Автор: Меркушева Ирина Валерьевна
Ключевая особенность «Профессионалитета» — в нестандартных, по сравнению с обычными, образовательных программах.
Ещё одна особенность «Профессионалитета» в том, что участвующие в ней колледжи получают больше возможностей для современного оснащения. Потому что, кроме формирования программ, предприятия кластера помогают технически оснащать колледж или техникум так, чтобы студенты учились на современном оборудовании.
На первом месте — практико-ориентированность и компетентностный подход, то есть конструирование программ чётко для достижения запланированных образовательных результатов (а среди них — прописанные в профессиональных стандартах требования к обладателям конкретной квалификации). Предполагаются также ранняя профессиональная адаптация студентов к требованиям работодателей и формирование цифровых компетенций.
Основные задачи в процессе преподавания дисциплины «Бережливые технологии»:
1. Формирование представления о концепции бережливого производства и возможностях применения принципов и инструментов для решения задач профессиональной деятельности;
2. Развития умений моделирования производственного процесса и картирования потока создания ценностей для участников производства продукции/оказания услуг с учетом профиля и направленности образовательной программы;
3. Создания базиса для навыков повышения эффективности профессиональной деятельности и производительности труда через практическую реализацию инструментов бережливого производства;
4. Формирование мотивации к совершенствованию профессиональной деятельности с использованием актуальных принципов и подходов.
МЕТОДЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА В ПЕДАГОГИКЕ –
ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ
Процесс, теория и методы Бережливого производства могут быть применены для преодоления некоторых проблем, стоящих перед образованием.
Таблица 1 включает в себя краткий список бережливых методов, их общее описание, и возможную идею применения в процессе преподавания.
Эта таблица не является исчерпывающей, список методов достаточно узкий, но это отправная точка для дополнительных исследований в область бережливой педагогики.
Таблица 1 – Возможности применения методов бережливого производства
Наименование метода |
Описание метода |
Возможности применения в образовании |
Предвидящее планирование (Lookahead planning) |
Необходимо для обеспечения выполнимости работы. Проверяется, есть ли препятствия для выполнения предстоящих работ. Как правило, охватываются работы на ближайшие 6 недель. Используется для того, чтобы сфокусировать внимание команды на работах, которые должны быть готовы к выполнению в ближайшее время. |
1. Ежедневный обзор курса, графика процесса обучения, включая предстоящие задания и оценки. 2. Обзор информации, которую можно использовать при выполнении задания. |
Кайдзен (Кaizen) |
В переводе с японского – непрерывный процесс совершенствования. |
1. Систематическая оценка выполнения задания (частей задания). 2. Предоставление обратной связи во время выполнения задания или изучения материала. |
Хансей (Hansei) |
Саморефлексия. |
1. Выполнение студентами критического анализа собственной работы. 2. Обзор работ студентов с целью поиска возможностей для самосовершенствования. |
Дзидока (Jidoka) |
Процесс контроля качества. При обнаружении проблемы или дефекта происходит автоматическая остановка всего процесса. К проблеме немедленно привлекается внимание. |
1. Немедленная обратная связь. 2.Максимально быстрая оценка работы студентов. 3. Немедленное обсуждение и исправление ошибок. |
Выравнивание (Heijunka) Выравнивание (Heijunka) |
Умение планировать процесс особым образом. Заказы клиентов разделяются на несколько небольших партий, которые выстраиваются в определенном порядке. |
1. Регулярные тесты, викторины, задания, семинары, контрольные точки по меньшему количеству материала. |
«Профессионалитет» принёс в систему СПО несколько важных удачных изменений. Во-первых, хорошо то, что усиливается практическая направленность обучения за счёт более тесной связи с работодателями. Благодаря этому выпускники должны стать более востребованными у работодателей.
Основные виды лекций:
1. Вводная лекция: излагается теоретическое и прикладное значение дисциплины, связь и взаимодействие её с другими предметами, роль в подготовке будущего специалиста; лекция призвана пробудить интерес к изучаемой дисциплине и к самостоятельной работе; даются рекомендации по дальнейшей работе с материалом курса.
2. Тематическая лекция: излагается конкретная тема (тематический блок), с обеспечением логических связей с предшествующей и последующей темами; унифицированный формат и структура; визуализация для облегчения восприятия учебного материала.
3. Заключительная лекция: обобщение и систематизация изученного материала, рассматриваются перспективы развития.
Типизация лекций в зависимости от метода проведения:
1. Информационная лекция: последовательное изложение теоретические вопросы, разъяснение основных положений темы, выводы и обобщения с применением различных форматов трансляции материала аудитории.
2. Лекция-беседа: по ходу изложения материала задаются с целью выяснения уровня подготовки обучающихся и их готовности к восприятию учебного материала. В зависимости от характера ответов строятся последующие рассуждения и концентрируется внимание на очередном фрагменте лекции. Данный метод обеспечивает обратную связь с аудиторией и содействует активизации обучающихся.
3. Лекция-дискуссия (в т. ч. с применением видео- и иных форматов): постановка вопросов, по которым осуществляется обсуждение (вопросы перед обучающимися ставятся заблаговременно, чтобы они имели возможность подготовки).
Постановка проблемных вопросов вызывает оживление, столкновение точек зрения, создаёт дискуссию, концентрирует творческую деятельность всей аудитории и представляет собой активную форму обучения.
4. Проблемная лекция: отсутствуют готовые научные или практические выводы, нет монологического изложения учебной информации, обычно лекция начинается с вопроса, с постановки общей проблемы, которую преподаватель в ходе изложения материала последовательно решает или раскрывает пути ее решения. Характер проблем определяется конкретным содержанием учебного материала.
Создание проблемной ситуации побуждает обучающихся к активной мыслительной деятельности, вызывает интерес к излагаемому материалу. При этом преподаватель не навязывает готовые выводы и решения. Данный метод обучения учит мыслить, делает изложение материала более доказательным, способствует более глубокому и прочному усвоению знаний.
1. Межпредметная лекция представляет собой сложный вид активного метода обучения. Учебные вопросы рассматриваются с позиции нескольких дисциплин одновременно, что позволяет сформировать у студентов комплексный взгляд на явления, проблемы.
2. Гибридный формат: микс из различных техник подачи материала.
Примеры организации практических заданий
Практически кейсы можно реализовывать на основе симуляторов, имитирующих реальные производственные ситуации, где необходимо использовать инструменты и методики бережливого производства.
«Профессионалитет» принёс в систему СПО несколько важных удачных изменений. Во-первых, хорошо то, что усиливается практическая направленность обучения за счёт более тесной связи с работодателями. Благодаря этому выпускники должны стать более востребованными у работодателей.