Открытый урок по литературному чтению в 3 классе на тему: Обобщающий урок-игра «Вспомним басни И.А. Крылова»

Автор: Тарасова Ираида Леонидовна

1. Тема урока. Урок-игра «Вспомним басни  И.А. Крылова»

2. Цель: обобщить полученные знания по басням И.А. Крылова

3. Задачи:

Образовательная: выявить степень сформированности умения находить главную мысль, мораль в басне; навыки выразительного чтения басен;

Развивающая: развитие  речи и творческого мышления обучающихся; формирование коммуникативной компетентности ;

Воспитывающая: формировать нравственные представления детей о добре и зле, трудолюбии, лени; воспитание культуры работы в группе.

4. Оборудование: выставка детских рисунков, иллюстрации к басням, портрет И.А. Крылова, «чудо-мешок» с героями басен, экран, проектор, компьютер, конверты с заданиями, кроссворд, костюмы для инсценирования, жетоны, книги для награждения «Басни Крылова».

 

Структура урока:

1.Организационный момент — эмоциональный настрой на урок

Я умею думать,

Я умею рассуждать,

Что полезно для работы.

То и буду выполнять.

У меня получится,

И у тебя тоже.

(дети поворачиваются друг к другу, произнося эти слова) – показ

« Смайликов»

2. Актуализация знаний, сообщение цели урока.

— Ребята, подумайте и догадайтесь, о ком я сейчас прочту эти строки:

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта – наша быль.

И не забудет этой были,

Пока по-русски говорят,

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.

                П.А. Вяземский

— И давайте прочитаем девиз нашего урока:

Мы «крыловцы» не простые,

Мы ребята удалые!

Любим басни мы читать,

Ведь хотим мудрее стать!

3.Постановка задачи урока.

— Давайте прочитаем высказывание И.А. Крылова

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать»

— Как вы понимаете, что такое порок?

2

 

— ( Порок – это недостаток, который позорит)

— Кто теперь скажет, что мы должны выяснить на уроке?

— (Какие пороки высмеивает автор)

-А для этого сначала нужно вспомнить, что вы знаете о баснях. Давайте проведём тест

На листке отметить букву правильного ответа.

1.БАСНЯ – это: 

А) краткий рассказ

Б) поучительный рассказ

В) краткий иносказательный рассказ поучительного характера*

2. ГЕРОИ БАСНИ:

А) люди

Б)животные, птицы, растения*

В) люди, животные

3. БАСНИ ПИСАЛИСЬ С ЦЕЛЬЮ:

А) высмеять пороки людей*

Б) научить правильному поведению

В) показать пример для подражания

Г) рассмешить

4. ФОРМА РЕЧИ БАСНИ ИМЕЕТ:

А) прямое значение

Б) иносказательное значение*

5. В БАСНЕ

А) есть вывод*

Б) вывода нет, каждый придумывает его сам

В) вывод не нужен

 

4.Повторение изученного.

— Перед вами величавый, лукавый мудрец, с умным прищуром глаз, взирающий на жизнь.

— Что вы можете сказать об этом человеке? Что вам особенного запомнилось из его биографии?

( Родился в 1769 году. Был трудолюбивым ребёнком. Знал итальянский и французский язык. Он прекрасно рисовал, играл на скрипке. Любил переводить книги. Взял в молодости себе псевдоним, т.е. вымышленное имя Нави Волырк. Это имя Иван Крылов, прочитанное слева направо)

 

Дайте определение басни. Вставьте пропущенные слова на карточках (индивидуальная работа)

 

3

 ( Басня – это короткий сатирический рассказ в стихах или прозе, язык намёка, иносказания, где главные герои — люди, животные, вывод сформулирован в виде прямого поучения – морали)

— Кого называют баснописцами?

— (Тех, кто пишет басни)

— На какой жанр похожа басня, если животные там разговаривают, как люди?

( На сказку)

— Кто был первым баснописцем?

(Эзоп)

— Каких баснописцев вы знаете?

( Жан де Лафонтен, Лев Николаевич  Толстой, Иван Андреевич Крылов, Сергей Владимирович Михалков)

— Что осуждают и высмеивают баснописцы?

— (Они высмеивают глупость, зазнайство, грубость, жадность, хитрость,

упрямство, лицемерие)

-В баснях используется аллегория. Что это такое?

— ( Аллегория – это «иносказание». Например, хитрость и льстивость  иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность – в  образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие  и   старательность – в образе  Муравья.)

— Любая басня содержит мораль. Что это такое?

— ( Мораль  — это нравоучение)

Работа в парах

Под какой буквой правильный ответ на данный вопрос? Запиши его в пустую клетку.

 

«Ворона и Лисица»

 

«Стрекоза и Муравей»

 

«Мартышка и очки»

 

«Квартет»

 

Вопросы:

А. В какой из этих басен говорится о праздном времяпрепровождении?

Б. Из какой басни эти строки:

«Лесть  гнусна, вредна, но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок»

В. В этой басне 5 действующих лиц. Что это за басня?

