Автор: Надежда Ивановна Ермошина
«От исторического проживания к экологии души».
Номинация: Лучшее педагогическое исследование года
Ермошина Надежда Ивановна, учитель истории
Содержание
1. Моя педагогическая философия
2. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания через экологию души
3. Как соотнести между собой духовно-нравственное воспитание и Федеральный Государственный образовательный стандарт
4. Духовность — это гармоничное отношение с миром и собой
1. Моя педагогическая философия
«ЗНАНИЯ, ПОЛУЧЕННЫЕ В ДЕТСТВЕ — ЭТО ЦВЕТЫ НАДЕЖДЫ, КОТОРЫЕ ПРИНЕСУТ ПЛОДЫ»
Э. Тельман
Молодой учитель старательно посеял Разумное, Доброе, Вечное и счастливый в своей юношеской гордости и уверенности ждет богатого Урожая. Ан — нет! Невдомёк ему, что землю-то и поливать надо, и рыхлить и удобрять, от всяческих «жучков-паучков» избавляться. С «сорняками» войну вести до победного конца. Тогда только и дождешься результата. Потрудиться должны и ум, и руки, и душа.
Как радуют уже первые «всходы», пока еще хрупкие, ненадежные…
Так и я начинала когда-то свою педагогическую деятельность в школе, выпускницей которой являюсь. Сначала были восклицательные знаки: «Я смогу! Я сумею! Я добьюсь!». Потом появились вопросительные : «Смогу ли? Сумею ли? Добьюсь ли?». Со временем заняло свое почтенное место многоточие и частица «не»: «Не смогу… Не сумею…» Понадобилось определенное количество лет, чтобы пришло понимание: «Мы сможем! Мы сумеем! Мы добьемся!» Не просто далось это «мы». Несмотря на неизбежные пробы и ошибки, я поняла, что мне очень повезло с профессиональным выбором. История и обществознание являются теми предметами, которые своим содержанием вызывают познавательный интерес детей и побуждают их к самостоятельной творческой деятельности. Мне радостно видеть, как растут в творческом смысле дети, как меняется их самосознание, рождается неподдельный интерес к изучению предмета. А главное, я вижу возрастающую любовь к своей России, к её истокам и культуре! Интересно изменяться самой, избавляться от стереотипов, принимать новое и переосмысливать прежний опыт.
Тревожит историческая память, простые мысли на сердце легли:
Святыни да пребудут вечно с нами, история Отеческой земли.
Герои и великие сраженья, страдания и муки без прикрас,
Народа и победы и свершенья живым гражданством наделяют нас.
Любить Отчизну, значит ей гордиться, а чтоб гордиться, надо знать о том,
Как Родине пришлось за счастье биться, отстаивая свой родимый дом.
Осиливать и голод, и разруху, хулу лжецов и пули подлецов.
Быть патриотом надобно по духу, храня заветы дедов и отцов.
Берёзонька расправит ветви-плечи, и хлынет дождь, и смоет все грехи.
И загорятся точно звёзды, свечи, и запоют под утро петухи.
И если бы сегодня вдруг спросили — чему важнее научить детей?
Ответ один — Любви! Любви к России! К её душе! К заре её идей!
Мне довольно часто вспоминается фильм «Доживём до понедельника». Илья Семёнович Мельников, несостоявшийся учитель истории (актёр В.Тихонов), на самом видном месте в кабинете истории вывесил аккуратно выписанное из Гёте четверостишие:
«Кто не видит вещим оком глуби трёх тысячелетий,
Тот в невежестве глубоком день за днём живет на свете». [1 ]
Смысл, вообще-то, нехитрый – знание истории гарантирует правильность бытия. Но у этой строфы, задающей основную тему всего фильма, есть и другой смысл, который становится явным, если обратиться не к озвученному на экране переводу, а к оригиналу. Текст этот — часть стихотворения, входящего в «Книгу недовольств» Гётевского «Западно – восточного дивана», в более точном переводе Вильгельма Левика звучит так:
«Кто, осмыслив ход столетий, не построил жизнь толково,
Тот живёт себе в потёмках, прожил жизнь – и жди другого».
