«Патриотическое воспитание на уроках истории»

Автор: Дорошева Ольга Ивановна

Тема № 2  «Патриотическое воспитание на уроках истории»

Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились типы молодежных организаций, содержание информации, подаваемой в средствах массовой информации. Вследствие этого выдвигаются новые задачи по формированию у подрастающего поколения высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важная роль отводится патриотизму.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью воспитания в целом, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан России высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей.

В концепции подходов к патриотическому воспитанию при изучении истории  в свете последних разработок лаборатории теории и методов воспитания включены следующие пути:

1) интеграция предметов гуманитарного цикла;

2) углубленное изучение исторического материала на основе современных исторических исследований и их философского анализа;

3) актуализация  исторических событий с явлениями и проблемами современного мира;

4) теоретическая обоснованность активизации  деятельности учащихся в процессе исторического познания, в развитии исторического мышления, сознания, исторической памяти.

Сегодня воспитание становится органичной составляющей  педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Одним из основных факторов патриотического воспитания в школе является изучение истории, так как педагог-историк   на основе мощного использования воспитательного потенциала истории России имеет уникальную возможность активно воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма и преданности Родине.

Наблюдается проблема, когда при изучении истории у части учеников, за период учебы в школе, складывается стереотип: история — это исторические даты, события и деятели. Эта проблема находит свое решение в том, что в основе патриотического воспитания на уроках применяется системный и комплексный подходы.

Следовательно, важными факторами воспитания являются формирование индивидуально-личностного отношения школьников к изучаемым историческим темам, к историческим событиям, известным военным, государственным деятелям, применение активных форм, методов и приемов для стимулирования познавательной, творческой деятельности, углубление знаний учеников, наполнение знаний новым качественным содержанием.

 Традиционной и ведущей формой проведения уроков в старших классах является школьная лекция. Это эффективная форма при изучении нового материала, так как позволяет рассмотреть большой объем исторических событий или даже содержание целого исторического периода. Важно, чтобы лекция не превратилась в односторонний поток информации, льющийся на учеников, который они уже через 25-30 минут перестают воспринимать. В начале каждого такого урока считаю необходимым подчеркнуть не только важность и актуальность темы, но и вызвать к ней интерес своих учеников, я называю это — «продавать интерес». При изучении темы «Россия в период смуты» стоит только сказать, что эта эпоха породила столько тайн и загадок, что ученые до сих пор бьются над ними, как у детей загораются глаза. Упоминание о том, что к Советско-Германскому пакту 1939 года, о котором писали все газеты, были приложены секретные протоколы, являющиеся государственной тайной и ставшие достоянием общественности только спустя 60 лет, вызывает у ребят немедленное желание узнать, что же это такое секретное столько лет охраняла наша государственная машина от своего народа. Эти простые приемы, рассчитанные на природное человеческое любопытство, всегда дают ожидаемый результат. Но они обязательно должны опираться на реальные факты, а не являть собой дешевые рекламные псевдоисторические трюки современной прессы.

Создание на уроке атмосферы загадочности, открытия некой исторической тайны формирует у подростков стойкий интерес к историческим событиям, их значимости для современников и следующих поколений.

Любая лекция значительно выигрывает, если слова учителя подтверждаются иллюстративным материалом. Сегодня в качестве иллюстрации я стараюсь использовать не только картины и слайды, но чаще презентации и видеофильмы. Использование видеоматериалов не только украшает урок, но делает информацию более доступной, привлекательной, запоминающейся. На уроке в 10 классе по теме «Культура России XVI века» смотрим фильм «Московский Кремль» из серии «Чудеса, созданные руками человека». Перед началом фильма говорю: «Это очень красивый фильм, вы это увидите, но авторы допустили одну ошибку, попробуйте заметить ее». На экране чудесная панорама Кремля, диктор рассказывает об истории его создания, мы путешествуем по кремлевским залам, соборам. «Любовью и гордостью наполняется сердце каждого русского человека при виде чудесных храмов, мощных кремлевских башен. Это символ веры, символ Отечества и государства Российского!» — звучит с экрана. И эти слова совсем не кажутся здесь лишними. Слишком уж величественно и прекрасно то, что мы видим. На лицах ребят — ни одной пренебрежительной усмешки, ни одного скучающего взгляда. Конец фильма — всеобщий вздох восхищения.

— А ошибку заметил кто-нибудь? Куда там. Все забыли.

— Давайте еще раз посмотрим, — предлагает кто-то.

Смотрим только небольшой фрагмент. «В этом зале, — вещает диктор, -грозный царь убил своего сына Дмитрия»

— Неправильно. Не Дмитрия! Сына-то звали Иваном.

Удивляются, что авторы допустили такую грубую ошибку. Объясняю, что фильм снимали иностранцы, их потрясла красота и могущество нашего Кремля, а вот на такие тонкости они просто не обратили внимания. Но главное не это, а то, что на этой кассете, посвященной величайшим достижениям мировой цивилизации, авторы представили самые ценные и значительные творения, такие как Эйфелева башня, статуя Свободы, Великая Китайская стена и наш Московский Кремль.

— Что это значит, по-вашему?

— Значит, что наш Кремль — это ценность не только для русских, но и для всего человечества! — Отвечают мои десятиклассники.

— Вот именно. И не только Кремль, вся наша страна с её великой историей и культурой — неотъемлемая часть мировой цивилизации.

В глазах учеников видно осознание значимости увиденного и гордость. На уроках мы смотрим хронику Первой мировой войны, разгон Учредительного собрания, стройки первых пятилеток, коллективизацию по-сталински, подвиг России во Второй мировой войне и многое другое. Ведь, как известно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Разумеется, включение в урок видеоматериалов должно быть оправданным, органично входить в логику рассказа учителя и быть не просто иллюстрацией, но и заставлять мыслить, задавать вопросы, ставить проблему. Мне кажется, методика использования видеофильмов на уроке еще ждет своего исследователя.

Уроки истории обязательно предполагают работу учащихся с историческими источниками. Обычно это исторические документы. Методика работы с ними должна быть в арсенале каждого учителя. Но, кроме того, считаю целесообразным привлекать в качестве исторического источника и некоторые образцы художественной и публицистической литературы, прежде всего те, которые не включены в школьную программу по литературе.

Привлечение художественной и публицистической литературы усиливает нравственный аспект уроков истории, показывает влияние исторических событий на конкретные человеческие судьбы, как бы оживляет историческую эпоху.

Разумеется, передача знаний различными способами и приемами — это только часть исторического образования, не менее важна и другая сторона. 

×
×