«Особенности работы с детьми на логопедическом пункте»

Автор: Коровина Татьяна Васильевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Малыш»

г. Данилова Ярославской области

Выступление на родительском собрании

«Особенности работы с детьми на логопедическом пункте»

Учитель-логопед Коровина Т.В.

Цель: повысить компетентность родителей воспитанников, в вопросах развития речи, формируя у них мотивацию к решению задач коррекционного обучения.

Задачи:

  1. Познакомить присутствующих с целями и задачами коррекционной работы в условиях логопункта;
  2. Познакомить родителей с некоторыми методами и приемами работы логопеда по коррекции и развитию речи;
  3. Акцентировать внимание родителей на важности и значимости их участия, помощи в коррекционной работе;
  4. Вызвать желание сотрудничать с логопедом.

 

Ход собрания:

Здравствуйте, уважаемые родители! Меня зовут Татьяна Васильевна! Я работаю учителем-логопедом в нашем детском саду.

Сегодня нам предстоит поговорить о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т.е. способности общаться. Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.
Известно, что дети даже без специального обучения уже с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка.

Из бесед с родителями, из наблюдений их общения с детьми, видно, что многие из родителей не имеют представления о речевом развитии детей, о речевых нарушениях и их преодолении. Многие родители даже не слышат нарушений звукопроизношения и считают, что ребенку не нужны занятия с логопедом. Лишь немногие родители серьезно занимаются с детьми дома, а у большинства этот процесс происходит стихийно. Причин этому много: недостаток времени, несогласованность требований самих взрослых, отсутствие у них достаточных психолого-педагогических знаний.

      Поэтому основная задача учителя-логопеда ДОУ помочь детям, имеющим нарушения речи в условиях детского сада общеразвивающего вида. В настоящее время в нашем дошкольном учреждении функционирует логопункт.

      И так, ваш ребенок зачислен на логопедический пункт. Что это такое? Сегодня я попытаюсь ответить на возникающие по этому поводу вопросы.

Логопедический пункт (сокращенно «логопункт») — это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) группу. Основной задачей дошкольных образовательных учреждений общеразвивающего вида (то есть обычных детских садов) является реализация общеобразовательной программы. А, как известно, в такой программе специально не предусмотрено времени на занятия с учителем-логопедом.
    Другими словами, логопедические занятия являются дополнительной услугой. Поэтому расписание занятий логопеда в ДОУ составляется в согласовании с администрацией, не в ущерб общеобразовательным занятиям. Но, согласно «Положению о логопункте ДОУ», логопед имеет право брать ребенка на коррекционные занятия с любого занятия воспитателя.

      Основными задачами и должностными обязанностями учителя-логопеда на логопункте являются:

  • формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;
  • коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;
  • своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития;
  • привитие детям навыков коммуникативного общения;
  • решение задач социального и речевого развития.

       В начале учебного года работа учителя-логопеда начинается с обследования состояния речи детей старшего возраста, остальные дети, обследуются в течение года.

     На логопедический пункт зачисляются дети с 5-7 лет с речевыми нарушениями. Основанием для зачисления ребёнка на логопункт является заключение психолого-медико-педагогической консилиума (ПМПк) и заявление родителя (законного представителя).
    На логопедические пункты берут не всех детей обычного детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу. То есть ребята из подготовительной группы. А также те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году. На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы. Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь.

На логопункт чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями:

• нарушение произношения отдельных звуков – НПОЗ (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФНР;

• фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФФНР;

• ОНР третьего уровня у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии, или НВОНР — нерезко выраженное общее недоразвитие речи или ОНР четвертого уровня.

Фонетическое недоразвитие речи — нарушение произношения отдельных звуков.

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР) – нарушение звукопроизношения у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков у детей с нормальным слухом и интеллектом.

У детей, имеющих ФФНР:

  • один и тот же звук может служить заменителем двух или более звуков;
  • сложные звуки заменяются простыми;
  • наблюдается неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. 

Общее недоразвитие речи (или нерезко выраженное общее недоразвитие речи НВОНР) – это речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

ОНР – это нарушение комбинированное. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций. У детей отмечается неустойчивость внимания, трудности его распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстаёт в развитии словесно-логическое мышление. Отмечаются и нарушения в двигательной сфере.

Дизартрия  это нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы.  Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.

 Итак, причиной речевого нарушения могут быть:

·         внутриутробная патология;

·         наследственная предрасположенность, генетические аномалии;

·         неблагоприятные роды и их последствия;

·         заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни;

·         ребенок общается с людьми с нарушениями речи;

·         малыш растет в неблагоприятных социально-бытовых условиях;

·         ребенок перенес стресс или испуг.