Смысл здесь уже иной, он расширен глубокой мыслью о личной ответственности за принятие выбора. Поэтому учить детей, воспитывать их, значит учить ответственности за судьбу Отечества, за свой народ! В этом и вижу нравственный подвиг российского учителя.
2. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания через экологию души
Любая педагогическая задача, любая педагогическая цель не возникает сама по себе. Они формируются в процессе учебно-воспитательной деятельности, исходя из результатов глубокого профессионального анализа развития и саморазвития Личности.
Мы «научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам надо научиться жить на земле, как люди». Жизненная практика подсказывает, что без экологии души нет будущего. Итак, экология души, что же это такое? По-видимому, в центре рассмотрения должна оказаться охрана души. Ведь, по справедливому высказыванию немецкого писателя и мыслителя И. Гете, «растёт то, что мы выращиваем в душе, — таков вечный закон природы». [ 2 ] Экология души — это качественный уровень личного духовного развития каждого человека. Это и состояние нашей с вами души, истосковавшейся по красоте. Так же, как могучий дуб вырастает из маленького зёрнышка, в человеке развивается чувство добра, чуткости, милосердия . В человеческой душе формируются благородные чувства, такие как сострадание, мужество, доброта, отзывчивость. Эти чувства должны быть правильно развиты. Ведь если поступки и помыслы будут чистыми, чистой будет и наша душа. А если будет грязной душа — что получит наше общество? В таких условиях перед школой стоит важная задача — воспитать не только образованного высококультурного человека, но и творческую личность, осознающую свою ответственность за состояние нашего дома, нашей Родины. Чтобы решить эту задачу мы должны направлять свои усилия на возрождение духовных, нравственных традиций русского народа.
Именно целенаправленная аналитическая деятельность и выявила проблему духовно-нравственного потенциала как наиболее актуальную и значимую для формирования судьбы подростка.
Это и объясняет целеполагание данного педагогического исследования года.
К наиболее важным целям духовного развития можно отнести достижения совершенства, т.е. внутренней силы, позитивности, познание и реализацию своего предназначения. Под внутренней силой в данном случае мы понимаем способность достижения каких-либо значимых целей и преодоление жизненных преград.
Духовность- это реализованные в человеке знания о Боге, Добре, и Зле, о нашем обществе, личной судьбе, об отношении, взаимодействии личности с окружающим миром. В основе духовности и нравственности лежит душа человеческая. Иоанн Дамаскин сказал: «Душа есть сущность живая…».
А всё живое динамично. Значит мы можем формировать душу ребенка! Ведь она главное сокровище человека. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или «какой выкуп даст человек за душу свою?»- говорит Иисус Христос в Евангелии (Мф.16.26). [ 3 ]
Любое действие, любое сказанное слово налагает определенный отпечаток на душу.
Ежедневно и ежеминутно, совершая выбор между добром и злом, душа с каждым годом все более определяется в своей направленности: из маленьких дел и поступков рождаются или великие свершения, или великие разрушения и саморазрушения в том числе. Взять, хотя бы, вроде, такой пустяк как ложь. Но крошечная мизерная ложь может превратиться в селевой поток нечистоты души.
У души есть глубина. На этой потаенной глубине находится центр личности, сердцевина- сердце, но не физический, а духовный орган. Именно это сердце задает определенный тон жизни: от озлобленного сердца исходят помышления лукавства, предательства, обиды. Жестокое сердце всё видит через призму собственной злобы.
«Что ты хнычешь?- спросил Кай. Какая ты сейчас некрасивая! Фу!» — закричал он вдруг. «Эту розу точит червь! Посмотри, а та совсем кривая! Какие гадкие розы! Ничуть не лучше ящиков, в которых они торчат!».
«Всё доброе и прекрасное почти исчезало, но всё ничтожное и отвратительное особенно бросалось в глаза и становилось ещё безобразнее. Чудесные пейзажи казались вареным шпинатом, а лучшие из людей – уродами; чудилось, будто они стоят вверх ногами, без животов, а лица их так искажались, что их нельзя было узнать»… [ 4 ]
И вот стоило прикоснуться к этой обмороженной душе, к горящему любовью сердцу, и лед растаял, кривизна черноты упала с глаз, и обновленной в покаянных слезах душе снова предстал мир во всей своей красоте.
