Автор: Янцева Ольга Евгеньевна
Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 3 «Б» классе
Тема: «Картина – натюрморт»
Класс: 3 Б
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: усвоение понятия «натюрморт» как жанра изобразительного искусства
Задачи:
Обучающие: — ознакомление с понятием «натюрморт»;
— систематизация знаний об изученных жанрах изобразительного искусства;
— формирование умения работать по алгоритму —
Развивающие: — развивать наблюдательность, внимание, речь, мелкую моторику, умение анализировать
Воспитательные: — воспитывать эстетический вкус, интерес к предмету, аккуратность
Оборудование: для учителя: репродукции картин; компьютер, проектор, экран
для учащихся: альбомный лист, кисти, гуашь, акварель
Учебник для 3 класса «Изобразительное искусство» Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С., Гуров Г.Е.
Зрительный ряд: «Игра цветов» А.Павлов, «Неизвестная» И.Крамской, «Мона Лиза» («Джоконда») Леонардо да Винчи, «Золотая осень» И.Левитан, «Рожь» И.Шишкин
Планируемые результаты:
Личностные:
— развитие эстетической чуткости и восприятия художественных произведений;
— формирование умения самостоятельного планирования учебной деятельности;
— применение полученных знаний в собственной художественно-творческой деятельности
Метапредметные:
— понимание и принятие учебной задачи, планирование ее выполнения и выбор средств для ее реализации;
— формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности
Предметные:
— систематизация новых знаний о жанрах изобразительного искусства;
— формирование умения отличать жанр натюрморта от других жанров изобразительного искусства
Методы: словесный, наглядный, практический
Формы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.
Место урока в разделе: 5 урок в разделе.
Место урока по тематическому планированию: 30 урок в планировании.
Ход урока
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
1.Организационный момент
|
Обеспечивает благоприятный настрой на урок. Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
— Все ли необходимое для урока на столах? Проверьте: лист бумаги,акварель, гуашь, кисти,палитра.
— Тихо садимся.
|
Проверка готовности к уроку, настрой на урок, рассадка по местам.
|
2. Актуализация знаний
|
Организует работу по актуализации опорных знаний.
— Перед нами целый ряд картин. Слайд 1(Приложение 1)
Посмотрите внимательно и скажите, что заметили?
— В каком жанре изобразительного искусства представлены картины? (пейзаж, портрет)
— Как определили? Обоснуйте свой ответ.
— Почему эту картину не поместили ни в одну, ни в другую группу?
— Что изображено на этой картине? Какие цвета использовал художник?
|
Рассматривают картины, распределяют по группам (одна картина не относится ни к пейзажам, ни к портретам – натюрморт А.Павлова «Игра цветов»).
На картине изображены фрукты и бокал.Художник использовал яркие цвета.
|
3.Сообщение темы, постановка учебной цели.
|
Организует работу по определению темы и цели урока.
— Догадались, какая тема нашего сегодняшнего занятия?
Я вижу, что у вас возникли затруднения. Сейчас мы посмотрим видеофрагмент из мультфильма «Пластилиновая ворона». См.видео Внимательно смотрим и слушаем этот видеофрагмент. Назовите тему урока после просмотра. Слайд 2(Приложение 1)
—Верно, тема нашего урока «Картина-натюрморт».
— Какие цели мы поставим перед собой?
Молодцы!
|
Дети называют тему «Картина-натюрморт» и цели урока.
1. Дать определение натюрморту;
2.Научиться отличать натюрморт от других жанров;
3.Нарисовать натюрморт
|
4.Открытие нового знания
|
Организует работу с учебником в парах. Организует взаимопроверку.
— Откройте учебник на странице 126. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова в предложение на листочках, которые я вам выдала. (Приложение 2) Работаем в парах, время выполнения работы 2 минуты. Теперь проверим правильность выполнения задания.
Первая парта второго ряда зачитывает ответ. Поднимите руки те, у кого есть ошибки.Молодцы!
Откройте учебник на странице 127. Здесь представлены две картины знаменитых русских художников Петрова- Водкина и Поленов. Рассмотрите первую картину Кузьмы Сергеевича Петрова- Водкина. Можно ли назвать ее натюрмортом? Как вы это поняли? Хорошо, молодцы.
Теперь рассмотрим вторую картину Василия Дмитриевича Поленова. Можно ли ее назвать натюрмортом? Как вы это поняли? Молодцы, вы отлично справились.
|
Читают текст учебника и выполняют работу на листочках.
Картина, на которой изображены только предметы, называется натюрморт.
