Автор: Коровина Татьяна Васильевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Малыш»
г. Данилова Ярославской области
Выступление на родительском собрании
«Особенности работы с детьми на логопедическом пункте»
Учитель-логопед Коровина Т.В.
Цель: повысить компетентность родителей воспитанников, в вопросах развития речи, формируя у них мотивацию к решению задач коррекционного обучения.
Задачи:
- Познакомить присутствующих с целями и задачами коррекционной работы в условиях логопункта;
- Познакомить родителей с некоторыми методами и приемами работы логопеда по коррекции и развитию речи;
- Акцентировать внимание родителей на важности и значимости их участия, помощи в коррекционной работе;
- Вызвать желание сотрудничать с логопедом.
Ход собрания:
Здравствуйте, уважаемые родители! Меня зовут Татьяна Васильевна! Я работаю учителем-логопедом в нашем детском саду.
Сегодня нам предстоит поговорить о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т.е. способности общаться. Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.
Известно, что дети даже без специального обучения уже с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка.
Из бесед с родителями, из наблюдений их общения с детьми, видно, что многие из родителей не имеют представления о речевом развитии детей, о речевых нарушениях и их преодолении. Многие родители даже не слышат нарушений звукопроизношения и считают, что ребенку не нужны занятия с логопедом. Лишь немногие родители серьезно занимаются с детьми дома, а у большинства этот процесс происходит стихийно. Причин этому много: недостаток времени, несогласованность требований самих взрослых, отсутствие у них достаточных психолого-педагогических знаний.
Поэтому основная задача учителя-логопеда ДОУ помочь детям, имеющим нарушения речи в условиях детского сада общеразвивающего вида. В настоящее время в нашем дошкольном учреждении функционирует логопункт.
И так, ваш ребенок зачислен на логопедический пункт. Что это такое? Сегодня я попытаюсь ответить на возникающие по этому поводу вопросы.
Логопедический пункт (сокращенно «логопункт») — это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) группу. Основной задачей дошкольных образовательных учреждений общеразвивающего вида (то есть обычных детских садов) является реализация общеобразовательной программы. А, как известно, в такой программе специально не предусмотрено времени на занятия с учителем-логопедом.
Другими словами, логопедические занятия являются дополнительной услугой. Поэтому расписание занятий логопеда в ДОУ составляется в согласовании с администрацией, не в ущерб общеобразовательным занятиям. Но, согласно «Положению о логопункте ДОУ», логопед имеет право брать ребенка на коррекционные занятия с любого занятия воспитателя.
Основными задачами и должностными обязанностями учителя-логопеда на логопункте являются:
- формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;
- коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;
- своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития;
- привитие детям навыков коммуникативного общения;
- решение задач социального и речевого развития.
В начале учебного года работа учителя-логопеда начинается с обследования состояния речи детей старшего возраста, остальные дети, обследуются в течение года.
На логопедический пункт зачисляются дети с 5-7 лет с речевыми нарушениями. Основанием для зачисления ребёнка на логопункт является заключение психолого-медико-педагогической консилиума (ПМПк) и заявление родителя (законного представителя).
На логопедические пункты берут не всех детей обычного детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу. То есть ребята из подготовительной группы. А также те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году. На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы. Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь.
На логопункт чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями:
• нарушение произношения отдельных звуков – НПОЗ (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФНР;
• фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФФНР;
• ОНР третьего уровня у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии, или НВОНР — нерезко выраженное общее недоразвитие речи или ОНР четвертого уровня.
Фонетическое недоразвитие речи — нарушение произношения отдельных звуков.
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР) – нарушение звукопроизношения у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков у детей с нормальным слухом и интеллектом.
У детей, имеющих ФФНР:
- один и тот же звук может служить заменителем двух или более звуков;
- сложные звуки заменяются простыми;
- наблюдается неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах.
Общее недоразвитие речи (или нерезко выраженное общее недоразвитие речи НВОНР) – это речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
ОНР – это нарушение комбинированное. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций. У детей отмечается неустойчивость внимания, трудности его распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстаёт в развитии словесно-логическое мышление. Отмечаются и нарушения в двигательной сфере.
Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.
Итак, причиной речевого нарушения могут быть:
· внутриутробная патология;
· наследственная предрасположенность, генетические аномалии;
· неблагоприятные роды и их последствия;
· заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни;
· ребенок общается с людьми с нарушениями речи;
· малыш растет в неблагоприятных социально-бытовых условиях;
· ребенок перенес стресс или испуг.
