Автор: Саитгалина Татьяна Давыдовна
Урок 11
«Музыкальная картина»
Цель урока: сформировать понятие нерасторжимой взаимосвязи музыки с живописью.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
— познакомить обучающихся с морской темой в произведениях композитора Николая Римского-Корсакова;
— познакомить обучающихся с творчеством художника Ивана Айвазовского
Метапредметные:
— расширить и углубить представления обучающихся о многогранных связях музыки и живописи.
— учить работать в команде
Личностные:
— уметь анализировать произведения и выражать собственные впечатления;
— развивать ассоциативное и образное мышление;
— учить делать выводы на основе обсуждения темы
Художественное оснащение урока:
1. Николай Римский-Корсаков. Тема моря из симфонической картины «Шахерезада» (аудиофайл)
2. Николай Римский-Корсаков. Тема «Царевна-Лебедь» из оперы «Сказка о царе Салтане» (аудиофайл)
3. Александр Зацепин, Михаил Пляцковский. Ты слышишь, море?
(Текст на экране)
4. Картина И. Айвазовского «Девятый вал»
5. Протрет Н. Римского-Корсакова
6. Портрет И. Айвазовского
Этапы урока:
1. Поговорим о музыке
На экране портрет композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Вначале урока при входе детей в класс звучит тема «Синбада-Морехода» из симфонической сюиты Николая Римского-Корсакова «Шахерезада».
Учитель. Здравствуйте, ребята, садитесь. Какая картина возникает в воображении, когда вы слышите эту тему.
Ответы ребят разные и это правильно, так как образное мышление у каждого своё. Но, правильно ответили те, кто услышал в мелодии что-то связанное с морской стихией.
Учитель. Морская тема пронизывает почти всё творчество Николая Римского-Корсакова. И это не случайно. В юном возрасте композитор учился в кадетском морском корпусе, успешно окончил его и отправился в кругосветное путешествие на военном корабле «Алмаз». После возвращения из плавания он оставляет морскую военную службу и всецело посвящает себя музыке. Поэтому все морские впечатления он отразил во многих своих произведениях. Это та самая сюита «Шахерезада», которая открыла наш урок, оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» и многие другие.
Кто из вас читал «Сказку о царе Салтане» поэта Александра Пушкина? Кто может кратко пересказать сюжет?
После пересказа учитель предлагает прослушать фрагмент «Царевна-Лебедь» из оперы «Сказка о царе Салтане». Это третье чудо, с которыми встретился царевич Гвидон, посетив волшебный город «Леденец».
Звучит фрагмент, после чего ребята рисуют воображаемую живописную картину, как царевна-лебедь качается на волнах.
Учитель. А теперь я хочу услышать ответ на вопрос: Музыку мы слышим или видим?
Ребята, как правило, задумываются. Но в процессе обсуждения приходят к ответу, что музыку мы можем слышать и рисовать воображаемые картины.
2. Поговорим об изобразительном искусстве
Учитель. Мы говорили о музыкальных картинах, в которых отражена морская стихия, а кто может назвать художника-мариниста?
Самый известный в России Иван Константинович Айвазовский, настоящее имя настоящее имя — Ованнес Айвазян — русский художник XIX века, создатель флотских батальных сцен и морских пейзажей.
В 1833 году был принят в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга. В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» получил серебряную медаль, в 1837 году — Большую золотую медаль за картину «Штиль».
В 1844 году, по возвращении на родину, получил должность живописца при Главном морском Штабе России.
Некоторые известные картины Ивана Айвазовского: «Берег моря ночью. У маяка», «Большой Петергофский дворец», «Восточная сцена. Каик с турчанками», «Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года», «Девятый вал».
«Девятый вал» — одна из самых знаменитых картин российского художника-мариниста Ивана Айвазовского, написанная в 1850 году.
Живописец изображает море после очень сильного ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение. Лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них — девятый вал — готова обрушиться на людей, пытающихся спастись на обломках мачты.
3. Творческое коллективное задание
Если бы нам нужно было отобразить эту картину в музыке, какими бы музыкальными красками мы её нарисовали?
В ходе обсуждения классный коллектив приходит к следующему мнению: Лад – минорный, низкие звуки, множество аккордовых созвучий, перетекающих из одной тональности в другую. И где-то к концу звучания появляются светлые нотки, характеризующие пробивающийся луч солнца сквозь громаду грозных аккордов.
Учитель. Мы видим картину, а она безмолвна или мы можем её слышать?
И вновь ребята приходят к мысли, что картина не безмолвна. Она звучит, то есть мы можем её слышать.
Но море – это не просто стихия. Оно манит своей романтикой. Представьте, вы на палубе корабля, а вокруг вас только вода и не видно берега. А над кормой летают чайки. Красиво, не правда ли? Вот и представим себя на какое-то время моряками и выучим песню «Ты слышишь, море»?
4. Прослушивание, обсуждение и разучивание песни
Сначала проговариваются слова, первого куплета, далее разучивается мелодия по фразам. После этого пропевается первый куплет, проговариваются слова второго куплета и пропевается мелодия. В завершение, песня исполняется стоя.
5. Теоретическая часть
Перелистаем странички урока и вспомним, какие музыкальные термины были использованы в беседе. Некоторые термины уже знакомы ребятам, а те, которые новые заносятся в тетрадь вместе с определениями.
Лад – организация музыкальных звуков, от которого зависит характер звучания музыкального произведения.
Минор – мрачный печальный лад
Тональность – конкретная высота музыкального произведения, определяемая высотным положением тоники
Тоника – первая и основная ступень звукоряда
Сюжет – содержание произведения
Фрагмент – часть музыкального произведения
Аккорд – одновременное звучание трёх и более звуков
Опера – музыкально-драматический спектакль, основой которого является пение
Симфоническая сюита — последовательность музыкальных тем, объединённых общим замыслом.
6. Итоги урока
Что узнали нового на уроке.
Как взаимосвязаны между собой музыка и изобразительное искусство?
Музыку мы не только слышим, но и представляем. А картину мы не только видим, но и слышим, как она звучит.
Какие произведения понравились?
Как правило, в большинстве своём ребята называют песню «Ты слышишь, море»?
7. Выставление отметок
8. Домашнее задание
Прослушать произведения, прозвучавшие на уроке;
Выучить краткие сведения о творчестве Н. Римского-Корсакова;
Сделать рисунок по теме прослушанных произведений.