Автор: Бусыгина Ирина Иосифовна
В современном мире хоровое пение является одним из важнейших средств музыкального воспитания подрастающего поколения. Наряду с имеющимися современными, молодёжными направлениями в музыке, хоровая музыка живёт и развивается, приобщая всё больше детей к музыкальному искусству.
В настоящее время вокально-хоровое воспитание детей осуществляется в детских музыкальных школах, в детских школах искусств, в хоровых студиях, на уроках музыки в общеобразовательных школах, в центрах эстетического воспитания, где принимают детей, желающих заниматься музыкой. Некоторые из них — это дети со слабой координацией между слухом и голосом, поэтому одной из первостепенных задач педагога-хормейстера – научить чисто интонировать каждого учащегося, обучая его основам вокального искусства.
Одна из причин неверной интонации заключается в том, что многие дети еще не обладают устойчивыми навыками пения, плохо себя слушают и часто переходят на крик. Многие поют “говорком”, у них отсутствует напевность и чистота интонации. Такие дети называются — “гудошники”. Они встречаются в любом детском коллективе. Речь их отличается монотонностью, интонационной неразвитостью, узким звуковым диапазоном: в пределах примарных тонов. То же самое происходит с голосом, когда такой ребенок пытается петь, используя наработанный в речи грудной механизм фонации. Выйти за пределы примарных тонов он не в состоянии, так как он не умеет использовать иные способы управления голосовыми складками, что необходимо для воспроизведения более высоких тонов.
Очень важен вопрос о воспитании мутирующего голоса. Заниматься пением в переходный возраст целесообразно. Под умелым руководством мутация протекает более мягко и менее дискомфортно. Некоторые из плохо интонирующих учащихся страдало тем или другим дефектом органов слуха. Многие инфекции дают осложнение на слуховой орган, вызывая понижение слуха, а для музыканта и певца острота слуха совершенно необходима. Если ребенок слышит, что он поет не ту мелодию или отдельные звуки, которые заданы учителем, а правильно спеть не может, то, следовательно, проблема неумения правильно интонировать заключается не столько в качестве звуковысотного слуха, сколько в способе звукообразования. Качество интонирования тесно связано с использованием голосовых регистров: 1) в фальцетном регистре добиться чистоты интонирования легче, чем в каком-либо другом; 2) в натуральных регистрах интонация чище, чем при смешанном голосообразовании; 3) причины фальшивой интонации на отдельных верхних звуках у певцов связаны с регистровой перегрузкой этих звуков; 4) неумение правильно интонировать мелодию даже простой песни происходит чаще всего из-за использования детьми исключительно грудного механизма голосообразования. Детям при грудном регистре звучания голоса трудно правильно проинтонировать какую-либо мелодию в диапазоне больше терции. Имея часто неплохой музыкальный слух, они гудят в пределах 2-3-х звуков, обладая интонационной неразвитостью, узким звуковым диапазоном. То же самое происходит с голосом, когда такой ребенок естественно пытается петь, используя наработанный в речи грудной механизм фонации. Если настроить голос такого «гудошника» на фальцетное звучание, то его звуковысотный диапазон резко раздвигается вширь, и ребенок сразу начинает правильно интонировать, хотя и непривычным для него тоненьким голосом за счет фальцетного режима голосообразования. Однако появившееся умение правильно интонировать в фальцетном регистре необходимо еще раз закреплять на последующих занятиях, пока оно не перейдет в навык при любом способе голосообразования.
Одним из видов работы над чистотой интонации являются распевания. Они состоят из специальных вокальных упражнений, и представляют собой материал, на котором у поющих целенаправленно развиваются определенные качества певческого голоса. Распевания выполняют функцию настройки, поются в начале урока для подготовки голосового аппарата к работе над репертуаром. К самим распеваниям, к их отбору предъявляются определенные требования. Во-первых, они должны носить универсальный характер, что особенно важно при коллективных, хоровых занятиях. Во-вторых, принципиальное значение имеет относительная стабильность, постоянство отдельных приемов, используемых педагогом из года в год. В-третьих, необходимо периодически пополнять группу приемов.
Примером универсальности приемов несомненно является “концентрический” метод М.Глинки. Он включает в себя стабильные упражнения, которые разработаны М.И. Глинкой для систематического их использования из года в год. В них были представлены элементы, встречающиеся в вокально-хоровых произведениях в различных вариантах.
Сущность метода такова:
1. Развивать голос следует исходя из примарных, натуральных (или центральных) звуков.
2. Объем (диапазон голоса) в пределах которого можно в основном работать, для слабых, певчески мало развитых голосов (как и больных) – всего лишь несколько тонов, для здоровых певцов – октава. И в том, и в другом случае не должно быть никакого напряжения.
3. Работать постепенно, без торопливости.
4. Ни в коем случае не допускать форсирования звучания.
5. Петь следует на умеренном звучании.
6. Наибольшее внимание необходимо уделять качеству звучания и свободе при пении.
7. Большое значение имеет работа над ровностью силы звучания (на одном, на разных звуках, на целой фразе). Эту работу целесообразно проводить в еще более ограниченном диапазоне.
8. Необходимо уравнивание всех звуков по качеству звучания.
Спешить с определением музыкальных данных нельзя. Из практики известно, что число детей, фальшиво поющих в коллективе, постепенно уменьшается в результате работы, и это говорит о том, что сам факт фальшивого пения требует внимательного отношения к нему, выяснения его причин. В целом, хоровое пение помогает ведущей цели системы музыкального воспитания в школе – формирования музыкальной культуры детей, как части всей музыкальной культуры.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М. Владос 2000г.
2. Апраксина О. Хрестоматия по методике музыкального воспитания. М., 1987.
3. Апраксина О., Орлова Н. Выявление неверно поющих детей и методы занятий с ними // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 1. М., 1961.
4. Белобородова В. Развитие музыкального слуха учащихся І класса. М., 1956.
5. Валаханович А. Преображение творчеством. Минск 2003г.
6. Гаврилова А.П. Работа над хоровым произведением. М. Музыка, 1985г.
7. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002г.
8. Пономарьков И. Занятия пением с детьми, не имеющими достаточного музыкального слуха // Методика музыкального воспитания в начальной школе. М., 1954.
9. Самарин В.А. Хороведение. Москва, Академия, 1998г.
10. Стулова Г. Хоровой класс. М. Просвещение. 1988г.
11. Стулова Г. Теория и практика хорового исполнительства: певческое развитие ребёнка. М., 1999г.