Особенности воспитания подростков с ОВЗ

Автор: Джалалова Алесся Аскеровна

Особенности воспитания подростков c ОВЗ

 

     Воспитание — это создание условий для развития личности и её соответствия ценностям и интересам общества. Воспитание – это всегда непростой процесс. А воспитание подростка – особенно.            Подростковый период один из самых интересных и сложных в развитии личности. Сложен, как и для самого подростка, так и для его родителей. Пожалуй, для родителей даже в большей степени, поскольку им приходится не только принять метаморфозы ребенка, но и помочь ему преодолеть их негативное влияние, а также перестроить характер взаимоотношений с окружающим миром.

 

     Подростковый период подразделяется на три этапа:
• Ранний подростковый период: с 10-11 до 14 лет жизни
• Средний: от 14 до 16-17 лет
• Поздний: от 16-17 лет до взрослого возраста

 

     Возраст от 14 до 16 лет считается самым сложным в воспитании детей с ОВЗ, так как это период пубертата, когда сходятся вместе гормональные, психологические, и социальные проблемы. Что наблюдается в это время:

-состояние беспокойства и жажда новых впечатлений.
-осознание собственной значимости и желание самоутверждения.
-поиск примеров для подражания.
-появление новых друзей, критическое отношение к взрослым.
-частая смена настроения.
-чрезмерная чувствительность.
-мечтательность.
-желание завязать отношения с противоположным полом.
-излишняя самостоятельность в принятии решений.

     Подростковый возраст – время, когда ребенок находится на своеобразной границе: он уже не готов оставаться ребенком, появившееся «чувство взрослости» заставляет стремиться к самостоятельности, взрослости, а «социальный статус» школьника не позволяет перешагнуть эту границу. Родителям подростка с ОВЗ  приходится считаться с этими изменениями, чтобы сохранить в семье взаимопонимание и мир. Как бы это не было сложно, нужно выделить те дела, с которыми ребенок с ОВЗ может справиться самостоятельно и дать ему возможность ощутить свою самостоятельность в полной мере. Можно выделить также дела, которые он сможет делать сам через некоторое время и те, которые вы делаете вместе.

     Проблема подросткового возраста становится менее острой, если родители ребёнка с ОВЗ смогут избежать гиперопеки, назиданий, требовательности в категоричной форме. Важно также уважительно относиться к подростку, его друзьям, взглядам на жизнь и увлечениям. Подростковый возраст требует уважения к мнению, отношений на равных, самостоятельности, дружеского тона в общении. Раздражение провоцирует грубость, недоверие, слезы

Парадоксы подросткового возраста.

     Достаточно серьезно меняется психология подростков с ОВЗ по отношению к взрослым. В отличие от детей более младшего возраста подростки перестают во всем безоговорочно верить взрослым, подмечают недостатки, запоминают оплошности, оценивают поведение и речь. Стремление критиковать окружающих и окружающее прекрасно уживается с низкой самокритичностью и нежеланием признавать свои ошибки или неправоту.

     Подростковый возраст богат подобными парадоксами. Такие положительные черты как нетерпимость к неправде и несправедливости, готовность стоять за правду сочетаются с трудностями и неумением разобраться в реальных непростых жизненных ситуациях.

     Развитие подростков с ОВЗ проходит через этап, когда в подростке борются нежелание быть кем-то воспитываемым и стремление быть успешным и положительным. Для них уже не так важен процесс, как для младших школьник. Становится важной цель, появляется желание выполнить задание как можно лучше.

     И таких противоречий подростковый возраст несет немало: отчаянное желание самовыразиться и непонимание как это сделать, испытание необходимости совета и помощи старшего и принципиальное подчеркивание своей самостоятельности и нежелание обращаться за помощью, увлечение идеями, теориями и отрицание авторитетов, легкомыслие и желание много знать…

     Интеллектуальное развитие подростков с ОВЗ отнюдь не замирает на фоне других процессов. Активизируются процессы познания, появляются новые знания, интересы и увлечения. Довольно часто именно подростковый возраст начало серьезного увлечения философией, психологией, социологией, политикой, историей религии и другими областями, позволяющими глубже понять себя и окружающий мир. Подростки более глубоко осмысливают жизнь и происходящие в ней явления. Восприятие становится более осмысленным и целенаправленным, более организованным и в то же время избирательным. Восприятие и внимание в большей степени направлены на те вещи, которые интересны, любимое дело может поглощать все свободное время. А вот внимание произвольное к вещам, которые неинтересны неустойчиво, излишняя возбудимость нервной системы этому мешает. Такова уж противоречивая психология подростков.

     Совершенствуется память, появляется желание осваивать новое осмысленно, пересказывать прочитанное своими словами. Развивается мышление, в большей степени логическое, развивается и усложняется речь. Расширяется спектр абстрактных понятий и представлений доступных пониманию подростка. Подросток с ОВЗ  стремится мыслить самостоятельно, защищать свои суждения, разбираться самостоятельно.