«Кай и Герда взялись за руки и вышли из дворца. Они говорили о бабушке и розах, что росли дома под самой крышей. И повсюду, где они шли, стихали буйные ветры, а солнышко выглядывало из-за туч… Кай и Герда вошли в город, в котором жила бабушка, потом они поднялись по лестнице и вошли в комнату, где всё было по-старому: часы тикали «тик-так», а стрелки всё так же двигались. Но проходя в дверь, они заметили, что Выросли и стали взрослыми. Розы цвели на желобке и заглядывали в открытые окна. Бабушка сидела на солнышке и вслух читала Евангелие: «Если не будете как дети, не войдёте в Царствие Небесное!
Так сидели они, оба уже взрослые- но дети сердцем и душою, а на дворе стояло теплое, благодатное лето.»
Ведь только Любовью — горячей, искренней, самоотверженной как у андерсеновской Герды – и можно сложить слово «вечность»- то самое слово, которое никогда не получится у Снежной Королевы.
Осознавая как профессионально, так и чисто человечески, всё могущество этой любви как механизма «со — творения» личности ребенка, мы и разработали проект духовно-нравственного совершенствования (воспитания).
Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в школе- это создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников. Каковы эти условия в реальности?
Во-первых, постоянное ухудшение морально-нравственной среды, разрушение культуры, наличие негативных факторов – наркомании, алкоголизма, ранних половых контактов, отсутствие культуры речи. Самостоятельно юная душа не способна найти правильные жизненные ориентиры. Именно мы, взрослые, можем и должны указать путь ребенку к добру, созиданию, свету. От того, насколько вовремя и умело мы это сделаем, зависит будущее детей и наше собственное будущее. К сожалению, будем правдивы, мы и сами-то не больно часто задумываемся о состоянии собственной души, собственной духовности. Всё-то нам недосуг, темп жизни, её внешнее содержание не позволяет остановиться. Вот почему по-настоящему духовных людей очень мало. И смотрят на них подчас, как на больных. Это еще в лучшем случае, а в худшем – кричат: «Ату его! Он не такой, как все .»
Однажды внук пришёл к деду и спросил: [ 5 ]
— Что такое душа?
Дед поведал ему историю, услышанную давным-давно от его собственного деда:
— Говорят, в человеке живут три «Я», которые поддерживают и направляют его всю жизнь. Первое «Я» — самое холодное. Его видят все окружающие тебя люди. Второе «Я» — наиболее тёплое. Его видят лишь самые близкие тебе люди. Первое и второе всегда ссорятся за власть над человеком, а их раздоры пробуждают в нас сомнения и страхи. И лишь только третье «Я» способно примирить и найти компромисс между первыми двумя. Его не видит никто. Иногда мы даже не подозреваем о его существовании, но оно всегда с нами.
— Я никогда не слышал о них, — сказал внук.
Дед улыбнулся и ответил:
— Первое «Я» — это Разум. Если он берёт верх над вторым, человек становится расчётливым и холодным. Второе «Я» — это Сердце. Если побеждает оно, мы становимся наивными. Тогда нас легко ранить и обмануть. Третье же — Душа. Только она способна установить в нас гармонию.
В Книге Притчей есть интересное сравнение человеческого сознания с глубоким колодцем.
Мысли человека — вода. Чтобы вода не становилась мутной, ее нужно постоянно вычерпывать. Если хотите, чтобы вода всегда была чистой и свежей, «вычерпывайте» свой колодец, избавляйтесь от тяжелых, грустных помыслов. То есть постоянно обновляйте мысли, думайте только о хорошем. А обретенная внутренняя гармония станет источником счастья и вдохновения!
Вы вглядываетесь в цветок алого цвета. Вы хотите оценить его красоту. Вы вбираете его взглядом, чувствуете его запах, восхищаетесь его красотой и неповторимостью. Но… этого мало. Надо несколько раз скользнуть по нему глазами, отвернуться и затем… взглянуть еще раз.
Мы будем снова и снова возвращаться к трем «Я»: разуму, сердцу, душе, чтобы понять и принять, осознать глобальность темы – духовно-нравственное воспитание.
