Особенности суицидального поведения детей и подростков

Автор: Светлана Александровна Михайлова

Самоубийства подростков – тема, которая в последние дни особенно активно обсуждается в обществе и освещается в СМИ.

По данным ВОЗ около 20% самоубийств в мире приходится на подростковый и юношеский возраст. Число же суицидальных действий и намерений гораздо больше.

Пока общество задается вопросом, зачем подростки лезут в петлю и прыгают с крыши, психологи отмечают: главный вопрос – не зачем дети сводят счеты с жизнью, а в чем причина таких действий? И почему им никто вовремя не помог?

Самоубийство подростка – результат того, что крик о помощи не был услышан вовремя. Но, кроме того, – это поступок, при помощи которого юноша или девушка пытается привлечь к себе внимание.

Некоторые теоретики считают, что период юности сам по себе создает стрессовый климат, в котором более вероятно совершение попытки суицида. Юность — период быстрого роста. В нашем обществе он зачастую связан с конфликтами, ощущением депрессии, напряжением и проблемами в школе и дома. Подростки, как правило, более чувствительно, более сердито и импульсивно реагирует на события, чем люди из других возрастных групп. Наконец, внушаемость подростков и их стремление подражать другим, в том числе тем, кто пытается покончить с собой, может создать почву для суицида.

В одном исследовании было обнаружено, что 93% подростков пытавшихся покончить с собой, оказались знакомы с кем-то, кто уже совершал попытку самоубийства. Чаще всего попытки тинейджеров покончить с собой, оказываются неудачными — пропорция здесь может быть 100:1. Это необычайно большое количество безуспешных попыток может означать, что они действуют не столь решительно как люди постарше. Некоторые из подростков действительно желают умереть, тогда, как многие другие просто хотят дать понять другим, в какой отчаянной ситуации они находятся, как им нужна помощь, или хотят преподать окружающим урок. В целом, с 1955 года уровень самоубийства молодых людей возрос более чем вдвое. Предлагались некоторые теории, которые объясняют этот драматический рост. Во-первых, по мере того как число молодых людей в общем числе населения продолжает расти, в ней усиливается конкуренция на работу, учебу, академические и спортивные достижения, и вместе с тем у многих рушатся мечты и не удовлетворяются амбиции. Другие объяснения указывают на ослабления связей в семье, что приводит к чувству отчуждения и отвержения у многих молодых людей, возрастает доступность наркотиков. При проведении исследований было обнаружено, что 75% тинэйджеров пытавшихся покончить с собой, злоупотребляли наркотиками и алкоголем.

В науке существует термин – «пубертатный суицид». Им обозначают целое явление, это – подростковые самоубийства. Психическая организация подростка неустойчива, причем на всех уровнях: интеллекта, чувств, эмоций. Подростки крайне нестабильны в самооценке и при этом – большие максималисты; они всегда сомневаются в своих знаниях и способностях, для них характерна частая смена настроения, тревожность. У них легко возникают страхи. Порой небольшой конфликт в семье или в школе может послужить толчком для того, чтобы ребёнок вошёл в депрессивное состояние.

Суицидальные личности этой возрастной группы могут быть адекватно приспособленными к школе и полностью свободны от проблем, но в этом возрасте человек проходит хаотический кризис идентификации и/или борьбу за независимость. В подростковом сознании суицид часто не имеет истинных завершенных форм, а замыслы, мысли, попытки – это демонстративно-шантажное поведение. Большинство самоубийц, как правило, вовсе не хотели умереть, а только достучаться до кого-то, позвать на помощь, обратить внимание на свои проблемы. У подростков, также как и у взрослых, основной причиной суицида выступает социально-психологическаядезадаптация, но для них это не тотальные нарушения (крах смысла жизни, профессиональный кризис и др.), а нарушения в общении с близкими. Хотя среди подростков часты попытки самоубийства, только единицы из них достигают своей цели. Тем не менее, процент самоубийств в этой группе достаточно высок.

