Автор: Тарасова Ираида Леонидовна
1. Тема урока. Урок-игра «Вспомним басни И.А. Крылова»
2. Цель: обобщить полученные знания по басням И.А. Крылова
3. Задачи:
Образовательная: выявить степень сформированности умения находить главную мысль, мораль в басне; навыки выразительного чтения басен;
Развивающая: развитие речи и творческого мышления обучающихся; формирование коммуникативной компетентности ;
Воспитывающая: формировать нравственные представления детей о добре и зле, трудолюбии, лени; воспитание культуры работы в группе.
4. Оборудование: выставка детских рисунков, иллюстрации к басням, портрет И.А. Крылова, «чудо-мешок» с героями басен, экран, проектор, компьютер, конверты с заданиями, кроссворд, костюмы для инсценирования, жетоны, книги для награждения «Басни Крылова».
Структура урока:
1.Организационный момент — эмоциональный настрой на урок
Я умею думать,
Я умею рассуждать,
Что полезно для работы.
То и буду выполнять.
У меня получится,
И у тебя тоже.
(дети поворачиваются друг к другу, произнося эти слова) – показ
« Смайликов»
2. Актуализация знаний, сообщение цели урока.
— Ребята, подумайте и догадайтесь, о ком я сейчас прочту эти строки:
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудет этой были,
Пока по-русски говорят,
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
П.А. Вяземский
— И давайте прочитаем девиз нашего урока:
Мы «крыловцы» не простые,
Мы ребята удалые!
Любим басни мы читать,
Ведь хотим мудрее стать!
3.Постановка задачи урока.
— Давайте прочитаем высказывание И.А. Крылова
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать»
— Как вы понимаете, что такое порок?
2
— ( Порок – это недостаток, который позорит)
— Кто теперь скажет, что мы должны выяснить на уроке?
— (Какие пороки высмеивает автор)
-А для этого сначала нужно вспомнить, что вы знаете о баснях. Давайте проведём тест
На листке отметить букву правильного ответа.
1.БАСНЯ – это:
А) краткий рассказ
Б) поучительный рассказ
В) краткий иносказательный рассказ поучительного характера*
2. ГЕРОИ БАСНИ:
А) люди
Б)животные, птицы, растения*
В) люди, животные
3. БАСНИ ПИСАЛИСЬ С ЦЕЛЬЮ:
А) высмеять пороки людей*
Б) научить правильному поведению
В) показать пример для подражания
Г) рассмешить
4. ФОРМА РЕЧИ БАСНИ ИМЕЕТ:
А) прямое значение
Б) иносказательное значение*
5. В БАСНЕ
А) есть вывод*
Б) вывода нет, каждый придумывает его сам
В) вывод не нужен
4.Повторение изученного.
— Перед вами величавый, лукавый мудрец, с умным прищуром глаз, взирающий на жизнь.
— Что вы можете сказать об этом человеке? Что вам особенного запомнилось из его биографии?
( Родился в 1769 году. Был трудолюбивым ребёнком. Знал итальянский и французский язык. Он прекрасно рисовал, играл на скрипке. Любил переводить книги. Взял в молодости себе псевдоним, т.е. вымышленное имя Нави Волырк. Это имя Иван Крылов, прочитанное слева направо)
Дайте определение басни. Вставьте пропущенные слова на карточках (индивидуальная работа)
3
( Басня – это короткий сатирический рассказ в стихах или прозе, язык намёка, иносказания, где главные герои — люди, животные, вывод сформулирован в виде прямого поучения – морали)
— Кого называют баснописцами?
— (Тех, кто пишет басни)
— На какой жанр похожа басня, если животные там разговаривают, как люди?
( На сказку)
— Кто был первым баснописцем?
(Эзоп)
— Каких баснописцев вы знаете?
( Жан де Лафонтен, Лев Николаевич Толстой, Иван Андреевич Крылов, Сергей Владимирович Михалков)
— Что осуждают и высмеивают баснописцы?
— (Они высмеивают глупость, зазнайство, грубость, жадность, хитрость,
упрямство, лицемерие)
-В баснях используется аллегория. Что это такое?
— ( Аллегория – это «иносказание». Например, хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность – в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – в образе Муравья.)
— Любая басня содержит мораль. Что это такое?
— ( Мораль — это нравоучение)
Работа в парах
Под какой буквой правильный ответ на данный вопрос? Запиши его в пустую клетку.
|
«Ворона и Лисица» |
|
«Стрекоза и Муравей» |
|
«Мартышка и очки» |
|
«Квартет» |
Вопросы:
А. В какой из этих басен говорится о праздном времяпрепровождении?
Б. Из какой басни эти строки:
«Лесть гнусна, вредна, но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок»
В. В этой басне 5 действующих лиц. Что это за басня?
Г. Героиня не узнала себя в зеркале. Как называется это произведение?
