Памятка молодому учителю. Современный урок и его требования.

Автор: Евгения Борисовна Швалева

           РАЗДЕЛ 1.

  Требования к современному уроку.

1. При проведении современного урока необходимо точно придерживаться программных методических требований с их творческим применением.

2. Необходимо строить урок с учётом реальных учебных возможностей класса.Как известно, абсолютно одинаковых классов не существует, поэтому методические рекомендации,помещённые в пособиях для учителей и рассчитанные на средний уровень подготовки учащихся,нужно «подгонять» к тому или иному классу.

3.Практически на каждый урок необходимо продумывать решения в обязательном единстве задач(образовательной,учебной и познавательной,воспитательной и развивающей).Целесообразно данное сочетание задач отметить в тематическом планировании на каждую тему и четверть.

4.Целесообразно также постоянно придумывать рациональтную структуру урока и его тему.Если этого не делать, то можно спровоцировать скуку. А это не будет способствовать успеху урока и,конечно,усвоению материала.

5.Необходимо выделять главное на уроке при обязательной взаимосвязи всех компонентов урока(всех видов урока).

6.Очень важно правильно намечать содержание и объём домашнего задания как закрепление материала урока и продумывать формы контроля за его выполнением. Контролировать выполнение домашнего задания обязательно, иначе учащиеся могут проигнорировать его в следующий раз,совершенно не осознавая весь вред своего поступка.

7.Целесообразно использовать различные средства обучения(индивидуальные,парные,групповые виды работы,иллюстрации, аудирование,чтение,письменные и устные формы, технические средства),чтобы разнообразить,оживлять течение урока, не вызывая тоску и утомляемость своих учеников.

8.При проведении урока также необходимо четко следовать замыслу и плану урока, и,вместе с этим,гибко лавировать, перестраивая урок,если что-то вдруг не идёт чётко по плану.

9.Учитель всегда должен стремиться к добровольному сотрудничеству с детьми,приобщать их к работе и ни в коем случае не унижать и не оскорблять.если что-то  у них не получается.

           РАЗДЕЛ 2.

Требования к структуре элементов урока.

1.Необходима точная разметка времени на отдельные виды и этапы урока,которую желательно продумать при поурочном планировании.

2.Необходимо определить место урока в системе уроков по данной теме.

3.Целесообразно определить тип и структуру урока(урок усвоения новых знаний,урок освоения навыков и умений,урок применения знаний,умений и навыков,урок обобщения и систематизации знаний,урок контроля и коррекции знаний,умений и навыков).

4.Необходимо тщательно продумать способы самостоятельной работы учащихся,обязательно ориентируясь на различные уровни подготовки учащихся.

5.Домашнее задание целесообразно давать,опираясь на средний уровень учеников.

          РАЗДЕЛ 3.

  Различные виды анализа урока.

I 1.Структура урока,его место в системе уроков по теме.

2.Тема,цели урока,задачи на отдельных этапах.

3.Правильное распределение времени.

II 1.Полнота и глубина повторения и проверки учебного материала.

2.Методика повторения и идифференциации знаний.

3.Занятость всего класса во время проверки знаний.

4.Объективность оценивания и её аргументация.

III 1.Объяснение нового материала.

2.Систематичность,доступность,соотношение в учебном материале главного и вторичного, второстепенного.

3.Соответствие материала образовательным,развивающимся и воспитательным задачам урока.

IV 1.Оснащённость урока различными наглядными пособиями и ИКТ.Целесообразность их применения.

2.Обоснованность применяемых методов.

3.Активизация познавательной деятельности учащихся.

4.Сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися.

5.Самостоятельная работа учащихся.

6.Методика контроля и учёта знаний учащихся в процессе изложения нового материала.

V 1.Отбор нового материала с формированием умений и навыков.

2.Самостоятельная работа при закреплении.

3.Обратная связь.Оценка ответов учащихся.

VI 1.Объём,характер,посильность домашнего задания.

2.Наличие и характер инструктажа.

3.Дифференцированность задания.

VII 1.Характер речи учителя,его стиля поведения,взаимоотношение с учащимися.

2.Уровень педагогических требований к работе с учащимися,к развитию их речи и мышления.

VIII 1.Подведение итогов урока,его результатов.

2.Выполнение намеченного плана урока.

3.Достижение образовательных,развивающих,воспитательных целей урока.

4.Количество знаний,умений и навыков учащихся.

 

          РАЗДЕЛ 4.

Доминирующие причины неуспеваемости учеников в классе.

1.Низкий уровень навыков учебного труда.

2.Отрицательное влияние семьи,микросреды.

3.Большая утомляемость учащихся,перегруженных дополнительными нагрузками в секциях,музыкальной школе,в кружках и т.д.

4.Слабое развитие мышления.

5.Отрицательное отношение к учёбе.

6.Низкий уровень волевой воспитанности и недисциплинированности.

7.Очень большие пробелы в знаниях.

8.Другие причины.

Виды неуспеваемости можно разделить на устойчивые и кратковременные. В любом случаенеобходимо корректное и вместе с тем твёрдое и требовательноеотношение к учащимся с использованиемразличных приёмов привлечения их к учебной деятельности,дифференцируя объём задания и контроль за подготовкой с учётом причин отставания. 

×
×