Наиболее подвержены к суициду это подростки, склонные с депрессиям (пониженному настроению), злоупотребляющие спиртными напитками, наркотическими и токсическими веществами, видевшие самоубийство или гибель кого-то из близких, плохо успевающие в школе, девочки после изнасилования или во время беременности, а также талантливые, неординарные подростки, не вписывающиеся в общество. Входящие в эту группу подростки в любой момент могут оказаться в ситуации, которая станет толчком к суициду. Для них характерны повышенная ранимость и ощущение себя изгоем в обществе – именно это и толкает их на самоубийство.

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности, которое включает суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, суицидальные покушения и попытки.

Суицидальные мысли – мысли о смерти, суициде или серьезном самоповреждении.

Суицидальные тенденции включают суицидальные мысли, суицидальные побуждения, когда человек испытывает позывы к самоубийству.

Суицидальные покушения – все суицидные акты, не завершившиеся летальным исходом по причине, не зависящей от суицидника.

Суицидальные попытки – демостративно-установочные действия, при которых суицидник чаще всего знает о безопасности применяемых им средств самоубийства, что не снижает потенциальной опасности подобных действий.

Суицидальные периоды

Предсуицидальный период – ранняя стадия суицидального поведения, может быть как проявлением незавершенных суицидальных действий, так и предшествовать суициду. Данному периоду присущи следующие особенности: размышления об отсутствии ценностей жизни, не имеется четного представления о смерти. Длительность предсуицидального периода может варьироваться от нескольких секунд до нескольких лет. Чаще всего проявляется в подростковом возрасте, но может быть и у взрослых людей, склонных к суицидальному поведению в трудных жизненных ситуациях.

Суицидальный период – этап, в котором проявляются суицидальные намерения, суицидальные мысли, угрозы, когда человек принимает решение о самоубийстве, а также завершенный суицид.

Основными мотивами суицидального поведения несовершеннолетних являются:

  • переживание обиды, чувства одиночества, отчужденности и непонимания;

  • действительная или мнимая утрата родительской любви, ревность, неразделенное чувство;

  • переживания, связанные со смертью близких, разводом или уходом из семьи родителей, серьезной болезнью;

  • чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;

  • боязнь позора, нежелание извиниться;

  • любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;

  • чувство мести, протеста, злобы, вымогательство и угроза;

  • желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, уйти от трудной ситуации, избежать неприятных последствий;

  • сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов («эффект Вертера»)

Психотравмирующая ситуация не всегда является единственной предпосылкой для суицида. Личностные особенности суицидента являют собой вторую составляющую данной ситуации.

Согласно А.Г. Амбрумовой и Е.М. Вроно, для подростков с суицидальным поведением характерны следующие черты:

  • импульсивность;

  • эмоциональная неустойчивость, эксплозивность (взрывчатость);

  • повышенная внушаемость;

  • несамостоятельность мышления.

А.Е. Личко и Т.В. Кондрашенко указывают на определённую связь суицидального поведения с типом акцентуации характера. По мнению А.Е. Личко при демонстративном суицидальном поведении 50% подростков оказались представителями истероидного, истероидно-неустойчивого и гипертимно-истероидного типов, 32% – эпилептоидного и эпилептоино-истероидного типов и лишь 18% – представители всех других типов. В большинстве случаев суицидальные посягательства совершались представителями сенситивного (63%) ициклоидного (25%) типов.

По данным В.Т. Кондрашенко, примерно 30% подростков, покончивших с собой и покушавшихся на самоубийство, имели шизойдные черты характера. Суицидальные действия, совершаемые психоастениками, по мнению автора, заранее продуманы и рассчитаны на зрителя, как и суицидальные действия сенситивных подростков, которые часто бываютвнезапны для окружающих. Наиболее характерно для подростков истеройдноготипаповерхностные порезы вен, отравление малоядовитыми лекарствами. Как правило, они пишут предсмертные записки с указанием места и времени самоубийства, условий, на которых согласены остаться жить. Суицидальное поведение для неустойчивых подростков нехарактерно, но иногда они могут совершить самоубийство под влиянием сильной личности, за компанию. Эмоционально-лабильный тип характеризуется непредсказуемостью возникновения и реализации суицидальных мыслей, хотя чаще всего суицидальные действия «несерьёзный», демонстративный характер. Для гипертимных подростковсуицидальное поведение несвойственно.

