Автор: Агаева Наиля А.
- СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ, ИМЕЮЩИХ ДИЗАРТРИЮ».
Аннотация: В статье рассматриваются особенности развития просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом (ДЦП), осложненным дизартрией. Анализируются компоненты просодики (темп, ритм, мелодика, интенсивность), их нарушения и влияние на коммуникативные возможности детей.
Просодическая сторона речи играет ключевую роль в обеспечении выразительности, смыслоразличительной функции и эмоциональной окраски высказывания. У детей с ДЦП, имеющих дизартрию, нарушения просодики являются распространенным явлением. Дизартрия, обусловленная поражением двигательных центров головного мозга, приводит к нарушению мышечного тонуса и координации артикуляционного аппарата, что непосредственно сказывается на формировании просодических характеристик речи.
Ключевые слова: детский церебральный паралич, дизартрия, просодика, речь, дошкольный возраст.
Дизартрия представляет собой сложное расстройство речи, проявляющееся в сочетании различных нарушений моторной реализации речевой деятельности. Это расстройство охватывает не только проблемы звукопроизношения, но и затрагивает просодические аспекты речи, что связано с органическими нарушениями иннервации мышц артикуляционного аппарата.
Несмотря на множество исследований, посвящённых преодолению расстройств звукопроизношения при дизартрии, изучение нарушений просодических компонентов речи остаётся менее изученным. Это связано с тем, что просодия, будучи неотъемлемой частью фонетических характеристик звуков, играет важную роль в коммуникации. При нарушениях просодической стороны речи у детей дошкольного возраста могут возникать трудности в организации их коммуникативной активности, что в будущем может негативно сказаться на их учебной деятельности.
Отметим, что информации о нарушениях формирования просодической структуры речи у детей с дизартрией достаточно немного. Это обусловлено тем, что, в отличие от явных нарушений звукопроизношения, проблемы с просодией часто неочевидны, а также тем, что исследования «дизартричной» речи больше ориентированы на взрослых пациентов. Работы Л.В. Лопатиной наиболее полно рассматривают вопросы коррекции просодических аспектов при дизартрии.
Уже в раннем возрасте (один–три месяца) у детей с дизартрией наблюдаются нарушения в дифференциации эмоциональных реакций, проявляющиеся в их фрагментарности. Причинами этого могут быть локальные недостатки в функционировании мимической, голосовой и дыхательной мускулатуры. В дальнейшем, у таких детей проявляется бедность и однообразие интонационного оформления звуковых комплексов. К возрасту одного года у них отмечается недостаток развития дифференцированных мимических и интонационно-выразительных голосовых реакций.
По мере роста, развитие фразовой речи у дошкольников сопровождается недостатками в мелодической организации речевых высказываний. Эти дети могут сталкиваться с нарушениями тембра, темпа речи, а также с быстротой утомления голоса.
Ключевым аспектом дизартрии является нарушение речевого дыхания. Как подчеркивают Л.В. Лопатина и Н.В. Серебрякова, это связано с проблемами иннервации дыхательной мускулатуры. Ритм дыхания не подстраивается под смысловую нагрузку речи: во время произнесения отдельных слов или слогов дети делают поверхностные вдохи, что приводит к нарушению координации дыхания и артикуляции. По наблюдениям Дуплинской Д., нарушения дыхательных функций имеют сложный патогенез, включая паретичность дыхательных мышц и задержку созревания дыхательной системы.
Нарушения голоса при дизартрии могут быть весьма разнообразными и специфичными для разных форм заболевания. Такие нарушения часто выражаются в недостаточной силе голоса, тембре (дикции), а также в слабом проявлении голосовых модуляций. У детей с преобладанием возбуждения тембр голоса может быть высоким и громким, а ритм речи зачастую не регулярный и изменчивый. Эти проблемы могут быть вызваны несформированностью адекватного дыхательного ритма для речи и нарушениями в мышечном тонусе.
В заключение, дизартрия представляет собой сложный и многослойный процесс, требующий внимательных исследований и разработок подходов к коррекции нарушений, чтобы минимизировать их влияние на развитие речевой активности у детей.
Темп речи у детей, страдающих дизартрией, варьируется в зависимости от преобладания тормозных или возбуждающих процессов. У тех, у кого было замечено преобладание торможения, речь становится замедленной, в то время как дети с доминированием возбуждения говорят значительно быстрее. Эти нарушения в темпе могут быть вызваны не только дисбалансом нервных процессов, но и изменением нормативной длительности гласных. При увеличении времени звучания гласных ритм речи замедляется, тогда как его сокращение может приводить к проглатыванию слогов и ускорению речи.
У детей с преобладанием возбуждения наблюдаются следующие характеристики просодической стороны речи: высокие тембры, громкий и крикливый голос, часто переходящий в фальцет, а также нерегулярный и изменчивый ритм. Темп такой речи сразу же вызывает заметные особенности в восприятии.
Как подчеркивает Ю.И. Филатова, при дизартрии темп речи часто оказывается нарушенным. Речь становится смазанной и нечеткой, а темп может варьироваться от ускоренной тахилалии до замедленной брадилалии. Иногда наблюдаются ситуации, когда дети чередуют ускоренный и замедленный темп, что затрудняет их понимание. В этих случаях фраза может звучать недоговоренно, с неправильной расстановкой смысловых ударений и пауз, а также с частыми пропусками звуков и слов. Это проявляется даже в бормотании к концу фразы.