     Всем нам хотелось бы обладать универсальным и безотказным способом воспитания, чтобы легко решать все проблемы, возникающие при общении с детьми. Но, увы. Такого универсального способа не существует. Каждый отдельный случай требует своего решения. Дети растут, изменяются. Вместе с ними, должны меняться и взрослые.

     При общении с подростками с ОВЗ следует отказаться от тех методов воспитания, которые использовались, при воспитании малышей. Прежде всего, это нравоучения, морализация и замечания на каждом шагу. Хотя бы потому, что это уже не работает. Известный советский педагог С.Соловейчик говорил: «Самый большой подарок, который мы можем сделать своим детям, это отказаться от замечаний».  Замечания лишь издергивают и раздражают детей: «Не грызи ногти! Не сутулься! Не ковыряй в носу!» — и еще бесчисленное количество «Не». Они не учат ребенка думать и принимать решения самостоятельно. А ведь давно известно, что только то, что человек «пропустил через себя», надолго остается в памяти. Нравоучения оправдывали себя только тогда, когда дети были маленькими и их учили основам поведения в обществе, в семье. Когда нужно было объяснять, что такое хорошо и что такое плохо. И это работало, когда было в новинку. А ведь многие начинают поучать, как себя вести очень рано. Порой можно увидеть совсем молодую маму, которая очень серьезно и сердито выговаривает своему двухлетнему ребёнку: «Ты, что не понимаешь? Сколько можно объяснять?».  А он действительно в этом возрасте ещё не понимает. Он совсем ещё кроха. Но проходят годы, а родители продолжаем говорить одно и то же. Тем самым, ставя под сомнения умственные способности своих детей. Как будто они не в состоянии запомнить и понять то, что было сказано сотни раз. Именно поэтому подростки с ОВЗ так раздражаются и начинают огрызаться на попытки прочитать им мораль. Всё, что могли, им уже объяснили. Теперь нужно научить применять всё это в жизни. А у многих по-прежнему 80%   высказываний, обращенных к дочери или сыну — это указания и запреты.  Сейчас им нужна не мораль, а понимание их проблем. Вовсе не обязательно ругать за проступки. Часто достаточно взгляда или даже молчания для того, чтобы заставить задуматься о своем поведении. Известен случай из практики замечательного педагога А.С. Макаренко. Он узнал, что один из его воспитанников ударил девочку. Макаренко пригласил паренька в кабинет и в течении двух часов что- то писал, не говоря ему не слова. Мальчишка уже весь извелся, он мечтал уже о любом наказании, только бы это молчание закончилось. А завершилось всё тем, что Макаренко поднял строгие глаза и тихо спросил: «Ты всё понял? Тогда иди». Этого мальчика звали Алеша Явлинский. Через много лет он стал отцом известного политика Григория Явлинского.

     Для того, чтобы лучше решать возникающие с подростками с ОВЗ проблемы нужно постараться вспомнить, какими были вы в этом возрасте. Чего вы хотели? Какие страхи испытывали?  Как бы вы хотели, чтобы с вами в то время общались ваши родители?  Ведь не всегда вы были спокойными, ответственными, знающими. Вам тоже пришлось пройти через этот сложный возраст. Сейчас самое главное дать понять детям с ОВЗ, что они важны вам и интересны, как личности. Что вы – самый главный и преданный друг, способный понять, принять и, если надо защитить. Что ваш ребенок вам действительно интересен, и ваша задача родителя не заключается лишь в контроле и наказании. Для этого интересуйтесь, чем он живет. Какой фильм просмотрел последним? Чем этот фильм запомнился или понравился? Какая музыка нравится вашим детям, какие новинки здесь появились? Какие актеры и певцы – любимые? За какую команду болеет ваш ребенок? В какие компьютерные игры он играет? Можно не только спросить, но и поиграть с ним в эту игру. И для вас – разнообразие, и ребенку приятно.  И многое ещё.

 

     Нужно помнить еще о том, что воспитывают не слова, а поступки. Если родители говорят, как правильно себя вести, но сами так не поступают, ребенок с ОВЗ  будет делать так, как видит, а не слышит. Если вы сами будете вести себя деликатно по отношению к окружающим людям, а особенно, к подростку и его друзьям, если вы сами с уважением относитесь ко всему, что вас окружает, с любовью относитесь к своей стране и ее истории,  избегаете грубых высказываний, нецензурной лексики, то и ребенок, автоматически, станет вести себя так же.

      И тогда ему не захочется искать сомнительных единомышленников в сомнительных компаниях. И со своими тревогами он придет к вам, а не к чужим людям.

     Если ребенок комфортно чувствует себя в семье, то он не станет пробовать наркотики, либо это будет досадной случайностью, не уйдет из дома, не примкнет к экстремистским группировкам, не попадет в секты.

     Поэтому не стоит жалеть времени и сил, потраченных на своего ребенка.  И тогда через несколько лет вы увидите, как из резкого, неуклюжего, ершистого подростка вырастет сильный, интересный, уверенный в себе человек.

 

 

 

 

×
×