«Ознакомление детей с родным краем посредством изодеятельности»

Автор: торохова виктория трофимовна

Торохова Виктория Трофимовна МБДОУ Д/С «Сардана» Нюрбинский район с. Малыкай

 

Статья «Ознакомление детей с родным краем посредством изодеятельности»

 

Как показывает практика, наиболее запоминающим и эффективным методом является такая форма   работы по ознакомлению с родным краем, как изобразительная деятельность в детском саду, где дети выступают  активными участниками, где широко применяется наглядность, поэтому разработка таких форм работ  воспитания в дошкольных учреждениях Республики Саха (Якутия), приобретает в современных условиях, важнейшее значение.

Цель: создание педагогических условий по ознакомлению с родным краем посредством изодеятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи:

· Формировать у детей основы нравственного сознания и начала самосознания личности на основе культурно-этнических норм региона.

· Способствовать обогащению представлений о прошлом республики Саха (Якутии).

· Знакомить детей с традициями и обычаями нашего народа.

· Поддерживать познавательно-созидательное отношение к окружающему миру якутской природы.

· Расширять представления о многообразии форм рукотворного мира созданного народом Якутии (одежде якутов, национальном орнаменте, традиционном шитье).

На основании вышеизложенного выделим формы работы с детьми дошкольного возраста, вы видите на данном слайде.

Средствами  формирования эстетического отношения в ознакомлении с родным краем посредством изодеятельности  являются:

• ознакомление детей с искусством как квинтэссенцией эстетического отношения человечества к миру, моделью его художественного преобразования;

• культура эстетического восприятия (познания) мира, опосредующая формирование эстетического вкуса, суждений, оценок и т.п.;

• доступные возрасту виды художественно-творческой деятельности, максимально обеспечивающие свободу выражения авторского отношения к знаниям об окружающей действительности.

В нашей работе были исследованы и раскрыты нетрадиционные подходы к организации:

• технологии ознакомления детей с искусством;

• технологии эстетического и художественного восприятия и познания мира.

В соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду и с учетом местных условий мы планируем весь познавательный материал равномерно по времени, чтобы дети в течении года усваивали знания постепенно, в определенной системе, по темам и в соответствии с возрастными особенностями воспитанников.

Содержание работы в старшей группе строится по следующим этапам:

Край, в котором мы живем, Якутск — любимый город,  Природа родного края

Культура, традиции, литература и быт, Музеи, выставки, творение.

 

На этом слайде мы раскрываем каждый из выше перечисленных этапов содержания работы.

Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально и одна из функций — воспитательная. Специальный подбор орнаментов и разработка приемов поэтапного обучения обеспечивает зрительную чувственность, лёгкость и полноту восприятия. Проявляется основа для развития художественно-сенсорных способностей. Совершенствуется моторная функция – ручная умелость, что облегчает овладение письмом.

При проведении занятий большое значение имеют следующие условия:

Ø     Наличие плана работы по расширению кругозора детей. Можно провести экскурсии, беседы, интегрированные занятия, встречи с интересными людьми;

Ø     Организация выставок в детском саду (стенгазеты, электронные презентации, фотоколлажи);

Ø     Детский сад должен иметь копилку изделий декоративно-прикладного искусства;

Ø     Важно привлекать к работе родителей. Проводить совместные мероприятия: выставки, мини-конкурсы, конференции;

Ø     Наличие хороших учебных пособий, демонстрационного материала;

Ø     Воспитание чувства прекрасного, нравственной чистоты, духовной культуры и любви к природе, Родине.

На основании выдвинутых условий, мы составили перспективный план по ознакомлению детей с родным краем посредством изо деятельности. Который мы прилагаем к докладу в письменном виде

Для улучшения восприятия тем, мы вводили сюрпризные моменты: едем на автобусе, кукла. Так например, в гости к дошкольникам не раз приходила кукла Сардаана в национальном костюме. Ребята с большим удовольствием рассматривали ее костюм: теплую шубку, расшитые торбоса и рукавички, богато украшенный бисером и мехом головной убор.

Дети познакомились с предметами быта (чорон, кытыях, туесок), национальным музыкальным инструментом (хомус), национальной якутской одеждой и украшениями (малица, бастынга).

Надеюсь, что полученные в детском саду знания пригодятся ребятам в их дальнейшей жизни.

Необходимо и нам, взрослым, помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, способных поднять и восславить Россию.

Благодаря использованию различных форм и методов работы в процессе ознакомления дошкольников с родным краем, республикой, с ее народом, бытом и традициями, у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.

Свою статью хочу закончить строками неизвестного автора, посвященные Отчизне:

Пока здесь живопись живет,

И с нею музыка поет.

Не пропадет мечта твоя,

А с нею ты, а может я…

 

(строки посвященные  Отчизне)

 

Список использованной литературы:

1.     Серошевский В.Л. Якуты: «Опыт этнографического исследования». — 2-е издание; М.: 1993, 736 с.

2.     Захарова Агафья Еремеевна – «Якутский фольклор».-изд. «Сутгирь», 1993

3.     Тишина Т.П. – «Якутское народное и декоративно-прикладное искусство» — Якутск, 1993

 

 

×
×