6. В каком режиме проходят занятия на ЛОГОПУНКТЕ?

     На логопункте занятия проводятся: индивидуально-подгрупповые  — 2 или 3 раза в неделю. Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия. Как часто проводятся с вашим ребенком индивидуальные занятия, и их продолжительность определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста малыша и его психофизических особенностей. В основном индивидуальные занятия на логопункте длятся от 15 до 20 минут. Цель индивидуальных логопедических занятий – коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов. Логопед работает  всю неделю, кроме среды в первую половину дня. В среду логопед работает во вторую половину дня. В это время проводятся индивидуальные занятия с детьми и консультации с родителями.

Количество детей, одновременно занимающихся на логопедическом пункте, не должно превышать 25 человек. Так как логопедическая помощь требуется большому количеству детей с разными видами речевых диагнозов, то сроки работы с каждым из детей могут сильно различаться. На освободившееся место сразу же зачисляется другой ребенок, из стоящих на очереди. Таким образом, логопункт в детском саду — это открытая и крайне подвижная система. В одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело. Поэтому он усиленно привлекает к работе и родителей, и педагогов детского сада. 

     Общий успех коррекционного обучения в условиях логопедического пункта определяет совместная работа логопеда и родителей. Родители становятся полноправными участниками учебного процесса. Ребенок получает индивидуальную коррекционную помощь всего 2-3 раза в неделю, поэтому её результативность зависит в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Вновь образованные звуки нужно поддерживать всеми средствами, а не предоставлять ребенку возможность произносить их без подкрепления и контроля.

Родители должны выполнять все рекомендации логопеда, регулярно посещать консультации со специалистом, выполнять домашние задания, которые выдаются один раз в неделю. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью своего ребенка. Практика показывает, что для полноценного речевого развития дошкольников необходимо тесное взаимодействие с родителями детей, посещающих детский сад.  Труд родителей по преодолению нарушений речи у детей незаменим. 
Для успешного исправления речи детей родителям необходимо:

·         выполнять все рекомендации логопеда;

·         выполнять лечение, назначенное неврологом;

·         обеспечивать регулярное посещение ребенком логопедических занятий;

·         выполнять с ребенком домашние задания (выдаются 1 раз в неделю);

·         осуществлять контроль за речью ребенка.

А если «пустить на самотек», то у ребенка в школе возникнут проблемы:

·         ошибки на письме и при чтении;

·         снижение самооценки;

·         конфликты с учителями, родителями, одноклассниками.

     

     В индивидуальных тетрадях каждого ребенка будет помещена Памятка по выполнению домашних заданий. А с основными положениями памятки познакомлю вас сейчас.

Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда

·         Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях. Время занятий (15-20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.

·         Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.

·         Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.

·         Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.

·         При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с логопедом.

·         Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.

Как работать со звуком:

·         Проговорите звук совместно с ребенком.

·         Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука.

·         Используете ли вы голос при произнесении этого звука.

·         Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце.

·         Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук в тетради, вылепите ее из пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек (опора на зрительный анализатор играет важную роль на этапе автоматизации звука, параллельно дифференцируем понятия БУКВА-ЗВУК).

·         Нарисуйте предметы, которые начинаются на данный звук.

·         Придумайте игры со звуком, над которым работали.

·         Проговорите речевой материал на этот звук.

Артикуляционная гимнастика:

      Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке. Основная цель артикуляционной гимнастики: укреплять мышцы губ, языка и развивать их подвижность. Весь комплекс артикуляционной гимнастики будет помещен в индивидуальную тетрадь ребенка. Артикуляционную гимнастику необходимо делать ежедневно.

Дыхательная гимнастика:

      Необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию.

Основные параметры правильного ротового выдоха:

– выдоху предшествует сильный вдох через нос

– «набираем полную грудь воздуха»;

– выдох происходит плавно, а не толчками;
– во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
– во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

– выдыхать следует, пока не закончится воздух;

– во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания: «Снежинка», «Мыльные пузыри», «Осенние листья», «Вертушка», «Одуванчик», «Парашютист» и т.д.

 

Уважаемые родители, наша встреча подходит к завершению.  Если у вас есть вопросы, буду рада на них ответить.  Мне было очень приятно видеть вашу активность и заинтересованность. Желаю вам успехов и надеюсь на плодотворную совместную работу!

 

 

×
×