Особенности суицидального поведения детей и подростков

  1. Недостаточно адекватная оценка последствий суицидальных действий. Понятие «смерть» в этом возрасте, как правило, воспринимается очень абстрактно, как что-то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью. Понятие «смерть» появляется у детей между 2-3 годами. Для большинства она не представляется особо пугающим событием. В дошкольном возрасте дети воспринимают смерть как временное явление, подобно отъезду. Часто младшие школьники думают, что смерть является наказанием за плохие дела. В этом проявляется неопределенный эгоцентризм и магическое мышление. Они полагают смерть маловероятной, невозможной для себя, не считают необратимой. Для подростков смерть представляет собой долее очевидное явление. Но они фактически отрицают ее для себя, гоняя на мотоциклах, экспериментируя с опасными веществами и т.п. Более старшие подростки принимают мысль о своей смерти, но, преодолевая возникшую тревогу, отрицают реальность этой возможности.

  2. Несерьезность, мимолетность и незначительность (с точки зрения взрослых) мотивов которыми дети объясняют попытки самоубийства. Этим обусловлены трудности своевременного распознавания суицидальных тенденций и существенная частота неожиданных для окружающих случаев детского и подросткового суицида.

  3. Наличие взаимосвязи попыток самоубийства детей и подростков с отклоняющимся поведением: побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией, сексуальными эксцессами и т.д.

  4. Депрессивные состояния, которые в подростковый период выражаются иначе, чем у взрослых.

Признаки депрессии у детей:

  • потеря свойственной детям энергии;

  • внешнее проявление печали;

  • нарушение сна;

  • снижение интереса к общению со сверстниками;

  • изменения аппетита или веса;

  • страх неудачи;

  • чрезмерная самокритичность;

  • низкая толерантность;

  • агрессивное поведение;

  • соматические жалобы.

Признаки депрессии у подростков:

  • печальное настроение;

  • чувство скуки;

  • чувство усталости;

  • нарушения сна;

  • соматические жалобы;

  • неусидчивость, беспокойство;

  • фиксация внимания на мелочах;

  • чрезвычайная эмоциональность;

  • замкнутость;

  • рассеянность внимания;

  • агрессивное повеление;

  • демонстративное непослушание;

  • склонность к бунту;

  • злоупотребление алкоголем или наркотиками;

  • плохая успеваемость;

  • прогулы в школе

Каковы основные факторы, способствующие попыткам суицида у подростков, и насколько они сегодня существенны в нашем обществе? На первом месте из проблем, характерных для подростков с суицидальным поведением, находятся, конечно, отношения с родителями (примерно в 70% случаев эти проблемы непосредственно связаны с суицидом), на втором месте – трудности, связанные с учебным заведением, на третьем – проблемы взаимоотношений с друзьями, представителями противоположного пола.

Другими причинами суицидов в детском и подростковом возрасте могут быть следующие:

  1. Несформированное понимание смерти. В понимании ребенка смерть не означает прекращение жизни. Ребенок думает, что все вернётся назад. У подростков понимание и осознание смерти формируется после 18 лет.

  2. Отсутствие идеологии в обществе. Подросток в обществе «без родины и флага» чаще ощущает ненужность, депрессию.

  3. Ранняя половая жизнь, приводящая к разочарованиям. При этом предстаёт ситуация, по мнения подростка, не имеющая представления «как жить дальше» (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что они, не имея жизненного опыта, не могут точно определить цель своей жизни и обозначить пути ее достижения.

  4. Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества).

  5. В большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией протеста, особенно с нарушением внутрисемейных, внутришкольных или внутригрупповых взаимоотношений.

  6. Депрессия

  7. Помимо психологических причин самоубийств добавились социальные: разделение на богатых и бедных, увеличение количества разводов и количества неполных семей, беспризорных детей и сирот при живых родителях. Все эти проблемы отражаются в детях, как в кривых зеркалах.

Анализ суицидов несовершеннолетних показал, что наибольшее количество случаев произошло зимой, далее – весной и осенью, наименьшее количество – летом. Таким образом, потенциально опасным является время, когда несовершеннолетние обучаются в учреждениях образования.

