Патриотическое воспитание дошкольников на логопедических занятиях

Автор: Иванова Наталья Викторовна

Патриотическое воспитание на логопедических занятиях.

 

В современных условиях социальным и государственным приоритетом становится воспитание человекагражданина. В детях необходимо развивать нравственную и эмоциональную отзывчивость, без которой невозможно полноценное становление человекапатриота. Патриотическое воспитание направленно на формирование и развитие личности, обладающей качествами патриотагражданина Родины и способной выполнять гражданские обязанности.Первые чувства гражданственности и патриотизма, доступны ли они малышам? Как же объяснить детям, воспитанным на заморских играх и фильмах, для чего она любовь к Родине? Задача педагогов пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать гражданином общества.

Патриотическому воспитанию в детском саду уделяется достаточно внимания. Эта тема коснулась и всех узких специалистов ДОУ, в том числе и логопедов.

Согласно календарнотематическому планированию для детей с нарушениями речи проводятся логопедические занятия, где дети осваивают и закрепляют лексические темы, среди которых есть темы, направленные на патриотическое воспитание.

Тема: «Дружба. День народного единства». Формируем у детей понятие о том, что значит уметь дружить, устанавливать дружеские отношениядаем  представление о празднике День народного единства России. Расширяем  знания детей о праздниках России, о ее символике: флаг, герб, гимн. Знакомим  с главным городом (столицей) России Москвой! Воспитываем любовь и чувство гордости за свою Родину.

Тема: «Наш дом Южный Урал».  Расширяем знания о жизни людей, живущих на Южном Урале, их обычаях, традициях, фольклоре. Знакомим с национальной одеждой народов Южного Урала. Даём  представление о национальных жилищах татар, башкир, русских. Приобщаем  детей к играм народов Южного Урала. Воспитываем  чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру.

В теме «Мамин день. Семья» — формируется представление о родственных отношениях в семье. О любви и уважении внутри семьи, к старшему поколению, родному дому, к маме, подарившей жизнь.

Тема «Космос» у детей формируется уважение к покорителям космоса, чувство гордости за своё Отечество, т.к. первым полетел в космос Советский космонавтЮрий Гагарин. У детей возникает желание быть такими же смелыми, сильными, выносливыми, исследовать новое.

Тема «Защитники Отечества» помогает формировать у детей чувство гордости за достижения своей страны, народа. Воспитываем чувство уважения и благодарности к людям защищающих Родину, за их мужество и отвагу.

Тема: «Праздник весны и труда». Закрепление знаний детей о празднике Весны и труда как общественном событии России. Расширение представлений о труде взрослых, о значении их труда для общества. Воспитание уважения к людям труда.

Особое внимание уделяется темеглавного праздника для нашей страны «День Победы». Очень важно сформировать у детей уважение к героям Великой Отечественной войны, к Победе нашего народа над врагом. Вызвать у детей глубокую благодарность к ветеранам войны. Эта ниточка, которая связывает в нашей стране поколение за поколением. Это особенно  важно в наше  непростое время, когда стараются переписать историю и очернить подвиги нашего народа. Нужно быть особенно внимательным к тому, какого характера информация доходит до наших детей.Необходимо ещё до школы сформировать у детей первоначально достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем.

В отборе познавательного материала, учитываем возрастные особенности восприятия и социальную подготовленность ребёнка.

Речь является важным средством в познании окружающего мира. На логопедических занятиях работаем над системой развития речи на материале , в том числе перечисленных выше тем. Развиваем речь в следующих направлениях:

·                 правильное звукопроизношение;

·                 лексикограмматический строй речи;

·                 развитие фонематического анализа и синтеза;

·                 обогащение словарного запаса детей;

·                 развитие связной речи.

Развитие правильного звукопроизношения.

В данном направлении по вышеуказанным темам подбираются специальные задания и упражнения (чистоговорки, пословицы, речевые и пальчиковые игры). Например:

АШААШААША Россия родина наша; ЕЧЬЕЧЬЕЧЬРодину будим беречь; ТРУТРУТРУ защитим страну и т. д.

На занятиях решаются речевые задачи автоматизация звукопроизношения,развитие  памяти и внимания, мелкой моторики.

Развитие лексикограмматического строя речи.

Используются логопедические игры, например

«Посчитай медали, правильно согласуя слова»,- согласование числительных с существительными;

«Назови ласково»звездазвёздочка, солдатсолдатикотработка уменьшительноласкательных суффиксов существительных.

Словообразование: границапограничник, кавалериякавалерист и т.д.

Преобразование прилагательных от существительных: словосолдат( кашасолдатская.(какая?) ременьсолдатский (какой?), сапоги солдатские (какие?)

Глагоды(действие предмета) летчик летает; солдат защищает, пограничник охраняет.

Развитие фонематического анализа и синтеза

«Отгадай, какое слово прячется?», «Расшифруй слово»подбор слов к звуковым схемам слов и мн.другое.

Обогащение словарного запаса детей.

Подбираем словасинонимы( Родина отечество, Отчизна); Защитник отечества (солдат, воин, боец); Расширяем словарный запас: подвиг, Победа, героический поступок, ветеран и т. д.

Развитие связной речи.

Работая над развитием связной речимы закрепляем с детьми новые слова. Строим с ними фразы и предложения. Учимся составлять рассказы по сюжетной картинке, по мнемотаблице. Например, составляем рассказ по картинке «Ветераны» , с наводящими вопросами, делаем вывод. Закрепляем понятие «Мир строит, война разрушает».

Таким образом на своих занятиях узкие специалисты ДОУ создают условия, которые способствуют правильному формированию нравственнопатриотических чувств ребенка дошкольного возраста.

Чем мы можем гордиться, так это своей историей. Нам хочется пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.

Наши дети должны продолжать славную историю России. Сегодня мы готовим их к этому!

 

 

×
×