(Ответ: Б, А, Г, В)
3. Физ-ка
4. Конкурсная программа работы в группах
Вспомним правила работы в группах:
Работай дружно, по плану.
4
Умей выслушать другого.
Уважай мнение других.
Не согласен с мнением других – доказывай свою точку зрения.
1 Конкурс «Загадочные животные»
Составьте из букв названия животных, которые встречаются в баснях Крылова
НЬСВИЯ (свинья) – «Свинья под дубом»
РАВОНО (ворона) – « Ворона и лисица»
РАЙВЕУМ(муравей) – «Стрекоза и муравей»
ГЁНЯКОН (ягнёнок) – «Волк и ягнёнок»
КАШКУКУ (кукушка) – «Кукушка и Петух»
ПВАРО (повар) – «Кот и повар»
2 конкурс « Кто больше»
1 группа
— Назвать басни Крылова о лисе
(«Ворона и лисица», «Лисица и виноград», «Лисица и осёл», «Добрая лисица», «Лиса»)
2 группа
— О волке
( «Волк и ягнёнок», «Волк на псарне», «Лев и волк», «Волк и кот», «Волки и овцы»)
3 группа
— О обезьяне
( «Зеркало и обезьяна», «Мартышка и очки», «Квартет», «Обезьяны»)
2 конкурс Закончи предложение
А) А вы, друзья, как не садитесь…» (все в музыканты не годитесь) — «Квартет»
Б) «И в сердце льстец всегда отыщет…» (уголок) – «Ворона и Лисица»
В) «У сильного всегда…» (бессильный виноват)- «Волк и Ягнёнок»
Г) Ай, Моська! Знать она сильна…(что лает на Слона) «Слон и Моська»
Д) «Когда в товарищах согласья нет…» (на лад их дело не пойдёт) – «Лебедь, Щука и Рак»
Е) «Ты всё пела?Это дело…» ( так поди же, попляши) – «Стрекоза и Муравей»
Ё) А Васька слушает…( да ест) – «Кот и повар»
Ж) А ларчик просто…(открывался) – «Ларчик»
З) Кукушка хвалит Петуха…(за то, что хвалит он Кукушку) – «Кукушка и Петух»
3 конкурс «Лото»
Соединить отрывки басен с названиями басен
Лето красное пропела («Стрекоза и муравей»)
5
Соседка, перестань срамиться («Слон и Моська»)
Вперёд чужой беде не смейся, Голубок! («Чиж и Голубь»)
С ним была плутовка такова ( «Ворона и лисица»)
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье ( «Квартет»)
А воз и ныне там («Лебедь, Щука и Рак»)
4 конкурс «Найди пару» (даны слова : составить пары, которые звучат в названиях басен)
Слон |
|
Стрекоза |
|
Зеркало |
|
Осёл |
|
Ворона |
|
Кукушка |
|
(«Слон и Моська», « Стрекоза и Муравей», «Зеркало и Обезьяна», «Ос1л и Мужик», «Ворона и Лисица», «Кукушка и Петух»)
5 конкурс «Мораль сей басни такова»
Угадать и записать название басни по её морали
БАСНЯ |
ЕЁ МОРАЛЬ |
|
Это тот самый случай, когда от перестановки слагаемых результат не меняется. Кроме того, каждому делу учиться надо! |
|
«Когда в товарищах согласья нет , на лад их дело не пойдёт» : каждый тянет в свою сторону, а воз остаётся на прежнем месте |
|
В этой басне Крылов выражает народную мудрость, которая считает труд основой жизни и благополучия и не прощает тех, кто бездельничает просто так, по своей воле. |
(«Квартет», «Лебедь, Щука и Рак!», « Стрекоза и Муравей»
6 конкурс « Кто сказал такие слова?»
К данным фразам надо подобрать соответствующего персонажа.
1)Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки (Лисица, «Ворона и Лисица»)
2)Всё про очки мне лишь налгали;
А проку на волос нет в них ( Мартышка; «Мартышка и очки»)
3)Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето? ( Муравей; « Стрекоза и Муравей»)
4)Друзья» К чему весь этот шум?
Я ваш старинный сват и кум. ( Волк; «Волк на псарне»)
5)Погодите! Как музыке идти?
Ведь вы не так сидите ( Мартышка, «Квартет»)
6)Ведь кошка, говорят, попалась льву?
6
Вот отдохнуть и нам пора настала! (Мышь, «Мышь и Крыса»)
7. «Конкурс знатоков»
Даётся текст басни с пропущенными словами ( одинаковые по количеству для каждой команды). Необходимо вписать пропущенные слова.