Конечно, у каждой суицидальной попытки – своя причина. Но все сводится к одному: ребенок не в силах самостоятельно разрешить трудную ситуацию, а понимающего это взрослого нет рядом. И тогда единственным выходом из сложившейся ситуации представляется смерть.

Суицид несовершеннолетних имеет следующие характерные черты:

  • суициду предшествуют кратковременные, объективно не тяжелые конфликты в сферах близких отношений (семье, школе, группе);

  • конфликт воспринимается как крайне значимый и травматический, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;

  • суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное, мужественное решение;

  • суицидальное поведение регулируется скорее порывом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного расчета;

  • средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-го этажа, малотоксичные вещества, тонкая веревка);

  • подражательный характер. Подражание товарищам, кумирам, героям книг или фильмов.

Таким образом, подростковый возраст – это тот этап развития, для которого свойственны перемены. Психологические и физиологические особенности и изменения, происходящие в этом возрасте, влияют на формирование представления и отношения ребёнка к смерти.

Учащиеся, относящиеся к группе риска

  • учащиеся с нарушениями межличностных отношений; 

  • злоупотребляющие алкоголем или наркотиками;

  • отличающиесядевиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;

  • сверхкритичные к себе;

  • страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат;

  • переживающие несоответствие между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;

  • страдающие от болезней или покинутые окружением.

Алгоритм действия педагога в случае выявления суицидального риска у учащегося

  • обеспечить немедленное наблюдение за учащимся, не оставлять его одного; 

  • провести беседу с учащимся;

  • предложить план помощи;

  • по возможности наладить контакт с родственниками и другими эмоционально значимыми лицами;

  • по возможности исключить учащегося из стрессовой ситуации;

  • сообщить педагогу-психологу.

Чего следует избегать в беседе с учащимися группы риска

  • часто перебивать учащегося;

  • показывать, что Вы «шокированы», проявлять слишком сильные эмоции;

  • демонстрировать, что вы заняты, и что у вас нет времени;

  • проявлять покровительственное отношение (разговаривать с позиций «старшего» или все знающего человека);

  • провоцировать на более «серьёзные» суицидальные действия;

  • давать обещания о том, что вы сохраните «в тайне» суицидальные замыслы.

Рассматривая особенности психологической помощи в суицидоопасной ситуации, мы связываем феномен суицида с представлением о психологическом кризисе личности, под которым понимается острое эмоциональное состояние, вызванное какими-то особыми, личностно значимыми психотравмирующими событиями. Подобный психологический кризис может возникнуть внезапно (под влиянием сильного аффекта). Например, учитель при всем классе сказал что-то оскорбительное подростку. Для него эта ситуация по многим причинам может быть непереносимой, и возможна аффективная реакция. Однако чаще внутренняя напряженность накапливается постепенно, сочетая в себе разнообразные негативные эмоции. Они накладываются одна на другую, озабоченность переходит в тревогу, тревога сменяется безнадежностью.

Существует три степени суицидального риска:

1.Незначительный риск (есть суицидальные мысли без определенных планов).

2. Риск средней степени (есть суицидальные мысли, план без сроков реализации).

3. Высокий риск (есть суицидальные мысли, разработан план, есть сроки реализации и средства для этого).

Для каждой степени риска существуют определенные стратегии и действия.

Первоначальные задачи психолога при незначительном риске:

  1. Педагог-психолог должен предложить подростку эмоциональную поддержку.

  2. Проработать с ним суицидальные чувства.

  3. Сфокусировать внимание на сильных сторонах подростка.

  4. Встретиться с родителями (замещающими лицами) и договориться о взаимодействии.

  5. Направить ребенка к психотерапевту (психиатру).

  6. После серии консультативных бесед включить в коррекционную группу, где он будет иметь возможность научиться конструк­тивно разрешать трудные жизненные ситуации.

Задачи психолога при наличии риска средней степени:

  1. Необходимо предложить подростку эмоциональную поддержку.

  2. Проработать суицидальные чувства.

  3. Укрепить желание жить (используя антисуицидальные факторы).

  4. Обсудить альтернативы самоубийства.

