Автор: Черпакова Наталья Сергеевна
«Пальчиковые игры с детьми ДОУ»
Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок, лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Игры с пальчиками — это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берет малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребенок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.
Дошкольный возраст — это тот период, когда ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации — прикосновения.
Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:
1.Сделать рывок в развитии речи, улучшить произношение и обогатить лексику;
2.Развивать внимание, терпение, умение концентрироваться на выполняемых действиях;
3.Развивать фантазию и проявлять творческие способности;
4.Играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;
5.Развивать память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений;
6.Ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения;
7.В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем овладение навыком письма.
Приемы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.
Традиционные:
—самомассаж кистей и пальцев рук
(поглаживание, постукивания подушечками пальцев, растирание, круговые движения по ладоням, разминание);
—игры с пальчиками с речевым сопровождением;
—пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
—графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
—предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;
—игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек;
—кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;
—игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
Нетрадиционные:
—самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;
—игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.
Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе этих игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.