8. Отгадывание басни по иллюстрациям
9. Игра « Чудо-мешок»
У меня в руках «Чудо-мешок». В нём предметы из басен. Вы должны достать предмет и назвать басню , в которой данный предмет встречается (Сыр – «Ворона и Лисица, стрекоза – «Стрекоза и муравей», очки – «Мартышка и очки», нотная тетрадь – «Квартет», зеркало – «Зеркало и обезьяна», Голубь – «Чиж и голубь», жёлудь – «Свинья под дубом»)
10. Конкурс «Путаница
— Отгадайте, что здесь перепутано
1) Ворона ГАВКНУЛА во всё воронье горло (каркнула)
2) Плутовка к БЕРЕГУ на цыпочках подходит, вертит хвостом, с вороны глаз не сводит ( дереву)
3) Соседка, перестань срамиться – ей БАБКА говорит (шавка)
4) Как, милый, КОЧЕТОК, поёшь ты громко, важно! ( петушок)
5) Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз ВПРЯГЛИСЬ (взялись)
6) Мартышка к старости слаба УШАМИ стала (глазами)
11. Конкурс «Басни и пословицы»
Подобрать басни Крылова, в которых раскрывается смысл этих пословиц
1) Дружно – негрузно, а врозь – хоть брось ( Лебедь, Щука и Рак)
2) Не пори, когда шить не умеешь (Квартет)
3) Не рой яму другому, сам в неё попадёшь (Чиж и Голубь)
4) Как потопаешь, так и полопаешь (Стрекоза и Муравей)
12. Конкурс « Алло, мы ищем таланты» ( инсценирование басен)
1 группа – « Мартышка и очки»
2 группа – «Зеркало и Обезьяна»»
3 группа – «Ворона и лисица»
Физкультминутка.
5. Отгадывание кроссворда (проверить правильность ответов)
1) Кто в старости стал слаб глазами? (мартышка)
2) Герой басни «Квартет» (козёл)
3) Предмет, который героиня одной из басен « с полдюжины себе купила»(очки)
4) Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»? (Чиж)
5) Один из героев басни, которые «везти с поклажей воз взялись» ( лебедь)
6) У кого к зиме «был готов и стол, и дом?» ( Муравей)
7
6. Итог
Литературы новый жанр узнали,
Особенности басен распознали.
Произведения вместе мы читали,
Урокам баснописца мы внимали.
— Почему нам басни всегда интересны?
(Потому что они актуальны в нашей жизни)
— В чём секрет басен Крылова?
(Они написаны простым языком, интересные, воздействуют на человека – не хочется быть похожими на героев)
— Мы не прощаемся с творчеством И.А. Крылова. Вы продолжите его изучать в старших классах.
7. Домашнее задание.
— Придумать и записать свою басню по опорным словам: кот, мышь, спать, расхрабриться.
8. Рефлексия.
Условные обозначения для оценки работы: зелёный круг– отлично работал и усвоил материал, жёлтый круг– хорошо работал, но имеются небольшие проблемы, красный круг – плохо работал, результата пока не достиг.
9. Оценка деятельности детей.
— Вы сегодня активно работали, были необыкновенными актёрами, красиво и правильно выражали свою мысль, внимательно слушали одноклассников. Благодарю за урок!
10. Награждение книжками «Басни Крылова»
— Все вы знаете игру «Что? Где? Когда?». Сейчас вы будете в роли знатоков. Перед вами чёрный ящик. Вам нужно отгадать, что в нём лежит.
( Это предмет, который относится к неживой природе. На его изготовление используют древесину. С помощью этого предмета каждый получает знания. (книга))
8
1 группа: провести исследование басни И.А. Крылова « Ворона и Лисица»
План исследования:
· Автор басни
· Название
· Найди незнакомые слова и попробуй объяснить их значение
· Назови героев и охарактеризуй их поступки
· Подумай, какое человеческое качество осмеяно в этой басне
· Найди в басне мораль, крылатые выражения
· Выразительно прочитай басню, передавая голосом характер героев
2 группа : ответить на вопросы по басне «Ворона и Лисица»
· На каком дереве восседала Ворона? (ель)
· Что пленило Лисицу? (сыр)
· Какой первой частью тела восхищалась Лисица? (шея)
· Голосом кого, по мнению Лисицы, должна быть Ворона? (ангел)
· Каким титулом награждает Лисица Ворону? (царь-птица)
– Давайте вспомним, что же такое басня, проведя для этого тест (работа в паре)
На листке отметить букву правильного ответа.
1.БАСНЯ – это:
А) краткий рассказ
Б) поучительный рассказ
В) краткий иносказательный рассказ поучительного характера*
2. ГЕРОИ БАСНИ:
А) люди
Б)животные, птицы, растения*
В) люди, животные
3. БАСНИ ПИСАЛИСЬ С ЦЕЛЬЮ:
А) высмеять пороки людей*
Б) научить правильному поведению
В) показать пример для подражания
Г) рассмешить
4. ФОРМА РЕЧИ БАСНИ ИМЕЕТ:
А) прямое значение
Б) иносказательное значение*
5. В БАСНЕ
А) есть вывод*
Б) вывода нет, каждый придумывает его сам
В) вывод не нужен
9