Г. Героиня не узнала себя в зеркале. Как называется это произведение?

(Ответ: Б, А, Г, В)

 

3. Физ-ка

 

4. Конкурсная программа работы в группах

Вспомним правила работы в группах:

Работай дружно, по плану.

4

Умей выслушать другого.

Уважай мнение других.

Не согласен с мнением других – доказывай свою точку зрения.

 

1 Конкурс «Загадочные животные»

Составьте из букв названия животных, которые встречаются в баснях Крылова

НЬСВИЯ (свинья) – «Свинья под дубом»

РАВОНО (ворона) – « Ворона и лисица»

РАЙВЕУМ(муравей) – «Стрекоза и муравей»

ГЁНЯКОН (ягнёнок) – «Волк и ягнёнок»

КАШКУКУ (кукушка) – «Кукушка и Петух»

ПВАРО (повар) – «Кот и повар»

 

2 конкурс « Кто больше»

1 группа

— Назвать басни Крылова о лисе

(«Ворона и лисица», «Лисица и виноград», «Лисица и осёл», «Добрая лисица», «Лиса»)

2 группа

— О волке

( «Волк и ягнёнок», «Волк на псарне», «Лев и волк», «Волк и кот», «Волки и овцы»)

3 группа

— О обезьяне

( «Зеркало и обезьяна», «Мартышка и очки», «Квартет», «Обезьяны»)

2 конкурс Закончи предложение

А) А вы, друзья, как не садитесь…» (все в музыканты не годитесь)  — «Квартет»

Б) «И в сердце льстец всегда отыщет…» (уголок) – «Ворона и Лисица»

В) «У сильного всегда…» (бессильный виноват)- «Волк и Ягнёнок»

Г) Ай, Моська! Знать она сильна…(что лает на  Слона) «Слон и Моська»

Д) «Когда в товарищах согласья нет…» (на лад их дело не пойдёт) – «Лебедь, Щука и Рак»

Е) «Ты всё пела?Это дело…» ( так поди же, попляши) – «Стрекоза и Муравей»

Ё) А Васька слушает…( да ест) – «Кот и повар»

Ж) А ларчик просто…(открывался) – «Ларчик»

З) Кукушка хвалит Петуха…(за то, что хвалит он Кукушку) – «Кукушка и Петух»

3 конкурс «Лото»

Соединить отрывки басен с названиями басен

 

Лето красное пропела («Стрекоза и муравей»)

5

Соседка, перестань срамиться («Слон и Моська»)

Вперёд чужой беде не смейся, Голубок! («Чиж и Голубь»)

С ним была плутовка такова ( «Ворона и лисица»)

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье ( «Квартет»)

А воз и ныне там («Лебедь, Щука и Рак»)

4 конкурс «Найди пару»  (даны слова : составить пары, которые звучат в названиях басен)

Слон

 

Стрекоза

 

Зеркало

 

Осёл

 

Ворона

 

Кукушка

 

 

(«Слон и Моська», « Стрекоза и Муравей», «Зеркало и Обезьяна», «Ос1л и Мужик», «Ворона и Лисица», «Кукушка и Петух»)

 

5 конкурс «Мораль сей басни такова»

Угадать и записать название басни по её морали

БАСНЯ

ЕЁ МОРАЛЬ

 

Это тот самый случай, когда от перестановки слагаемых результат не меняется. Кроме того, каждому делу учиться надо!

 

«Когда в товарищах согласья нет , на лад их дело не пойдёт» :  каждый тянет в свою сторону, а воз остаётся на прежнем месте

 

В этой басне Крылов выражает народную мудрость, которая считает труд основой жизни и благополучия и не прощает тех, кто бездельничает просто так, по своей воле.

(«Квартет», «Лебедь, Щука и Рак!», « Стрекоза и Муравей»

 

 

6 конкурс « Кто сказал такие слова?»

 К данным фразам надо подобрать соответствующего персонажа.

1)Голубушка, как хороша!

   Ну что за шейка, что за глазки (Лисица, «Ворона и Лисица»)

2)Всё про очки мне лишь налгали;

   А проку на волос нет в них ( Мартышка; «Мартышка и очки»)

3)Кумушка, мне странно это:

   Да работала ль ты в лето? ( Муравей; « Стрекоза и Муравей»)

4)Друзья» К чему весь этот шум?

   Я ваш старинный сват и кум. ( Волк; «Волк на псарне»)

5)Погодите! Как музыке идти?

   Ведь вы не так сидите ( Мартышка, «Квартет»)

6)Ведь кошка, говорят, попалась льву?

6

   Вот  отдохнуть и нам пора настала! (Мышь, «Мышь и Крыса»)

 

 

7. «Конкурс знатоков»

Даётся текст басни с пропущенными словами ( одинаковые по количеству для каждой команды). Необходимо вписать пропущенные слова.

