Автор: Евгения Борисовна Швалева
РАЗДЕЛ 1.
Требования к современному уроку.
1. При проведении современного урока необходимо точно придерживаться программных методических требований с их творческим применением.
2. Необходимо строить урок с учётом реальных учебных возможностей класса.Как известно, абсолютно одинаковых классов не существует, поэтому методические рекомендации,помещённые в пособиях для учителей и рассчитанные на средний уровень подготовки учащихся,нужно «подгонять» к тому или иному классу.
3.Практически на каждый урок необходимо продумывать решения в обязательном единстве задач(образовательной,учебной и познавательной,воспитательной и развивающей).Целесообразно данное сочетание задач отметить в тематическом планировании на каждую тему и четверть.
4.Целесообразно также постоянно придумывать рациональтную структуру урока и его тему.Если этого не делать, то можно спровоцировать скуку. А это не будет способствовать успеху урока и,конечно,усвоению материала.
5.Необходимо выделять главное на уроке при обязательной взаимосвязи всех компонентов урока(всех видов урока).
6.Очень важно правильно намечать содержание и объём домашнего задания как закрепление материала урока и продумывать формы контроля за его выполнением. Контролировать выполнение домашнего задания обязательно, иначе учащиеся могут проигнорировать его в следующий раз,совершенно не осознавая весь вред своего поступка.
7.Целесообразно использовать различные средства обучения(индивидуальные,парные,групповые виды работы,иллюстрации, аудирование,чтение,письменные и устные формы, технические средства),чтобы разнообразить,оживлять течение урока, не вызывая тоску и утомляемость своих учеников.
8.При проведении урока также необходимо четко следовать замыслу и плану урока, и,вместе с этим,гибко лавировать, перестраивая урок,если что-то вдруг не идёт чётко по плану.
9.Учитель всегда должен стремиться к добровольному сотрудничеству с детьми,приобщать их к работе и ни в коем случае не унижать и не оскорблять.если что-то у них не получается.
РАЗДЕЛ 2.
Требования к структуре элементов урока.
1.Необходима точная разметка времени на отдельные виды и этапы урока,которую желательно продумать при поурочном планировании.
2.Необходимо определить место урока в системе уроков по данной теме.
3.Целесообразно определить тип и структуру урока(урок усвоения новых знаний,урок освоения навыков и умений,урок применения знаний,умений и навыков,урок обобщения и систематизации знаний,урок контроля и коррекции знаний,умений и навыков).
4.Необходимо тщательно продумать способы самостоятельной работы учащихся,обязательно ориентируясь на различные уровни подготовки учащихся.
5.Домашнее задание целесообразно давать,опираясь на средний уровень учеников.
РАЗДЕЛ 3.
Различные виды анализа урока.
I 1.Структура урока,его место в системе уроков по теме.
2.Тема,цели урока,задачи на отдельных этапах.
3.Правильное распределение времени.
II 1.Полнота и глубина повторения и проверки учебного материала.
2.Методика повторения и идифференциации знаний.
3.Занятость всего класса во время проверки знаний.
4.Объективность оценивания и её аргументация.
III 1.Объяснение нового материала.
2.Систематичность,доступность,соотношение в учебном материале главного и вторичного, второстепенного.
3.Соответствие материала образовательным,развивающимся и воспитательным задачам урока.
IV 1.Оснащённость урока различными наглядными пособиями и ИКТ.Целесообразность их применения.
2.Обоснованность применяемых методов.
3.Активизация познавательной деятельности учащихся.
4.Сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися.
5.Самостоятельная работа учащихся.
6.Методика контроля и учёта знаний учащихся в процессе изложения нового материала.
V 1.Отбор нового материала с формированием умений и навыков.
2.Самостоятельная работа при закреплении.
3.Обратная связь.Оценка ответов учащихся.
VI 1.Объём,характер,посильность домашнего задания.
2.Наличие и характер инструктажа.
3.Дифференцированность задания.
VII 1.Характер речи учителя,его стиля поведения,взаимоотношение с учащимися.
2.Уровень педагогических требований к работе с учащимися,к развитию их речи и мышления.
VIII 1.Подведение итогов урока,его результатов.
2.Выполнение намеченного плана урока.
3.Достижение образовательных,развивающих,воспитательных целей урока.
4.Количество знаний,умений и навыков учащихся.
РАЗДЕЛ 4.
Доминирующие причины неуспеваемости учеников в классе.
1.Низкий уровень навыков учебного труда.
2.Отрицательное влияние семьи,микросреды.
3.Большая утомляемость учащихся,перегруженных дополнительными нагрузками в секциях,музыкальной школе,в кружках и т.д.
4.Слабое развитие мышления.
5.Отрицательное отношение к учёбе.
6.Низкий уровень волевой воспитанности и недисциплинированности.
7.Очень большие пробелы в знаниях.
8.Другие причины.
Виды неуспеваемости можно разделить на устойчивые и кратковременные. В любом случаенеобходимо корректное и вместе с тем твёрдое и требовательноеотношение к учащимся с использованиемразличных приёмов привлечения их к учебной деятельности,дифференцируя объём задания и контроль за подготовкой с учётом причин отставания.