Патриотическое воспитание дошкольников в работе учителя-логопеда

Автор: Микрюкова Юлия Николаевна

 

 Патриотическое воспитание дошкольников в работе учителя-логопеда

 

Микрюкова Ю.Н., учитель-логопед

МБДОУ детского саду № 41

 

«…Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте.

И такой фундамент – это патриотизм…»

Владимир Путин

 

          В наши дни, проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом  основа жизнеспособности любого общества, государства и преемственности поколений. 

Патриотическое воспитание дошкольника

          Дошкольный возраст – лучший период для начала формирования первых чувств патриотизма, в этом возрасте происходит становление личности ребенка. Патриотическое воспитание требует  комплексного подхода: создание развивающей среды, использование различных видов детской деятельности и вовлечения всех педагогов, работающих с ребёнком.

          В работе учителя-логопеда задачи патриотического воспитания дошкольников занимают одно из важных мест. Дети с нарушениями речи испытывают значительные трудности в речевой деятельности, что вызывает сложности в их социальной адаптации. Поэтому стараюсь, как можно раньше пробудить в ребёнке, столкнувшемся с проблемами речевого характера, сформировать у него черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.

От теории – к практике.

Работа, по воспитанию чувства патриотизма, начинается с составления тематического плана. Например, в феврале дети знакомятся с темой «Защитники Отечества». На занятиях воспитываются чувства уважения, благодарности и любви к людям, защищающим Родину. Словарь детей пополняется новой лексикой, обозначающей название военной техники, военных профессий; словами-синонимами – Отечество – Отчизна – Родина и т.д. Также дети учатся образовывать существительные, обозначающие воинов — защитников различных военных профессий – море — моряк, космос – космонавт, граница – пограничник и др. На занятиях мы с детьми заучиваем стихи о защитниках Отечества, воспитатели читают рассказы и баллады о солдатах войны. Дети рассказывают об их родных и близких людях, защищающих  нашу Родину.

Считаю, что в ребенке нужно возбудить интерес к истории страны и чувство гордости за национальные победы, и тогда у ребёнка проявиться чувства сопричастности и уважения к своей родине, поэтому в мае обязательно включаю в тематический план тему «День победы». Дети приносят фотографии близких людей и с опорой на них, составляют рассказы, учатся задавать вопросы и отвечать на них. Педагоги группы знакомят воспитанников с прозой и стихами, видео – презентациями, мультфильмами, посвящёнными этой трогательной теме. После чего, обязательно, проводим тематические беседы, что является неотъемлемой  частью коррекционной работы с детьми с ТНР.

Первая неделя весны всегда посвящена теме «Женский день». На занятиях прививается чувство уважения и любви к маме, бабушке, сестренке, дошкольники узнают много нового о женских профессиях.

Основной лексической темой является «Мое Отечество – Россия». В процессе изучения которой, определяется  сформированность представлений у дошкольников о стране, в которой он живёт, её столице, истории, достопримечательностях и известных людях.

Любить Родину — значит знать ее, и прежде всего, это касается  малой Родины. Необходимо показать ребенку, как прекрасен город, в котором он живёт, что он славен своей историей, традициями. Познакомить с достопримечательностями и памятниками родного города, его выдающимися жителями.  Поэтому  одной из важных тем, в процессе патриотического воспитания,  является тема «Воткинск — наш родной город» На занятиях дети с большим удовольствием узнают знакомые объекты, радуются, увидев их, в результате чего,  возрастает речевая активность детей, расширяется и обогащается словарь.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь и помогает, в дальнейшем, с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.  Для этого необходимо знакомить детей с народными промыслами края, народными умельцами, живущими на территории не только нашего города, но и в разных уголках Удмуртии. Поэтому обязательно включаю в тематический план тему «Удмуртия — наш край родной». Ежегодно в нашем образовательном учреждении проводится праздник посвященный дню государственности Удмуртской республики, к которому дети заучивают стихи, песни, игры с элементами удмуртской культуры. С тематикой родного края тесно переплетены такие темы, как «Семья», «Времена года», «Транспорт», «Домашние животные», «Дикие животные» и другие. Опираясь на лексический материал недели, подбираю дидактические игры, лексико-граматические упражнения,  чистоговорки.  А вовлечение ребят в продуктивную деятельность по определенной теме (лепка, рисование, ручной труд и др.) позволяет закрепить  лексический материал по теме недели.

 Тематическое планирование позволяет не только воспитывать чувство патриотизма у дошкольников с нарушением речи, но и решать коррекционно-образовательные задачи: развивает связную речь, формирует лексико-грамматические категории, фонематическое восприятие, звукопроизношение, слоговую структуру, развивает и совершенствует психологическую базу речи.

          Воспитывая у детей любовь к своему городу и родному краю, необходимо подвести их к пониманию, что их малая родина — это частица большой Родины, их страны — России.

 

 

 

 

 

 

  

 

×
×