся являются:

1) формы письменной проверки:

письменная проверка – это письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные ответы на вопросы теста.

2) формы устной проверки:

устная проверка – это устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме рассказа.

Комбинированная проверка предполагает сочетание письменных и устных форм проверок.

При проведении контроля качества освоения содержания учебных программ, обучающихся могут использоваться информационно-коммуникационные технологии.

При промежуточной аттестации обучающихся применяется следующие формы оценивания: пятибалльная система оценивания в виде отметки (в баллах) — 5 («отлично»), 4 («хорошо»), 3 («удовлетворительно»), 2 («неудовлетворительно»), словесного (оценочного) суждения.

Отметка обучающегося за четверть выставляется на основе результатов текущего контроля успеваемости.

Основанием для аттестации учащихся за четверть является не менее трех отметок при изучении учебного предмета 6 часов в неделю в учебном году.

Обучающиеся, временно проходящие обучение в санаторно-лечебных организациях, в которых осуществляется образовательная деятельность, реабилитационных и других общеобразовательных организациях, аттестуются на основе их аттестации в этих общеобразовательных организациях. Из этих общеобразовательных организаций родители (законные представители) обязаны представить заверенную печатью справку (табель оценок) с текущими или итоговыми отметками.

Обучающиеся, пропустившие по не зависящим от них обстоятельствам 2/3 учебного времени, не аттестуются по итогам четверти. Вопрос об аттестации этих обучающихся решается в индивидуальном порядке.

При пропуске обучающимися по уважительной причине более половины учебного времени, отводимого на изучение учебного предмета, при отсутствии минимального количества отметок для аттестации за четверть, обучающийся не аттестуется.

Завершение учебного года завершается годовой аттестацией с выставлением годовых отметок.

Годовые отметки выставляются на основе четвертных оценок, как округлённое по законам математики до целого числа среднее арифметическое текущих оценок, полученных обучающимся в период учебного года по данному учебному предмету.

Неудовлетворительный результат промежуточной аттестации по учебному предмету или не прохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.

Критерии оценивания знаний и умений система контроля

Для проверки знаний и умений учащихся на занятиях по технологии применяются следующие виды контроля: текущий, периодический и итоговый.

Текущий контроль проводится на каждом занятии и предполагает проверку качества усвоения теоретического материала (знание инструментов, приспособлений, оборудования) и умений применять его на практике (правильность выполнения лабораторных заданий, графических работ, умение обращаться с оборудованием).

Периодический контроль проводится в конце изучения темы или раздела. Одним из элементов периодического учёта является проверка выполненной проектной работы (изделия). Проверка и оценка знаний и умений по теме или разделу может проводиться в форме устного опроса учащихся, тестирования.

Итоговый контроль проводится в конце четверти и года. Итоговые оценки выставляются ученикам на основе оценок текущего и периодического учёта.

Критерии оценки знаний и умений по технологии

Оценка знаний и умений учащихся на уроках по технологии проводится на основе следующих критериев:

— уровень знания теоретических вопросов технологии и умения применять эти знания в практической работе;

— знание инструментов, приспособлений и оборудования, умение подготовить их к работе;

— степень овладения приёмами выполнения технологических операций;

— продолжительность выполнения работы в целом или её части;

— знание и выполнение требований безопасности труда, производственной санитарии и гигиены;

— умение пользоваться письменными и графическими документами, правильно составлять простейшие из них;

— умение правильно организовать рабочее место и поддерживать порядок на нём при выполнении задания; бережное отношение к инструментам; экономное расходование материалов;

— степень самостоятельности при организации и выполнении технологических операций и проявление элементов творчества;

— качество выполненной работы в целом.

Качество знаний, умений и навыков оценивается по пятибалльной системе на основе типовых примерных рекомендаций по нормам оценки:

Оценка «5»— учащийся обнаруживает достаточную полноту знания, а также ясное понимание изученного материала; умеет творчески применить полученные знания в практической работе; достаточно быстро и правильно выполняет задания; умеет подготовить рабочее место, средства труда и правильно пользоваться ими; соблюдает правила безопасности труда, санитарии и гигиены; систематически ведёт записи в рабочей тетради.

Оценка «4»— учащийся даёт полные ответы и полностью выполняет практическую работу, но допускает незначительные ошибки в изложении теоретического материала или выполнении практической работы, которые стремится исправить самостоятельно после замечаний и пояснений учителя.

