Особенности преподавания финансовой грамотности в системе СПО

Автор: Лушникова Анастасия Александровна

Формирование финансовой грамотности у обучающихся на дисциплине «Экономика»

(Выступление на областном методическом объединении)

Богданова А.А.

Преподаватель экономики

ГПОУ ЯО ЯТЭК

Модернизация российского образования состоит в его содержательном и структурном обновлении. Основной задачей обучения на современном этапе является формирование ключевых компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека. В своей деятельности каждый современный преподаватель стремится к тому, чтобы будущее выпускники умели вступать в диалог и были понятыми, свободно владели информационными технологиями, были способны к самоопределению и самообразованию, а так же грамотно могли распоряжаться своими денежными ресурсами.

Ключевые компетенции рассматриваются, как готовность студентов использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

Финансовая грамотность занимает значимое место в структуре функциональной грамотности современного человека. Функциональная грамотность человека, в том числе подрастающего, является основным условием качества его жизни и социальной безопасности общества. Поэтому, задача формирования финансовой грамотности обучающихся определена международным педагогическим сообществом, как одна из важнейших.

Цель: создать оптимальные условия учащимся для развития их потенциальных возможностей, формирования осознанности и рациональности в вопросах распоряжения ресурсами, способности к самообразованию. Данная цель может быть достигнута с помощью применения новых информационных технологий (Сбербанк онлайн, мошенничество в сети), а так же при помощи введения новых тем, связанных с вопросами финансовой грамотности в общеобразовательные дисциплины.

Использование их в образовательном процессе позволяет повысить самостоятельность в принятии решений связанных с финансовыми вопросами, в дальнейшей жизни обучающихся. Это позволит реализовать цели и задачи по формированию ключевых компетенций студентов.

Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время вводится в содержание абсолютно всех уровней образования, реализуемых в нашей стране согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Финансовая грамотность как область содержания образования, имеет ярко выраженный меторедметный характер.

В Примерной основной образовательной программе основного общего образования в содержание учебного предмета «Экономика» также включены вопросы по основам финансовой грамотности (банковские и страховые услуги, предоставляемые гражданам, формы дистанционного банковского обслуживания, инвестиции в различные активы, пенсионное обеспечение, семейный бюджет, мошенничество, депозиты  и др.). Дидактические единицы, затрагивающие вопросы финансовой грамотности, присутствуют и в Примерной основной образовательной программе среднего общего образования в курсе обществознания.

Например, на теме «Семейный бюджет», обучающиеся расписывают свои доходы и расходы, а так же ставят перед собой конкретную цель, на которую требуются определенные денежные затраты, тем самым они ищут возможные пути для создания первых сбережений. На занятиях важно формировать у учащихся понимание того, что планирование расходов является необходимым для достижения финансового благополучия. Учащиеся должны осознать принцип ограниченности финансовых ресурсов: если они купят менее нужные вещи, то не смогут купить необходимые; поэтому важно оценивать свои потребности и выбирать уже в их возрасте свои покупки по степени важности.

Изучение финансовой грамотности на дисциплине «Экономика» способствует развитию:

      Самостоятельности в принятии решений;

      Минимизировать риски;

      Повышение финансовой безопасности молодежи.

На дисциплине «Экономика» используются следующие  методики обучения финансовой грамотности:

      Системно-деятельностный подход к обучению.

Основные результаты обучения и воспитания направлены на достижения социального, личностного, познавательного и коммуникативного развития, что обеспечивает большие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями, способностью и готовностью к познанию мира, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. (Примеры занятий на слайдах)

                Блочно-модульная технология обучения.

Предметный материал концентрируется вокруг одной темы (в нашем случае вокруг решения определенного круга финансовых задач). Используются определенные формы уроков, каждая из которых направлена на то, чтобы наиболее эффективно реализовывать содержание конкретной учебной деятельности. (Примеры занятий на слайдах)

Таким образом, из вышесказанного можно сделать следующий вывод:

      Финансовая грамотность является неотъемлемой частью современного человека;

      Благодаря финансовым знаниям человек защищает себя от мошенничества;

       Понимать, что такое личный доход и доход семьи;

      Быть мотивированным на улучшение своего материального положения.

       Уметь контролировать свои желания, связанные с финансовыми тратами.

      владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;

Так же, хотелось бы добавить, преподаватели нашего колледжа прошли обучение в «Московский государственный педагогический университет», по следующим направлениям: «Формирование финансовой грамотности у обучающихся: технологии  и инструменты»; «Содержание и методики формирования финансовой грамотности у обучающихся». Планируется создание цента финансовой грамотности, с предоставлением новой техники, для наглядности обучения.

Скачать статью

×
×