8. Отгадывание басни по иллюстрациям

9. Игра « Чудо-мешок»

 У меня в руках «Чудо-мешок». В нём предметы из басен. Вы должны достать предмет и назвать басню , в которой данный предмет встречается (Сыр – «Ворона и Лисица, стрекоза – «Стрекоза и муравей», очки – «Мартышка и очки», нотная тетрадь – «Квартет», зеркало – «Зеркало и обезьяна», Голубь – «Чиж и голубь», жёлудь – «Свинья под дубом»)

10. Конкурс «Путаница

— Отгадайте, что здесь перепутано

1) Ворона ГАВКНУЛА во всё воронье горло (каркнула)

2) Плутовка к БЕРЕГУ на цыпочках подходит, вертит хвостом, с вороны глаз не сводит ( дереву)

3) Соседка, перестань срамиться – ей БАБКА говорит (шавка)

4) Как, милый, КОЧЕТОК, поёшь ты громко, важно! ( петушок)

5) Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз ВПРЯГЛИСЬ (взялись)

6) Мартышка к старости слаба УШАМИ стала (глазами)

11. Конкурс «Басни и пословицы»

Подобрать басни Крылова, в которых раскрывается смысл этих пословиц

1) Дружно – негрузно, а врозь – хоть брось ( Лебедь, Щука и Рак)

2) Не пори, когда шить не умеешь (Квартет)

3) Не рой яму другому, сам в неё попадёшь (Чиж и Голубь)

4) Как потопаешь, так и полопаешь (Стрекоза и Муравей)

12. Конкурс « Алло, мы ищем таланты» ( инсценирование басен)

 

1 группа – « Мартышка и очки»

2 группа – «Зеркало и Обезьяна»»

3 группа – «Ворона и лисица»

Физкультминутка.

5. Отгадывание кроссворда (проверить правильность ответов)

1) Кто в старости стал слаб глазами? (мартышка)

2) Герой басни «Квартет» (козёл)

3) Предмет, который героиня одной из басен « с полдюжины себе купила»(очки)

4) Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»? (Чиж)

5) Один из героев басни, которые «везти с поклажей воз взялись» ( лебедь)

6) У кого к зиме «был готов и стол, и дом?» ( Муравей)

7

 

6. Итог

Литературы новый жанр узнали,

Особенности басен распознали.

Произведения вместе мы читали,

Урокам баснописца мы внимали.

 

— Почему нам басни всегда интересны?

(Потому что они актуальны в нашей жизни)

— В чём секрет басен Крылова?

(Они написаны простым языком, интересные, воздействуют на человека – не хочется быть похожими на героев)

— Мы не прощаемся с творчеством И.А. Крылова. Вы продолжите его изучать в старших классах.

7. Домашнее задание.

Придумать и записать свою басню по опорным словам: кот, мышь, спать, расхрабриться.

8. Рефлексия.

    Условные обозначения для оценки работы: зелёный круг– отлично работал и усвоил материал, жёлтый круг– хорошо работал, но имеются небольшие проблемы, красный круг – плохо работал, результата пока не достиг.

9. Оценка деятельности детей.

Вы сегодня активно работали, были необыкновенными актёрами, красиво и правильно выражали свою мысль, внимательно слушали одноклассников. Благодарю за урок!

10. Награждение книжками «Басни Крылова»

— Все вы знаете игру «Что? Где? Когда?». Сейчас вы будете в роли знатоков. Перед вами чёрный ящик. Вам нужно отгадать, что в нём лежит.

( Это предмет, который относится к неживой природе. На его изготовление используют древесину. С помощью этого предмета каждый получает знания. (книга))

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

1 группа: провести исследование басни И.А. Крылова « Ворона и Лисица»

                        План исследования:

·        Автор басни

·        Название

·        Найди незнакомые слова и попробуй объяснить их значение

·        Назови героев и охарактеризуй их поступки

·        Подумай, какое человеческое качество осмеяно в этой басне

·        Найди в басне мораль, крылатые выражения

·        Выразительно прочитай басню, передавая голосом характер героев

 

2 группа : ответить на вопросы по басне «Ворона и Лисица»

·        На каком дереве восседала Ворона? (ель)

·        Что пленило Лисицу? (сыр)

·        Какой первой частью тела восхищалась Лисица? (шея)

·        Голосом кого, по мнению Лисицы, должна быть Ворона? (ангел)

·        Каким титулом награждает Лисица Ворону? (царь-птица)

 

– Давайте вспомним, что же такое басня, проведя для этого тест (работа в паре)

На листке отметить букву правильного ответа.

1.БАСНЯ – это: 

А) краткий рассказ

Б) поучительный рассказ

В) краткий иносказательный рассказ поучительного характера*

2. ГЕРОИ БАСНИ:

А) люди

Б)животные, птицы, растения*

В) люди, животные

3. БАСНИ ПИСАЛИСЬ С ЦЕЛЬЮ:

А) высмеять пороки людей*

Б) научить правильному поведению

В) показать пример для подражания

Г) рассмешить

4. ФОРМА РЕЧИ БАСНИ ИМЕЕТ:

А) прямое значение

Б) иносказательное значение*

5. В БАСНЕ

А) есть вывод*

Б) вывода нет, каждый придумывает его сам

В) вывод не нужен

 

9

×
×