  5. Заключить контракт.

  6. Срочно направить к психотерапевту (психиатру).

  7. Связаться с семьей, друзьями и договориться о взаимодействии.

  8. После индивидуальной коррекционной работы с подростком включить его в коррекционную группу, где он будет иметь возможность научиться конструк­тивно разрешать трудные жизненные ситуации.

Задачи психолога при наличии высокого риска:

  1. Постоянно оставаться с подростком, не покидая его ни на минуту.

  2. При необходимости удалить орудия самоубийства.

  3. Заключить контракт.

  4. Немедленно связаться с психиатром, вызвать «скорую помощь» и организовать госпитализацию.

  5. Информировать семью.

  6. После выписки из больницы провести курс психологической реабилитации.

Перед включением в коррекционную группу подростка с низкой степенью суицидального риска не­обходимо провести серию консультативных бесед, с целью мини­мизации риска суицидальной попытки. При консультировании нужно придерживаться следующих правил:

1. Выслушивание. Подростка часто путают собственные наме­рения, поэтому он жаждет высказаться. Ему следует дать воз­можность говорить свободно, не перебивать, не спорить, больше задавать вопросов, чем говорить.

2. Банализация — снятие представлений об исключительности страдания. Суициденту его проблема представляется зачастую глобальной и уникальной, он подавлен ею и не способен кри­тически посмотреть на нее. Особенно склонны к этому подростки из-за недостаточности их жизненного опыта и отсут­ствия понимания, что в конечном итоге все проходит.

3. Эстетический подход. Подросткам крайне небезразлична их внешность, даже после смерти. Поэтому очень результа­тивным способом профилактики суицида является описа­ние, как будет выглядеть их труп.

4. Напоминание об обязанностях и связях с близкими, сле­дует искать в окружении подростка близкого человека, ко­торого он не хотел бы огорчить своим поступком.

5. Взвешивание плохого и хорошего. Подростку следует по­мочь сосредоточиться не только на негативных сторонах актуальной ситуации, но и «оживить» представления о том хорошем, что есть у него в жизни.

6. Контрастирование. Известно, что люди легче переносят страдания, если кто-то страдает еще больше. Подростку по­лезно показать примеры того, как люди мужаются и про­должают бороться, будучи в гораздо худшем положении, чем он.

7. Использование имеющегося опыта решения проблем. Под­ростку следует напомнить его навыки в разрешении про­блем и привлечь его прошлый опыт для разрешения насто­ящей ситуации.

8. Пробуждение потенциала силы. Следует помочь найти подростку в себе энергетическое начало, на которое он бу­дет опираться: сила воли, физическая сила, терпение.

9. Позитивное будущее. Следует помочь построить планы на будущее, выявить желания и мечты, ради реализации кото­рых подросток будет стремиться вперед.

10. Структурирование действий. Совместно с подростком вы­страивается план действий на ближайшее время, ему реко­мендуется придерживаться этого плана.

11. Переключение на заботу о других. Многие люди способны забыть о своих проблемах, занимаясь кем-то более слабым и незащищенным. Для подростка такими объектами могут стать домашние животные, младшие братья и сестры.

12. Расширение круга интересов. Подростку следует помочь подыскать такие занятия, которые помогли бы ему отвлечь­ся, обрести радость. Можно обсудить занятия спортом, в кружках, участие в коллективных мероприятиях.

Кризисная поддержка включает в себя следующие шаги:

  1. Установление контакта с суицидентом.

  2. Раскрытие суицидоопасных переживаний.

  3. Мобилизация адаптивных навыков проблемно — решающего поведения (достигается путем актуализации антисуицидальных факторов и прошлых достижений в значимых для подростка областях, повышения его самоуважения и уверенности в своих возможностях в разрешении кризиса).

  4. Заключение договора (соглашение с подростком о кризисной ориентации коррекционной работы, сроках реализации индивидуального плана сопровождения, разделение ответственности за результат совместной работы).

В работе с подростками хорошо себя зарекомендовал метод сказкотерапии.

Сказка – универсальный язык, способный в доступной форме донести до ребенка нужную информацию.