Один из основных и наиболее стойких признаков дизартрии – мелодико-интонационные расстройства. Эти нарушения серьезно влияют на разборчивость и эмоциональную выразительность речи. Л.В. Лопатина отмечает, что речь детей с дизартрией зачастую проявляется в монотонном и невыразительном звучании. Большинство таких детей испытывают трудности с передачей основных интонационных структур, затрудняя не только их воспроизведение, но и слуховое восприятие.
Кроме того, у них наблюдаются проблемы с использованием основных типов интонации, таких как вопросительная, незавершенная повествовательная и выделительная интонация. В результате интонация не успевает выполнять свою коммуникативную функцию: недопонимания возникают из-за невозможности отличить законченное высказывание от незаконченное, вопрос от утверждения и других видов высказываний. Это подчеркивает важность работы над интонацией как центральным аспектом коррекции речевых нарушений у детей с дизартрией.
В каждом акте коммуникации необходимо учитывать не только смысловое содержание сообщения (денотативный аспект), но и отношение говорящего к сообщаемому (коннотативный аспект). Эмоциональный аспект интонации, отражающий эмоциональное состояние автора высказывания, может оказывать влияние на восприятие слушателя. Нарушение этих аспектов интонации может вести к потере эмоциональной нагрузки речи.
Г.В. Чиркина отмечает, что у дошкольников с дизартрией сложный процесс передачи интонации, где недостаточная мимика затрудняет выражение эмоциональных оттенков речи.
Исследования выявляют несколько ключевых характеристик использования речевого голоса у детей с дизартрией:
1. Недоступность высоких тонов: дети не могут использовать высокий голос при произношении автоматизированных рядов, заменяя его средним или низким; иногда высокий заменяется громким.
2. Затруднения в дифференцировании: трудности в различении среднего и низкого звучания приводят к соскальзыванию на средний регистр к концу фразы.
3. Проблемы с громкостью: дети не способны издавать громкие звуки, часто заменяя их средним по силе, и громко произносят только одно-два первых слова ряда.
4. Тихое звучание: у многих наблюдается преобладание тихого голоса к завершению фразы.
5. Трудности в темпе: дети показывают сложности с поддержкой заданного темпа: замена быстрого темпа на средний или замедленный, а также наоборот.
6. Динамический потенциал голоса: ограниченные возможности изменения звуковысотных и силовых характеристик голоса, включая неспособность производить плавные переходы.
7. Контрастные переходы: дети испытывают трудности с переходами от одного варианта звучания к другому, что зачастую приводит к резким, неплавным изменениям.
Результаты обследования показали множество особенностей в интонационном оформлении речевых высказываний у детей с дизартрией:
Трудности в поэтической интонации: при попытках говорить стихотворения и сказки, происходит замена выражительных интонаций (вопросительной, побудительной) на интонацию сообщения.
Невозможность переключения интонации: застревание на одной интонации, что затрудняет выражение смыслов.
Семантические сдвиги: частые несоответствия между интонацией и семантикой реплик, что приводит к путанице в восприятии.
Отсутствие паралингвистических средств: неумение использовать жесты и мимику для передачи эмоций персонажей.
Ограниченная способность к изменениям интонационного рисунка: дети часто повторяют интонацию, предложенную экспериментатором, не проявляя своего индивидуального подхода.
Недостаток коннотативности: невозможность передать эмоциональные нюансы, такие как радость или гнев, правильно.
Анализ состояния просодической стороны речи у детей с дизартрией показывает значительные трудности в интонации, ритме и выразительности. Эти аспекты требуют особого внимания и подхода в коррекции, чтобы улучшить качество общения и развитие детей с дизартрией.
Особенности просодической стороны речи у детей с дизартрией факторы, влияющие на восприятие и продуцирование интонации:
1. Специфика Нарушений: у детей с дизартрией наблюдаются различные особенности восприятия и производства интонационных конструкций высказываний. Это связано с рядом факторов, включая выраженные нарушения просодики, ограниченный речевой опыт и низкий уровень развития диалогической речи. Эти аспекты сказываются на способности выражать вне текстовое содержание, создавать эмоциональные окраски и устанавливать связь между значением высказанного и ситуацией общения.
2. Проблемы с Речевым Голосом: нарушения физических характеристик речевого голоса и выраженные трудности в производстве и воспроизведении интонационных конструкций ведут к резкому снижению возможности передать коннотативные значения и реализовать акцентуацию. Эти характеристики типичны для большинства детей с стертыми формами дизартрии и свидетельствуют о недостаточном развитии произносительной стороны речи.
Изучив литературу в области специального педагогического, психологического, логопедического и медицинского направления, можно утверждать, что формирование просодической стороны речи детей является важной темой для многих исследователей. Эта проблема охватывает широкий спектр научных дисциплин, что свидетельствует о её многогранности и значимости.
Проведенный анализ показывает, что при дизартрии, наряду с нарушениями звукопроизношения, имеют место различные дефекты просодических компонентов, которые усугубляют уже и так сложную картину звуковой речи. В существующих исследованиях, в основном, рассматриваются возможности восприятия и воспроизведения интонационных структур предложений, в то время как другие просодические компоненты остаются неизученными