Особенности содержания обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО

Автор: Светлана Васильевна Соловьева

Особенности содержания обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО.

 «Сравнение ФГОС 2010 года и ФГОС ООО 2021 года»

 

Параметр сравнения

ФГОС 2010

ФГОС 2021

Требования к условиям реализации программ обучения

 

 

Изменение формулировки было: Основная образовательная программа начального (основного) общего образования.

Общие размытые формулировки.

 

 

 

Предметные результаты не сформулированы с учетом системно-деятельностного подхода;

 

— не учитывают результаты процедур оценки качества образования;

— не определяют минимум содержания образования;

— не систематизированы;

— не конкретизированы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не предусмотрены возможности:

— самостоятельного выбора траекторий изучения учебных предметов для обучающихся инновационных школ;

— вариативности сроков реализации образовательной программы;

— изучения ряда учебных предметов на базовом и углубленном уровнях в основной школе, абсолютного большинства всех учебных предметов в старшей школе.

 

 

 

 

 

 

 

НЕ предусмотрено: использование информационно-образовательной среды для повышения качества образовательной организации;

Использование внешних ресурсов для функционирования ИОС;

Обеспечение доступности и безопасности ИОС;

Не было специальных требований к ресурсам для обучающихся с ОВЗ.

 

 

 

 

 

 

 

 

1) Срок получения Основного общего образования – 5 лет;

2) Срок получения Начального общего образования – 4 года.

3) В НОО количество учебных занятий за 4 года е менее 2904 часов и не более 3345 часов;

4) Для ООО количество учебных занятий за 5 лет не менее 5267 часов, но не более 6020 часов.

5) Объем внеурочной деятельности за 4 года обучения до 1350 часов.

Стало: Программа начального (основного) общего образования.

 

 

 

Отказ от размытых формулировок.

Подробно указан перечень предметных результатов.

 

Предметные результаты

-формулируются в деятельностной форме с акцентом на применение знаний и умений;

— формулируются с учетом результатов процедур оценки качества образования;

— определяют минимум содержания основного и среднего общего образования;

— систематизированы;

— конкретизированы (15-20 конкретизированных формулировок предметных результатов по каждому предмету).

Введение понятий: «функциональная грамотность», «дистанционные образовательные технологии», «верифицированные образовательные ресурсы»

 

Предусмотрены возможности:

-формирования образовательной программы с включением вариативных учебных модулей;

-разработки и реализации программ различного уровня сложности и направленности;

— разработки и реализации индивидуальных учебных планов;

— самостоятельного выбора траекторий изучения учебных предметов для обучающихся инновационных школ;

— вариативности сроков реализации образовательной программы;

— изучение учебных предметов на базовом и углубленном уровнях, начиная с НОО.

 

Прописаны цели ИОС: повышение качества реализации образовательных программ, качества управления образовательной организацией.

Возможность использования внутренних и внешних информационных ресурсов (outsourcing).

Обеспечение доступности информационных и учебных ресурсов обр. организации.

Обеспечение безопасного доступа к верифицированным образовательным ресурсам ЦОС.

Появились специальные требования к ресурсам, используемым при обучении детей с ОВЗ.

 

1) Срок получения ООО – не более 5 лет;

2) Срок получения НОО – не более 4 лет (но есть индивидуальные учебные планы);

3) Четкие требования к структуре, к условиям реализации и результатам освоения рабочих программ ООО, к их объему.   Устанавливается возможность корректировки сроков обучения в зависимости от программы.

4) В НОО объем общей аудиторной работы за 4 года не менее 2954 часов и не более 3190 часов. В ООО общий объем аудиторной нагрузки за 5 лет не менее 5058 и не более 5549 часов.

5) Объем внеурочной деятельности за 4 года обучения до 1320 часов.

6) Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ дополняется коррекционными учебными курсами внеурочной деятельности.

Общий объем аудиторной работы для детей с ОВЗ в случае увеличения сроков обучения на один год не может составлять менее 6018 академических часов за 6 лет обучения. При реализации адаптированных программ ООО в учебный план могут быть внесены следующие изменения: для глухих и слабослышащих обучающихся исключение из обязательных для обучения учебного предмета «Музыка»; для глухих и слабослышащих обучающихся, обучающихся с тяжелыми нарушениями речи включение в предметную область «Русский язык и литература» обязательного для изучения учебного предмета «Развитие речи», предметные результаты по которому определяются Организацией самостоятельно с учетом состояния здоровья обучающихся с ОВЗ, их особых образовательных потребностей, в том числе с учетом адаптированных программ ООО; для глухих и слабослышащих, обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, обучающихся с нарушениями ОДА изменение сроков и продолжительности изучения иностранного языка; для всех обучающихся с ОВЗ исключение учебного предмета «Физическая культура» и включение учебного предмета «Адаптивная физическая культура». Предметные результаты по которому определяются Организацией.

Требования к структуре основной образовательной программы

 

 

 

Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Программа общего образования включает:

1. Пояснительная записка

2. Планируемые результаты освоения

основной образовательной программы НОО (ООО)

3. Система оценки достижения планируемых результатов

4. Программа формирования УУД

5. Программы отдельных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности

6. Рабочая программа воспитания

7. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

8. Программа коррекционной работы

9. Учебный план

10. План внеурочной деятельности, календарный учебный график, календарный план воспитательной работы.

11.Система условий реализации основной образовательной программы

 

Программа основного общего образования, в том числе адаптированная, включает три раздела: целевой; содержательный; организационный.

Программа общего образования включает:

1. Пояснительная записка

2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы НОО(ООО)

3. Система оценки достижения планируемых результатов

4. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей.

5. Программа формирования УУД

6. Рабочую программу воспитания

7. Учебный план

8. План внеурочной деятельности, календарный учебный график, календарный план воспитательной работы (с перечнем событий и мероприятий воспитательной направленности)

9. Характеристика условий реализации программы НОО(ООО) в соответствие с требованиями ФГОС.

В системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования обучающимися с ОВЗ предусматривается создание специальных условий проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации в соответствии с учетом здоровья обучающихся с ОВЗ, их особыми образовательными потребностями.

Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей формируются с учетом рабочей программы воспитания.

 

Требования к результатам обучения

 

 

 

Направления развития личности:

Общеинтеллектуальное

Общекультурное

Спортивно-оздоровительное

Духовно-нравственное

Социальное


Требования к личностным и метапредметным образовательным результатам были просто перечислены

Личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно.

 

Личностные результаты группируются по направлениям воспитания:

Гражданско-патриотическое воспитание

 

Духовно-нравственное воспитание

 

Эстетическое воспитание

 

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия

 

Трудовое воспитание

 

Экологическое воспитание

 

Ценности научного познания

 

Конкретизированы личностные результаты — как результаты воспитания (п.42) по направлениям воспитания, в т.ч. трудового

 

Конкретизированы метапредметные результаты – дан перечень конкретных УДД по всем трём группам (п.43)

 

Конкретизированы предметные результаты (п.45), результаты по «Математике», «Информатика», «Физика», «Химия», «Биология» обозначены на базовом и углублённом уровнях

 

Требования к результатам освоения программы обучающихся с ОВЗ – в примерных адаптированных основных образовательных программах

 

Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:

• овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;

• овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;

• овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль.

 

 

 

×
×