Открытый урок по музыке Тема: «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет».5 класс.

Автор: Салихова Марина Юсепьевна

Тема: «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет».

Цель урока: показать, какую роль играет литература в жанрах музыкально-сценического искусства и в частности в балете.

Задачи урока.

Образовательные:

·        повторение признаков балетного жанра;

·        продолжение знакомства с балетом П. И. Чайковского «Щелкунчик», как крупным музыкально-сценическим жанром музыки, который не может существовать без литературного источника;

·        укрепление понимания взаимосвязи литературы и музыкального искусства;

Воспитательные:

·        приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики;

·        создание эмоционально – положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.

Развивающие:

·        формирование музыкального вкуса, понимания синтетической природы и художественных особенностей балетного искусства, умения слушать и анализировать фрагменты балетных спектаклей;

·        развивать вокально-хоровые навыки;

·        расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.

Тип урока: комбинированный.

Методы:

·        повторение пройденного методом устного опроса;

·        рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки, просмотр видеофрагментов);

·        анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы;

·        хоровое исполнение песни «Зонтики»

Оборудование:

·        компьютер;

·        проектор;

·        звукоусиливающая аппаратура (колонки);

Материалы:

·        слайдовая презентация;

·        видеофрагменты из балета «Щелкунчик»: «Битва с мышами», «Вальс снежных хлопьев»

Ход урока

I. Организационный момент

Звучит «Марш» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

II. Работа по теме урока

Учитель: Сегодня нас ожидает увлекательное путешествие в мир музыкального театра. Но это уже не первое путешествие. Кто мне подскажет, с каким жанром музыкального сценического искусства мы с вами встречались в музыкальном театре?

Ученики: В музыкальном театре мы познакомились с оперой.

Учитель: К какому жанру относится опера? С какой оперой вы познакомились на прошлом уроке?

Ученики: Опера «Садко», которую написал композитор — сказочник Н. А. Римский-Корсаков.

Учитель: Какой литературный жанр стал основой сюжета для этого оперного спектакля?

Ученики: Былина.

1. Беседа по теме урока

Учитель: А как вы думаете, если мы сегодня отправимся во второе путешествие в музыкальный театр, с каким жанром музыкального сценического искусства нам предстоит встретиться? Давайте не будем гадать. Ответ на этот вопрос зашифрован в музыкальном кроссворде. Но для этого Вам необходимо отгадать насколько загадок. Сегодня мы в течение всего урока будем работать с мелодией успеха. За каждый правильный ответ вы будете получать нотку, которую вы будете помещать на нотный стан. Посмотрим, у кого получится крупное музыкальное произведение? Все готовы?

Ученики: Да!!!

2. Решение музыкального кроссворда

Учитель: В основу оперы, балета берётся книжечка, литературный текст…?

Ученики: Либретто.

Учитель:

Бах, Чайковский, Моцарт, Глинка.

Арфа, флейта, рояль, скрипка.

Хор, солистов голоса, — всех подружила…?

Ученики: Музыка.

Учитель:

Бывает драматический, бывает музыкальный.

Ему сопутствует успех, обычно, колоссальный!

Его придумал режиссёр, играют в нём артисты.

Идёт в театре и порой — на сцене всё, как в жизни.

Ученики: Спектакль.

Учитель:

Спектакль на славу удался и публика довольна вся!

Художнику особые овации за красочные…?

Ученики: Декорации

Учитель:

Звучит полонез и танцует поляк, а хота – конечно испанец,

Но, если «Камаринская» зазвучит – исполнят для вас русский…?

Ученики: Танец.

3. Беседа по теме

Учитель: Молодцы! Вы успешно справились с этим творческим заданием. Кроссворд решён, и вы без труда можете назвать тему предстоящего разговора.

Ученики: Речь пойдёт о балете.

Учитель: Совершенно верно. А кто попытается правильно озвучить тему нашего урока, опираясь на тему предыдущего урока? А какие цели мы с вами поставим на этом уроке?

Ученики: Познакомиться с жанром – балет, с композиторами, которые писали в этом жанре. найти сходства и различия между оперой и балетом.

Учитель: А как вы думаете, что же такое балет? С помощью чего герои балета общаются?

Ученики: Герои в балете общаются с помощью танца.

Учитель: Так они рассказывают зрителю о своих переживаниях, делятся мыслями. Балет – единство музыки и танцев. Чувства, мысли, сюжет в балете передаётся с помощью движения, пантомимы.

— Пантомима – немая игра актёров – мимика, жесты, движения. Но всё-таки главное в балете – музыка, она лежит в основе балета. Посмотрите внимательно на ответы в кроссворде и попытайтесь дать определение жанра балет

Дети отвечают.

