ОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Автор: Ахимонова Ирина Васильевна

ОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Ахимонова Ирина Васильевна

Воспитатель

Аннотация. Концепция модернизации российского образования выдвигает новые требования к системе специального школьного образования. Главной задачей является необходимость повышения эффективности усвоения учебного материала детьми с ОВЗ. Повышение качества специального образования должно осуществляться через совершенствование форм и методов обучения, через внедрение образовательных технологий, а также формирование комплекса личностных качеств у обучаемых с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: дети, ограниченные возможности здоровья, педагогические технологии, подростки, современность.

 

Образовательные стандарты утверждают, что учащимся с ограниченными возможностями должны быть предоставлены возможности для реализации своего потенциала. Они должны участвовать в образовании и профессиональной подготовке на тех же основаниях, что и учащиеся без инвалидности, и не подвергаться дискриминации. Благодаря прогрессу в ИТ-индустрии цифровые технологии легко доступны и широко распространены, что позволяет использовать их для предоставления детям с ОВЗ новых возможностей [3]. 

Современные педагогические технологии позволяют дополнить образовательный процесс индивидуальными учебными мероприятиями, что позволяет преподавателям обеспечить большую гибкость и дифференциацию обучения. Учителя могут использовать технологии, чтобы предлагать различные возможности обучения и подходы, которые привлекают, инструктируют и поддерживают учащихся специального образования с помощью множества тактик, разработанных для привлечения отдельных учащихся. 

Развитие личности ребенка с отклонениями в развитии предполагает определенный конструкт образовательной среды. Специальное образование занимает особое место в современной системе образования, поскольку оно предполагает обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями. Как часть всех учащихся, эта группа детей педагогически нуждается в рабочих подходах, направленных не только на преодоление вторичных отклонений в результате первичного органического повреждения, но и на углубленное индивидуальное вмешательство, непосредственно связанное с формированием навыков самостоятельного социального функционирования [5].

Условия работы в средней школе не всегда предоставляют учителю возможности развивать свою деятельность в направлении преодоления педагогических и психологических трудностей, с которыми сталкивается ребенок с ограниченными возможностями, как в направлении усвоения учебной программы, так и в направлении специального обучения. 

Общая и дополнительная поддержка, оказываемая для развития их способностей и умений, а также для их включения и участия в дошкольном и школьном сообществе, предполагает развитие активности педагога в дискурсе индивидуальных особенностей детей данной группы [1]. 

В работах отечественных и зарубежных исследователей есть исследования на эту тему. В своем научном исследовании (Ашиток, 2015) исследовал функционирование центров поддержки специального образования в работе с детьми с особыми образовательными потребностями и описал свое видение функционирования центров поддержки специального образования (на основе зарубежного опыта). 

Волошина и Дмитренко (2017) изучили опыт зарубежных ученых по этому вопросу и представили требования к психолого-педагогическому сопровождению развития ребенка с ограниченными возможностями. 

В работе Раптиса и Спанаки (2017), которые представили педагогические технологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями, описана их педагогическая ценность. 

Функционирование центров поддержки специального образования при работе с детьми с особыми образовательными потребностями должны быть связаны и взаимодействовать с другими учреждениями системы дошкольного и школьного образования, со специализированными учреждениями для детей, социальными службами по месту жительства, родителями, представителями детей или с опекунами и с обществом. 

Ашиток (2015) полагал, что в организационном и функциональном планах в центре внимания этих центров находится не только работа по индивидуальному развитию каждого ребенка, но и квалифицированная педагогическая деятельность специалиста, работающего в учреждениях такого типа. 

Оказываемая краткосрочная и долгосрочная поддержка ребенку с особыми образовательными потребностями основана на деятельности различных специалистов, работающих в Центре специальной образовательной поддержки. Для того чтобы охватить весь спектр проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями, мероприятия в этих центрах должны проводиться различными специалистами, работающими в команде. Более того, их деятельность не носит эпизодического характера (на занятиях два раза в неделю), а охватывает все организационные моменты дня (Анищук, 2016). 

«Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов: оздоровление, воспитание, коррекция нарушений развития, социальная адаптация, а также использование в практике таких эффективных педагогических технологий как представлены на Рис. 1» [2].

 

Рис.1. Современные педагогические технологии в работе с детьми с ОВЗ

 

Эффективна технология проблемного обучения, которая направлена на развитие всесторонне гармоничной личности ребенка и создание хорошей педагогической базы. На уроке, во время беседы, учитель ставит перед детьми проблемную задачу, за которой следует серия последовательных и взаимосвязанных вопросов, ответы на которые приводят к решению проблемы. 

Учащиеся пытаются самостоятельно решить поставленную перед ними задачу. Когда возникают трудности, учитель всегда старается оказать детям корректирующую помощь, давая план действий, предлагая индивидуальные шаги при возникновении трудностей и создавая ситуацию успеха на уроке. 

Иногда урок может быть полностью посвящен решению задачи. Но чаще всего уроки сочетают традиционное обучение с элементами проблемно-ориентированного обучения, предусматривая выполнение индивидуальных проблемно-ориентированных заданий. В то же время общая система творческо-поисковой деятельности школьников включает в себя знания, которые они получают в готовом виде из презентации учителя, текста учебника и т.д. Ключевым этапом в современном образовании является уровень мотивации. Необходимо представить детям такую задачу, которая будет интересна и значима для всех [4].

Таким образом, применение новых технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.

Список источников

Верзакова, И.П. Современные подходы и технологии сопровождения детей с ТНР. Балансировочный комплекс Бильгоу / И.П. Верзакова, С.А. Сибирцева // Дошкольная педагогика. – 2021. – № 9. – С. 31-32.

Дятлова, Е.В. Инновационные методы обучения на уроках в начальной школе / Е.В. Дятлова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 4. – С. 38-43.

Луткова, М.И. Проблема и перспективы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья / М.И. Луткова, А.А. Лузина // Дошкольная педагогика. – 2022. – № 4. – С. 34-35.

Синицина, И.А. Аспекты теории и практики инклюзивного образования / И.А. Синицина // Начальная школа. – 2021. – № 12. – С. 40-42.

Синицына, И.А. Коррекционная школа: реалии и перспективы развития в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Современная школа» / И.А. Синицына, Р.Р. Усманов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 8. – С. 17-27.

 

 

×
×