Основные методы работы с использованием сказки в ситуации оказания кризисной помощи:

  • рассказывание или чтение сказки;

  • сочинение сказки;

  • создание терапевтической метафоры, работа с обоюдными историями;

  • анализ любимой сказки (книг, фильма и т.п), любимого сказочного героя;

  • создание игр и упражнений на основе сказочных сюжетов;

  • работа со сказочными зачинами (начало сюжета, который необходимо продолжить);

  • решение сказочных задач; создание образов героя художественными средствами;

  • создание роликов на сюжет сказки;

  • подбор музыкальных композиций к сказкам;

  • драматизация (при групповой форме работы).

 

Советы для педагогов, столкнувшихся с подростком, демонстрирующим признаки суицидального поведения

Если подросток, на ваш взгляд, склонен к суициду или имел в прошлом попытки к самоубийству:

    • Не отталкивайте его, если он решил поделиться с вами своими проблемами, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией. Помните, что подростки с суицидальными наклонностями редко обращаются за помощью к специалистам.

    • Доверяйте своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности у этого подростке. Подмечайте предупреждающие знаки.

    • Не предлагайте того, чего не в состоянии гарантировать. Например, «Конечно, твоя семья тебе поможет».

    • Дайте знать, что готовы ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы держать все в секрете, если какая-то информация может оказать влияние на его безопасность.

    • Сохраняйте спокойствие и не осуждайте, вне зависимости от того, что вы говорите.

    • Говорите искренне. Постарайтесь установить, насколько серьезна угроза. Помните, что вопросы о суицидальных мыслях не всегда завершаются попыткой покончить счеты с жизнью. На самом деле подросток может почувствовать облегчение от осознания проблемы.

    • Попытайтесь узнать, разработан ли у него план действий. Конкретный план – знак действительной опасности.

    • Убедите подростка в том, что действительно есть человек, к которому можно обратиться за помощью.

    • Не предлагайте простых решений типа «Вам сейчас необходимо хорошо выспаться, утром Вы почувствуете себя лучше».

    • Покажите подростку, что вы намереваетесь поговорить о чувствах и не осуждаете его за эти чувства.

    • Помогите ребёнку осмыслить, как управлять кризисной ситуацией и осознать, что сильный стресс препятствует целиком осознать ситуацию. Ненавязчиво предложите найти некое решение.

    • Окажите помощь в поиске людей или места, которые бы снизили переживаемый стресс. При любой возможности влияйте так, чтобы немного уменьшить давление.

    • Помогите подростку осмыслить, что присутствующее чувство безопасности не будет постоянно.

Литература:

  1. Амбрумова А.Г Индивидуально-психологические аспекты суицидального поведения // Актуальные проблемы суицидологии — М., 1978.- С. 40 – 52.

  2. Вроно Е.М. Особенности суицидального поведения детей и подростков и меры его профилактики// Проблемы профилактики и реабилитации в суицидологии: Сб. науч. Трудов. М.: Москивский НИИ психиатрии, 1984. С. 135-142.

  3. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков.- Л.: Медицина, 1988.- 248с.

  4. Исаев Д.Н. Формирование понятия смерти в детском возрасте и реакции детей на процесс умирания //Журн. обозрение психиатр.и мед. психологии им. В.М. Бехтерева.-1992.-2. -С. 17-28.

  5. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей.-М.: Медицина, 1979.- 608с.

  6. Кондрашенко В.Т. Суицидальное поведение// Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А. Е. Тарас, К. В. Сельченок – Минск: Харвест, 2000. – 480 с.

  7. Корнетов А.Н. Суицидальное поведение в подростково-юношеском возрасте// Социальная и клиническая психиатрия. — 1999. — Т.9, № 2. — С.75-90.

  8. Кроник А.А.,Ахмеров Р.А. LIFELINE в школе, или как помочь детям справиться с «ударами судьбы».// LIFELINE и другие новые методы психологии жизненного пути / Под ред.А.А.Кроника.- М., 1993.- С.43-59.

  9. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.: Медицина.- 1983.- 208с.

  10. Старшенбаум Г. В. Психотерапия острого горя //Соц. и клин.психиатрия.-1994.- 3. — С.73-77

×
×