Автор: Гарбар Юлия Алексеевна
Учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №1 города Новоалтайска
Алтайского края»
Гарбар Ю.А.
Публикация на тему:
«Патриотическое воспитание младших школьников
посредством классных часов «Разговоры о важном»»
«Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте.
И такой фундамент – это патриотизм».
В.В.Путин
Актуальность патриотического воспитания подрастающего поколения всегда являлась одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Отечеству. В начальной школе у детей закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя как часть общества. Данный этап в жизни маленького человека является особо значимым в воспитании будущего гражданина своей Родины.
В начальной школе содержание гражданского образования должно реализовываться как на уроках, так и в рамках внеурочной деятельности, например, такой как «Разговоры o важном». Это цикл еженедельных внеурочных занятий, построенных с учетом необходимости соблюдения единства образовательного пространства. Вне зависимости от региона проживания каждому обучающемуся доступен интересный, просветительский контент, основанный на традиционных ценностях Российской Федерации. Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.
В статье я представляю опыт работы на классных часах в рамках реализации курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном».
Существуют три функции классного часа: просветительская, ориентирующая, направляющая.
Просветительская функция заключается в расширении знаний учащихся о событиях, происходящих в городе, стране, мире, расширении знаний в области человеческих отношений и т. д. Темой обсуждения может стать то, что является актуальным и для данного возраста, и для миропонимания. Объектом рассмотрения может стать любое явление жизни.
Ориентирующая функция находит своё отражение в формировании у обучающихся определенных отношений к окружающей действительности, в выработке у них определенной иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительская функция помогает знакомиться с миром, то ориентирующая помогает оценивать мир. Она неразрывно связана с просветительской. Нельзя ученику передать отношение к объекту мира, с которым он незнаком. Невозможно привить любовь к Родине тому, кто не знает ее красоты. Не удастся развить уважительное отношение к народному искусству без ознакомления с ним. Будут бесплодными попытки воспитать любовь к своим корням, своему народу без изучения истории своей семьи, своей страны, своего народа.
Направляющая функция классного часа помогает перевести разговор о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону воспитанников, на их поведение, на выбор жизненного пути, на постановку жизненных целей, патриотических ориентиров.
Чаще всего классный час одновременно и просвещает, и ориентирует, и направляет. Одной из тем нашего классного часа в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Разговоры о важном» стали традиционные семейные ценности — «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Целью проведения было раскрытие роли семьи в жизни каждого человека. Мною было обращено внимание младших школьников на значение слова «семья». Беседа способствовала формированию представлений о жизненном идеале семьи, привитию навыков осмысления семейных ценностей, традиций, а также развитию интереса к родословной своей семьи. Это реализация просветительской функции.
Я предложила учащимся ответить на вопросы: «Что для тебя семья?», «Какие традиции характерны для вашей семьи?», «Есть ли правила, которые вы соблюдаете в своей семье? Почему это важно?», «Считаешь ли ты свою семью счастливой?», «Опиши семью, которую ты хотел бы иметь в будущем». Младшие школьники рассказывали о своих семьях, опираясь на заранее подготовленный коллаж с фотографиями. Выступления получились «живыми» и эмоциональными. В ходе классного часа я также применила методику «Незаконченные предложения». Детям нужно было завершить фразу: «свет в окнах моего дома – это…», «мои родители – это…», «радость в моей семье – это…», «горе моей семьи – это…», «вдали от родного дома я буду вспоминать…», «мне не хватает в семье…», «я бы хотел, чтобы в моей семье было…», «я люблю свою семью, потому что…». Это демонстрирует направляющую функцию классного часа.
Проанализировав ответы учащихся, я выявила мысли и переживания детей по заявленной теме, а также наметила проблемные вопросы для родительских собраний и индивидуальных бесед.
Продуктом нашей работы стал семейный дом, который мы построили из карточек со словами: терпение, трудолюбие, любовь, взаимопонимание, верность, доброта, дети, ответственность, забота, честность, дружба, прощение, взаимопонимание, долг, материальный достаток, уважение, самопожертвование, порядочность, лень, зависть, злость. Важно было определить, что пойдет в фундамент, что может стать стенами и крышей, а что лучше вообще не использовать для модели. Здесь нашла своё отражение ориентирующая функция.
Я считаю, что проведение классного часа «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» способствовало формированию у первоклассников нравственно-этической ориентации. А именно: построение системы нравственных ценностей, оценивание понятий, событий и действий с точки зрения моральных норм, формирование эмоционально-нравственной отзывчивости.
Патриотическое воспитание должно носить систематический характер. Важно помнить, что патриотизм применительно к детям начальной школы определяется, как потребность участвовать в делах на благо окружающих людей, наличие качеств сострадания, сочувствия, собственного достоинства, осознания себя частью окружающего мира. В связи с этим, в опыте моей работы есть также классные часы: «Твори добро, ибо ты Человек!», «Святое слово — мама», «Ко дню пожилого человека». Их целями и задачами является формирование у младших школьников заботливого и уважительного отношения к старшему поколению, семье; развитие культуры взаимоотношений; понимание традиций, культуры и истории своего народа.
Таким образом, классный час — это основная форма воспитательной работы, ее ядро, так как приучает видеть за своими действиями и делами отношение к обществу, людям; осознавать социальную направленность дел, переводя их из позиции предметной конкретности («собрать макулатуру», «посадить деревья», «вымыть парты и стены») на позицию социальную («помочь природе (стране)», «украсить землю», «беречь школу»). Именно так происходит «рождение» социально-активной личности младшего школьника, гражданина, патриота своей страны.