Учитель, извините за такое странное сравнение, как портной-модельер. Модельеру ужасно интересно фантазировать новое платье: задумывать интересный фасон, подбирать цвета, выдумывать шляпку, перчатки, туфли, брошь, цветы. А вот пришивать пуговицы, подшивать подол или отутюживать- скучно. Пришивание пуговиц- это процесс мышления. К сожалению, мы, педагоги, редко вдумываемся, анализируем, занимаемся решением задач и достижением цели, не понимая главного. Прямое доказательство- данная тема. В ней больше вопросов, чем ответов. Мы же вопросы не ставим, и ответов не ищем. Задача поставлена- хором и в отдельности звучит: «Есть! Приступаем к выполнению»!
3. Как соотносятся между собой духовно-нравственное воспитание и Федеральный Государственный Образовательный Стандарт?
На первый взгляд духовность, нравственность и стандарт несовместимы. Стандарт есть эталон, образец, модель своего рода, принимаемая за исходное. Разве духовность есть что-то застывшее, ограниченное? Духовность- это всегда живое, динамичное. Духовность и стандарт, как горячее и холодное. А ведь общие точки соприкосновения есть. Чтобы найти их, надо определить, что такое духовность? Вот вам и другой вопрос. А вариантов ответов- множество:
— синтез совершенства
— путь к Богу
— стремление к новой высоте
— путь к себе. И ещё, и ещё. Где же истина? Как обогатить себя духовно? Может ли бездуховный человек воспитывать духовность?
Вот почему, прежде чем принимать на себя великую ответственность за духовно-нравственное воспитание ребенка, необходимо не раз, и не два осмыслять триединство – разум, сердце, душа. Уровень своей собственной духовности.
На самом деле здесь всё не так, как кажется на первый взгляд.
Два ангела-путника остановились на ночлег в доме богатой семьи. Семья была не гостеприимна и не захотела оставить ангелов в гостиной. Вместо того они были уложены на ночлег в холодном подвале. Когда они расстилали постель, старший ангел увидел дыру в стене и заделал её.
Когда младший ангел увидел это, то спросил: « Почему?». Старший ответил: — Вещи не такие, какими кажутся.
На следующую ночь они пришли на ночлег в дом очень бедного, но гостеприимного человека. Супруги разделили с ангелами немного еды, которая у них была, и сказали, чтобы ангелы спали в их постелях, где они могут хорошо выспаться.
Утром после пробуждения ангелы нашли хозяина и его жену плачущими. Их единственная корова, чьё молоко было единственным доходом семьи, лежала мертвая в хлеве.
Младший ангел спросил старшего: « Как это могло случиться? Первый мужчина имел все, а ты ему помог. Другая семья имела очень мало, но была готова поделиться всем, а ты позволил, что бы у них умерла единственная корова».
Старший ангел ответил: «Когда мы были в подвале, я понял, что в дыре в стене был клад с золотом. Его хозяин был груб и не хотел сделать добро, я отремонтировал стену, чтобы клад не был найден. Когда на следующую ночь мы спали в постели хозяина, пришел ангел смерти за его женой. Я отдал ему корову»… [ 6 ]
Это очень глубокая притча, потому что в нашей жизни многое оказывается совсем не так, как могло показаться поначалу нам и особенно нашим детям.
Приведу реальный пример, страшный факт нашей родной истории. Помните Павлика Морозова? Как ставили его в пример? Как восхищались его геройством? В безумном 1937 году в Артеке проходил слёт детей, повторивших подвиг Павлика Морозова. (представляете, сколько таких детей оказалось!) по вечерам у костра проводились мероприятия. Дети должны были рассказывать другим историю своего подвига. А ночью они почти не спали: вскрикивали, у многих случались истерики. Вожатая попросила начальника лагеря перенести рассказы с вечера на дневное время. Вожатая была отправлена в ГУЛАГ.
Для чего я поделилась с вами этой историей? Для того, чтобы еще раз заострить общее внимание на том факте, что мы говорим детям одно, а они видят другое, живут в другом мире. Отсюда- всё не так.