— Картину можно назвать натюрмортом, так как на ней изображен предмет, гитара.
— Картину можно назвать натюрмортом, так как на ней изображены предметы: настольная лампа, графин с водой, книги и т.д.
|
5.Творческая работа.
Физкультминутка
Алгоритм выполнения работы
|
Напоминает учащимся, с чего стоит начать рисунок.
— Теперь переходим к практической части нашего урока, рисованию натюрморта. Что мы должны сделать в первую очередь?
-Молодцы! Приступаем к работе самостоятельно и смотрим на слайды. Время выполнения наброска 5 минут. Слайды 3(Приложение 1)
Время вышло. Вы устали, немного отдохнем!
А теперь – все на зарядку!
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам ещё работать нужно!
Предлагает выполнить задание в парах.
— Продолжаем работать над рисунком. У вас на листочке есть еще одно задание. (Приложение 2) Прочитайте и выполните его. На работу даю вам 1 минуту. Проверим задание в процессе выполнения рисунка.
Молодцы!
Организует коллективную проверку. Организует оценочные высказывания обучающихся, обсуждение способов решения
Перед тем как рисовать, нужно проверить, правильно ли вы расставили все пункты плана. Назовите мне первый пункт.
— Правильно! Слайд 4 (Приложение 1)
Контролирует выполнение работы.
Приступаем к выполнению данного пункта. При работе с акварелью берем больше воды. Время выполнения этого пункта 5 минут.
— Хорошо, следующий пункт нашего плана?
Правильно, приступаем к выполнению этого пункта плана. Время выполнения 5 минуты. Слайд 5 (Приложение 1)
— Молодцы, назовите следующий пункт плана.
Правильно, переходим к выполнению этого пункта плана. Работаем с гуашью, используем малое количество воды. Время выполнения 3 минуты. Слайд 6 (Приложение 1)
— Переходим к следующему пункту плана. Назовите его.
Правильно. Приступаем к выполнению данного пункта. Время выполнения 3 минуты. Слайд 7(Приложение 1)
— Остался последний пункт плана. Назовите его.
Правильно. Выполняем последний пункт и завершаем рисунок. Время выполнения 4 минуты. Слайд 8 (Приложение 1)
|
— Сделать набросок нашего будущего рисунка.
Дети выполняют набросок рисунка по алгоритму со слайда.
— 1. Закрашиваем фон акварельными красками.
Ребята выполняют первый пункт
— 2. Закрашиваем вазу и цветы акварельными красками
Ребята выполняют второй пункт плана
— 3. Гуашью добавляем яркости в цветах, вазе. Наносим мазки на бутоны желтой гуашью, листики – зеленой гуашью.
Ребята выполняют третий пункт
— 4. Притеняем черной акварелью бутоны цветов.
Ребята выполняют четвертый пункт
— 5. Оживляем рисунок белой гуашевой краской, более темной краской показываем тень вазы.
Ребята выполняют последний пункт плана и заканчивают рисунок.
|
6.Рефлексия.
|
Обеспечивает положительную реакцию учащихся на творчество одноклассников.
— Ребята, вы хорошо поработали сегодня. Как вы оцениваете свою работу на уроке? Слайд 9 (Приложение 1)
«Отличная работа» – зеленая баночка краски;
«Хорошая работа» — желтая баночка краски;
«Сегодня работа не удалась» — красная баночка краски.
|
Дают самостоятельную оценку своим работам, поднимая ту баночку краски, которую они выбрали.
|
7.Анализ детских работ.
|
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.
— Хорошо. Теперь выходит к доске первый ряд со своими рисунками. Выберете тот рисунок, который вам понравился больше всего.
— Спасибо, выходит второй ряд со своими рисунками. Выберете тот рисунок, который вам понравился больше всего.
— Спасибо, выходит третий ряд с рисунками. Выберете тот рисунок, который вам понравился больше всего.
|
Выходит первый ряд.
Ребята оценивают работы детей
Выходит второй ряд. Ребята оценивают работы
Выходит третий ряд. Ребята оценивают работы
|
8. Подведение итогов урока.
|
Подводит обучающихся к выводу о жанре изобразительного искусства-натюрморт.
— Спасибо! Итак, с каким новым жанром изобразительного искусства вы сегодня познакомились?
В чем особенность этого жанра?
— Молодцы! Спасибо за урок, прибираем свои рабочие места. Урок закончен, до новых встреч!
|
— Мы познакомились с жанром натюрморт.
— Особенность этого жанра в том, что в рисунке изображаются предметы.
|