Учитель: Балет — (французское ballo, буквально — танец).  Хоть и французское это слово, но первые балетные сцены появились в Италии в XVI веке. Балет — это музыкальный спектакль, в котором сочетаются музыка, танец, драматическое действие и элементы изобразительного искусства.

(запись в тетради)

Учитель: А как вы думаете, какие литературные жанры могут стать основой сюжета для либретто?

Ученики: Сказки, легенды, пьесы, драма и т.д.

Учитель: Правильно и сегодня мы познакомимся с одной сказкой, которая стала основой для либретто балета великого русского композитора П.И.Чайковского, действие которого происходит в рождественскую ночь. Может быть, кто-нибудь подскажет, что же это за балет?

Ученики: Щелкунчик.

Учитель: Итак, перелистаем страницы музыкальной истории и отправимся в 1892 год. Первая постановка балета «Щелкунчик» состоялась за год до смерти композитора на подмостках Мариинского театра в Петербурге.

Учитель: Автор сказки —  Эрнст Теодор Амадей Гофман «Щелкунчик и мышиный король». А как вы думаете, кто ещё принимает участие в создании балета?

Ученики: Симфонический оркестр, дирижёр, балетмейстеры, артисты балета. А также художники, создающие декорации и костюмы.

Учитель: Балет состоит из действий, отдельных сцен и танцев. Сольные номера называются – вариации, а массовые сцены – кордебалет.

(запись в тетради)

Но всегда, в самом начале, звучит вступительная музыка. Как она называется?

Ученики: Увертюра.

Учитель: А что такое увертюра?

Ученики: Увертюра – это вступление к крупному музыкальному произведению.

Учитель: Я предлагаю послушать увертюру к балету. После прослушивания мы с вами попытаемся определить средства музыкальной выразительности.

(Слушание, муз. анализ).

Учитель. Какое настроение? Всегда ли оно было спокойным?

Ученики: Увертюра говорит нам о том, что что-то произойдет с нашими героями, и это нас очень тревожит.

Учитель: Что же происходит в спектакле в рождественскую ночь?

Ученики: Маше, так зовут главную героиню, снится сон. Оживают её игрушки… Она и Щелкунчик вступают в борьбу с мышиным королём. В этой неравной борьбе они одерживают победу, а потом отправляются в сказочную страну сладостей и игрушек…

Учитель: Прекрасно. Именно с этой сцены, которая называется «Битва с мышами» мы и продолжим знакомство с балетом.

(Слушание и обсуждение)

Ученики: Музыку, которая сейчас прозвучала, трудно назвать танцем. Это скорее музыкальная зарисовка игрушечной войны.

Учитель: Правильно, потому что композитор, используя изобразительные возможности оркестра, создаёт зрительное ощущение происходящего на сцене. Что вам помогла услышать и «увидеть» музыку П. И. Чайковского?

Ученики: Здесь мы слышим окрики часового и барабанный бой, военные, хотя и игрушечные фанфары и мышиный писк, напряжение схватки и чудесное превращение Щелкунчика.

Учитель: Молодцы! А как вы думаете, это вариации или кордебалет?

Дети отвечают.

Рефлексия, взаимооценка.

Учитель: За два музыкальных путешествия мы с вами познакомились с оперой и балетом. Говорили об их особенностях и сейчас перед вами таблица, в которой есть их сходства и различия. Вам даётся несколько минут для заполнения этой таблицы.

(работу проверяют друг у друга дети)

Учитель:В течение всего урока вы работали и получали нотки, покажите, какие мелодии у вас получились?

(за самые длинные мелодии – оценки)

Вокально – хоровая работа.

Учитель. Сегодня мы с вами говорили и о вокальных и инструментальных жанрах. А скажите, какой самый простой вокальный жанр?

Ученики: Песня.

Учитель. Давайте исполним замечательную песенку, тоже немного сказочную и необычную. В исполнении мы будем использовать и сольные номера и массовые.

Исполнение песни «Зонтики»

Заключение

Учитель: Несмотря на то, что наше знакомство с этим удивительным балетом ещё не закончилось, я думаю, вы без труда ответите на самый важный вопрос: какова роль литературы в музыке.

Ученики: Композитор не смог бы сочинить балет, если бы не было увлекательной сказки Гофмана. Жанр балета неразрывно связан с литературой.

IV. Домашнее задание

Учитель: К следующему уроку я попрошу Вас найти имена композиторов, которые писали музыку к балету на сказочный сюжет. Кто эти композиторы? Какие балеты? На чьи сказки? Привести в тетради 2-3 примера.

Слова благодарности за работу на уроке. Прощание с классом.

×
×