В Федеральном государственном стандарте духовно-нравственное развитие, воспитание, социализация обучения определены как задачи первостепенной важности. Не секрет, что одна из главных проблем современности- это духовный кризис. Сегодня сложно выбрать идеал, на который можно ориентироваться, тяжело распознать, где истинное добро, а где зло. Настоящие духовные ценности подменяются ложными. Кризис духовности лишает смысла жизнь молодого поколения. Они не там ищут и, соответственно, не то находят. Многие целью ставят материальное благополучие и только. Возможность не отказывать себе ни в чём: иметь крутую машину, квартиру, сделать успешную карьеру, отдыхать за границей, получать наслаждение во всех её видах и формах. Но единицы видят смысл жизни в совершенствовании ЕЁ и Самого Себя.
«Мы зависим от своих крыльев»- сказал однажды известный литературовед Натан Эйдельман. Кстати, он был удивительно духовным человеком. Когда умер Василий Шукшин, записал в своем дневнике: «Стыдно долго жить». Есть стыд, совесть, любовь, есть разум, сердце, душа, значит есть и духовность. [ 7 ]
Ведь духовность — это устремлённость человека к тем или иным высшим ценностям, идеалу, стремление переделать себя, свою жизнь к этому идеалу и, таким образом, одухотвориться.
4. Духовность — это гармоничное отношение с миром и собой
И проявляется оно в желании каждого строить свои связи с окружающим на основе добра, красоты, гармонии.
Дед знаменитого ученого Вернадского был военным хирургом. Он участвовал в знаменитом швейцарском походе А.В.Суворова. После штурма Чёртова моста Суворов был вынужден оставить раненых. Ухаживать за ними остался Вернадский. Госпиталь был взят в плен французским маршалом Массеной. Каково же было удивление маршала, когда он прошел по палатам: русские, французские , итальянские солдаты и офицеры лежали вместе.
— Месье! Маршал посмотрел на Вернадского. «Вы подбирали всех раненых после боя?»
— Всех! [ 8 ]
Наполеон, став первым консулом французской империи, учредил орден Почётного легиона. Вернадский был награжден одним из первых. Это и есть живой пример духовности.
Добрая школа – это хорошо.
Умная школа — это великолепно.
Но ребенок должен быть еще и подготовлен к жизни.
А. Дьюири
Эти слова стали стержнем моей педагогической деятельности. Определяя цели и задачи воспитания, руководствуюсь в своей работе следующими принципами:
· Не навреди! Жизнь, нравственное и физическое здоровье ребёнка – главные ценности.
· Демократичность в отношениях. Опора на индивидуальные особенности и возможности каждого ученика.
· Справедливость и честность в оценках. Создание атмосферы эмоционального комфорта.
«Майский жук уселся с Дюймовочкой на самый большой зеленый лист, покормил ее сладким цветочным соком и сказал, что она прелесть какая хорошенькая, хоть и совсем не похожа на майского жука.
Потом к ним пришли с визитом другие майские жуки, которые жили на том же дереве. Они разглядывали Дюймовочку с головы до ног, а жучки-барышни шевелили усиками и говорили:
— У нее только две ножки! Жалко смотреть! Какое убожество
— У нее даже нет усиков!
— Какая у нее тонкая безобразная талия!
— Фи! Она совсем как человек! Как некрасиво! — сказали в один голос все жуки женского пола.
На самом деле, Дюймовочка была прелестна! Майскому жуку, который принес ее, она тоже сначала очень понравилась, но, когда все вокруг стали говорить, что она безобразна, и он не захотел больше держать ее у себя — пусть идет куда знает. [ 9 ]
Как же не опасаться, что мы, учителя, педагоги-профессионалы, сделав всё возможное и невозможное, выпустим в жизнь своих питомцев светлыми, прекрасными, чистыми разумом, душой, сердцем, если хотите, идеалистами? Не сломаются ли они, столкнувшись с реальной жизнью? С её злом, подлостью, несправедливостью?
«Чем же можно определить принадлежность Духа – Мыслью», — пишет В.Даль. [ 10 ] Именно мысль определяет систему и приоритеты духовных ценностей. Какие же это духовные ценности? Патриотизм, гражданственность, свобода, честь, милосердие, справедливость, доверие, стремление к знаниям, ценность семьи, а не гражданские браки, творчество, труд, уважение к закону. На эти базовые ценности необходимо ориентироваться.