Оценка «3»— учащийся знает и понимает лишь основной учебный материал; недостаточно быстро выполняет практические работы, допуская некоторые погрешности, и пользуется средствами труда в основном правильно; может объяснить значение и последовательность выполняемой работы по наводящим вопросам учителя; принимает участие в проведении опытов и наблюдений, но недостаточно аккуратно ведёт записи.

Оценка «2»— учащийся обнаруживает незнание и непонимание большей части учебного материала; не умеет выполнять практические работы и объяснять их значение и последовательность выполнения; нарушает правила безопасности труда; не принимает участия в проведении опытов и наблюдений, не выполняет установленных требований к заданиям.

В эксперименте приняли участие учащиеся 7 класса. Эксперимент проводился на одной группе учащихся без выделения контрольной и экспериментальной групп.

Критерии диагностики:

1)                    Высокий уровень

— полное усвоение материала,

— полная самостоятельность,

— полная осознанность

2) Средний уровень

— частичное усвоение материала,

— необходимость в периодическом направляющем руководстве,

— частичная осознанность

3) Низкий уровень

— полное не усвоение материала, малая эффективность помощи, отсутствие осознанности

Контрольный этап проходил с 1 апреля по 25 мая 2021 г. (приложение № 2) На контрольном этапе не были разработаны средства наглядности.

 

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Входная

8%

23%

69%

Итоговая

10%

25%

65%

 

Экспериментальный этап диагностики проходил с 1 сентября по 20 ноября 2021г. (приложение № 3)  Для эксперимента по каждому виду работ были разработаны инструкционные карты, памятки и образцы. Все это было активно использовано в учебном процессе. Кроме того использовались игровые технологии. Для диагностики уровня успеваемости учащихся были разработаны контрольные работы, состоящие из тестовых заданий, ориентированные на оценку планируемых предметных результатов.

 

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Входная

9%

24%

67%

Итоговая

12%

30%

58%

 

По результатам диагностики видно, что низкий уровень поднялся на 9%, средний  на 6%, а высокий уровень на 3%

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Для достижения поставленной цели: выявление особенностей организации учебного пространства и подбор технологий обучения детей с интеллектуальными нарушениями в условиях инклюзивного образования мы изучили психолого-педагогическую литературу по организации учебного пространства и учебного процесса при изучении технологии в инклюзивном образовании, рассмотрели особенности обучения детей с интеллектуальными нарушениями, провели педагогический эксперимент, обработали и проанализировали результаты. На основании проведенного эксперимента выяснили, что эффективно организованное образовательное пространство, и технологии обучения, соответствующие психолого-педагогическим особенностям обучающихся, улучшают качество знаний учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.  Акулова, Е. Ф. Образовательный процесс как сложившаяся традиция социума / Е. Ф. Акулова. – Текст : электронный // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.– 2009.  – С.57-64.– URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyyprotsesskakslozhivshayasyatraditsiyasotsiuma(дата обращения: 10.12.2021).

2.  Андрианова, Е. И. Инклюзивное образование: характеристика, сущность, проблемы / Е. И. Андрианова.– Текст : электронный // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого.– 2016 .– №93. – 14-16.– URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-harakteristika-suschnost-problemy(дата обращения: 10.12.2021).

3.  Кирсанова, Е.В. Организация инклюзивной образовательной среды

/ Е.В. Кирсанова.– Текст : электронный // Вестник Шадринского государственного педагогического университета.–2019.–  С.37-41.–URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-inklyuzivnoy-obrazovatelnoy-sredy(дата обращения: 10.12.2021).

4.  Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской  Федерации : Федеральный закон  № 273-ФЗ : принят Госдумой 21 декабря 2012 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года.  – URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 06.12.2021). – Текст : электронный.

5.  Серебренников, Л.Н. Методика обучения технологии : учебник для академического бакалавриата / Л. Н. Серебренников. — 2-е издание, исправленное и дополненное. — Москва :Юрайт, 2017. — 308с. — (Бакалавр.Академический курс).

6.  Скрябина, Д.Ю. Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья / Д.Ю. Скрябина, Я. Е. Корлякова. – Текст : электронный //  Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23641 (дата обращения: 10.12.2021).

7.  Современные подходы к преподаванию предметной области «Технология» / министерство просвещения Российской Федерации; Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Центр защиты прав и интересов детей». – Москва: Центр защиты прав и интересов детей, 2019.- 168 с. – URL: https://fcprc.ru/wp-content/uploads/2020/01/Metodicheskoe-posobie-_Sovremennye-podhody-k-prepodavaniyu-predmetnoj-oblasti-Tehnologiya_.pdf (дата обращения : 11.12.2021). – Текст : электронный.

×
×