Автор: Салихова Марина Юсепьевна
Тема: «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет».
Цель урока: показать, какую роль играет литература в жанрах музыкально-сценического искусства и в частности в балете.
Задачи урока.
Образовательные:
· повторение признаков балетного жанра;
· продолжение знакомства с балетом П. И. Чайковского «Щелкунчик», как крупным музыкально-сценическим жанром музыки, который не может существовать без литературного источника;
· укрепление понимания взаимосвязи литературы и музыкального искусства;
Воспитательные:
· приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики;
· создание эмоционально – положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.
Развивающие:
· формирование музыкального вкуса, понимания синтетической природы и художественных особенностей балетного искусства, умения слушать и анализировать фрагменты балетных спектаклей;
· развивать вокально-хоровые навыки;
· расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.
Тип урока: комбинированный.
Методы:
· повторение пройденного методом устного опроса;
· рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки, просмотр видеофрагментов);
· анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы;
· хоровое исполнение песни «Зонтики»
Оборудование:
· компьютер;
· проектор;
· звукоусиливающая аппаратура (колонки);
Материалы:
· слайдовая презентация;
· видеофрагменты из балета «Щелкунчик»: «Битва с мышами», «Вальс снежных хлопьев»
Ход урока
I. Организационный момент
Звучит «Марш» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
II. Работа по теме урока
Учитель: Сегодня нас ожидает увлекательное путешествие в мир музыкального театра. Но это уже не первое путешествие. Кто мне подскажет, с каким жанром музыкального сценического искусства мы с вами встречались в музыкальном театре?
Ученики: В музыкальном театре мы познакомились с оперой.
Учитель: К какому жанру относится опера? С какой оперой вы познакомились на прошлом уроке?
Ученики: Опера «Садко», которую написал композитор — сказочник Н. А. Римский-Корсаков.
Учитель: Какой литературный жанр стал основой сюжета для этого оперного спектакля?
Ученики: Былина.
1. Беседа по теме урока
Учитель: А как вы думаете, если мы сегодня отправимся во второе путешествие в музыкальный театр, с каким жанром музыкального сценического искусства нам предстоит встретиться? Давайте не будем гадать. Ответ на этот вопрос зашифрован в музыкальном кроссворде. Но для этого Вам необходимо отгадать насколько загадок. Сегодня мы в течение всего урока будем работать с мелодией успеха. За каждый правильный ответ вы будете получать нотку, которую вы будете помещать на нотный стан. Посмотрим, у кого получится крупное музыкальное произведение? Все готовы?
Ученики: Да!!!
2. Решение музыкального кроссворда
Учитель: В основу оперы, балета берётся книжечка, литературный текст…?
Ученики: Либретто.
Учитель:
Бах, Чайковский, Моцарт, Глинка.
Арфа, флейта, рояль, скрипка.
Хор, солистов голоса, — всех подружила…?
Ученики: Музыка.
Учитель:
Бывает драматический, бывает музыкальный.
Ему сопутствует успех, обычно, колоссальный!
Его придумал режиссёр, играют в нём артисты.
Идёт в театре и порой — на сцене всё, как в жизни.
Ученики: Спектакль.
Учитель:
Спектакль на славу удался и публика довольна вся!
Художнику особые овации за красочные…?
Ученики: Декорации
Учитель:
Звучит полонез и танцует поляк, а хота – конечно испанец,
Но, если «Камаринская» зазвучит – исполнят для вас русский…?
Ученики: Танец.
3. Беседа по теме
Учитель: Молодцы! Вы успешно справились с этим творческим заданием. Кроссворд решён, и вы без труда можете назвать тему предстоящего разговора.
Ученики: Речь пойдёт о балете.
Учитель: Совершенно верно. А кто попытается правильно озвучить тему нашего урока, опираясь на тему предыдущего урока? А какие цели мы с вами поставим на этом уроке?
Ученики: Познакомиться с жанром – балет, с композиторами, которые писали в этом жанре. найти сходства и различия между оперой и балетом.
Учитель: А как вы думаете, что же такое балет? С помощью чего герои балета общаются?
Ученики: Герои в балете общаются с помощью танца.
Учитель: Так они рассказывают зрителю о своих переживаниях, делятся мыслями. Балет – единство музыки и танцев. Чувства, мысли, сюжет в балете передаётся с помощью движения, пантомимы.
— Пантомима – немая игра актёров – мимика, жесты, движения. Но всё-таки главное в балете – музыка, она лежит в основе балета. Посмотрите внимательно на ответы в кроссворде и попытайтесь дать определение жанра балет
Дети отвечают.