6. В каком режиме проходят занятия на ЛОГОПУНКТЕ?
На логопункте занятия проводятся: индивидуально-подгрупповые — 2 или 3 раза в неделю. Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия. Как часто проводятся с вашим ребенком индивидуальные занятия, и их продолжительность определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста малыша и его психофизических особенностей. В основном индивидуальные занятия на логопункте длятся от 15 до 20 минут. Цель индивидуальных логопедических занятий – коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов. Логопед работает всю неделю, кроме среды в первую половину дня. В среду логопед работает во вторую половину дня. В это время проводятся индивидуальные занятия с детьми и консультации с родителями.
Количество детей, одновременно занимающихся на логопедическом пункте, не должно превышать 25 человек. Так как логопедическая помощь требуется большому количеству детей с разными видами речевых диагнозов, то сроки работы с каждым из детей могут сильно различаться. На освободившееся место сразу же зачисляется другой ребенок, из стоящих на очереди. Таким образом, логопункт в детском саду — это открытая и крайне подвижная система. В одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело. Поэтому он усиленно привлекает к работе и родителей, и педагогов детского сада.
Общий успех коррекционного обучения в условиях логопедического пункта определяет совместная работа логопеда и родителей. Родители становятся полноправными участниками учебного процесса. Ребенок получает индивидуальную коррекционную помощь всего 2-3 раза в неделю, поэтому её результативность зависит в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Вновь образованные звуки нужно поддерживать всеми средствами, а не предоставлять ребенку возможность произносить их без подкрепления и контроля.
Родители должны выполнять все рекомендации логопеда, регулярно посещать консультации со специалистом, выполнять домашние задания, которые выдаются один раз в неделю. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью своего ребенка. Практика показывает, что для полноценного речевого развития дошкольников необходимо тесное взаимодействие с родителями детей, посещающих детский сад. Труд родителей по преодолению нарушений речи у детей незаменим.
Для успешного исправления речи детей родителям необходимо:
· выполнять все рекомендации логопеда;
· выполнять лечение, назначенное неврологом;
· обеспечивать регулярное посещение ребенком логопедических занятий;
· выполнять с ребенком домашние задания (выдаются 1 раз в неделю);
· осуществлять контроль за речью ребенка.
А если «пустить на самотек», то у ребенка в школе возникнут проблемы:
· ошибки на письме и при чтении;
· снижение самооценки;
· конфликты с учителями, родителями, одноклассниками.
В индивидуальных тетрадях каждого ребенка будет помещена Памятка по выполнению домашних заданий. А с основными положениями памятки познакомлю вас сейчас.
Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда
· Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях. Время занятий (15-20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.
· Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
· Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.
· Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.
· При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с логопедом.
· Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.
Как работать со звуком:
· Проговорите звук совместно с ребенком.
· Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука.
· Используете ли вы голос при произнесении этого звука.
· Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце.
· Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук в тетради, вылепите ее из пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек (опора на зрительный анализатор играет важную роль на этапе автоматизации звука, параллельно дифференцируем понятия БУКВА-ЗВУК).
· Нарисуйте предметы, которые начинаются на данный звук.
· Придумайте игры со звуком, над которым работали.
· Проговорите речевой материал на этот звук.
Артикуляционная гимнастика:
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке. Основная цель артикуляционной гимнастики: укреплять мышцы губ, языка и развивать их подвижность. Весь комплекс артикуляционной гимнастики будет помещен в индивидуальную тетрадь ребенка. Артикуляционную гимнастику необходимо делать ежедневно.
Дыхательная гимнастика:
Необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию.
Основные параметры правильного ротового выдоха:
– выдоху предшествует сильный вдох через нос
– «набираем полную грудь воздуха»;
– выдох происходит плавно, а не толчками;
– во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
– во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
– выдыхать следует, пока не закончится воздух;
– во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
Упражнения для развития правильного речевого дыхания: «Снежинка», «Мыльные пузыри», «Осенние листья», «Вертушка», «Одуванчик», «Парашютист» и т.д.
Уважаемые родители, наша встреча подходит к завершению. Если у вас есть вопросы, буду рада на них ответить. Мне было очень приятно видеть вашу активность и заинтересованность. Желаю вам успехов и надеюсь на плодотворную совместную работу!