Учитель: Балет — (французское ballo, буквально — танец). Хоть и французское это слово, но первые балетные сцены появились в Италии в XVI веке. Балет — это музыкальный спектакль, в котором сочетаются музыка, танец, драматическое действие и элементы изобразительного искусства.
(запись в тетради)
Учитель: А как вы думаете, какие литературные жанры могут стать основой сюжета для либретто?
Ученики: Сказки, легенды, пьесы, драма и т.д.
Учитель: Правильно и сегодня мы познакомимся с одной сказкой, которая стала основой для либретто балета великого русского композитора П.И.Чайковского, действие которого происходит в рождественскую ночь. Может быть, кто-нибудь подскажет, что же это за балет?
Ученики: Щелкунчик.
Учитель: Итак, перелистаем страницы музыкальной истории и отправимся в 1892 год. Первая постановка балета «Щелкунчик» состоялась за год до смерти композитора на подмостках Мариинского театра в Петербурге.
Учитель: Автор сказки — Эрнст Теодор Амадей Гофман «Щелкунчик и мышиный король». А как вы думаете, кто ещё принимает участие в создании балета?
Ученики: Симфонический оркестр, дирижёр, балетмейстеры, артисты балета. А также художники, создающие декорации и костюмы.
Учитель: Балет состоит из действий, отдельных сцен и танцев. Сольные номера называются – вариации, а массовые сцены – кордебалет.
(запись в тетради)
Но всегда, в самом начале, звучит вступительная музыка. Как она называется?
Ученики: Увертюра.
Учитель: А что такое увертюра?
Ученики: Увертюра – это вступление к крупному музыкальному произведению.
Учитель: Я предлагаю послушать увертюру к балету. После прослушивания мы с вами попытаемся определить средства музыкальной выразительности.
(Слушание, муз. анализ).
Учитель. Какое настроение? Всегда ли оно было спокойным?
Ученики: Увертюра говорит нам о том, что что-то произойдет с нашими героями, и это нас очень тревожит.
Учитель: Что же происходит в спектакле в рождественскую ночь?
Ученики: Маше, так зовут главную героиню, снится сон. Оживают её игрушки… Она и Щелкунчик вступают в борьбу с мышиным королём. В этой неравной борьбе они одерживают победу, а потом отправляются в сказочную страну сладостей и игрушек…
Учитель: Прекрасно. Именно с этой сцены, которая называется «Битва с мышами» мы и продолжим знакомство с балетом.
(Слушание и обсуждение)
Ученики: Музыку, которая сейчас прозвучала, трудно назвать танцем. Это скорее музыкальная зарисовка игрушечной войны.
Учитель: Правильно, потому что композитор, используя изобразительные возможности оркестра, создаёт зрительное ощущение происходящего на сцене. Что вам помогла услышать и «увидеть» музыку П. И. Чайковского?
Ученики: Здесь мы слышим окрики часового и барабанный бой, военные, хотя и игрушечные фанфары и мышиный писк, напряжение схватки и чудесное превращение Щелкунчика.
Учитель: Молодцы! А как вы думаете, это вариации или кордебалет?
Дети отвечают.
Рефлексия, взаимооценка.
Учитель: За два музыкальных путешествия мы с вами познакомились с оперой и балетом. Говорили об их особенностях и сейчас перед вами таблица, в которой есть их сходства и различия. Вам даётся несколько минут для заполнения этой таблицы.
(работу проверяют друг у друга дети)
Учитель:В течение всего урока вы работали и получали нотки, покажите, какие мелодии у вас получились?
(за самые длинные мелодии – оценки)
Вокально – хоровая работа.
Учитель. Сегодня мы с вами говорили и о вокальных и инструментальных жанрах. А скажите, какой самый простой вокальный жанр?
Ученики: Песня.
Учитель. Давайте исполним замечательную песенку, тоже немного сказочную и необычную. В исполнении мы будем использовать и сольные номера и массовые.
Исполнение песни «Зонтики»
Заключение
Учитель: Несмотря на то, что наше знакомство с этим удивительным балетом ещё не закончилось, я думаю, вы без труда ответите на самый важный вопрос: какова роль литературы в музыке.
Ученики: Композитор не смог бы сочинить балет, если бы не было увлекательной сказки Гофмана. Жанр балета неразрывно связан с литературой.
IV. Домашнее задание
Учитель: К следующему уроку я попрошу Вас найти имена композиторов, которые писали музыку к балету на сказочный сюжет. Кто эти композиторы? Какие балеты? На чьи сказки? Привести в тетради 2-3 примера.
Слова благодарности за работу на уроке. Прощание с классом.