Автор: Воронкова Ирина Александровна
Патриотическое воспитание обучающихся во внеурочной деятельности
Бараева Надежда Геннадьевна, учитель истории,
МБОУ «СОШ № 27» г. Белгорода
Воронкова Ирина Александровна, учитель математики,
МБОУ «СОШ № 27» г. Белгорода
Люшненко Анастасия Андреевна, учитель математики,
Шевырева Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 27» г. Белгорода
Сам учитель должен быть искренним и убежденным патриотом и уметь не проповедовать любовь к Родине, а увлекательно исповедовать и доказывать ее своими делами, полными энергии и преданности. Учитель — первый патриот в школе. Если этого условия нет, то за воспитание патриотизма лучше не браться.
Любовь к Родине — чувство во многом, как говорил русский философ Иван Ильин, инстинктивное. Поэтому нужно пробуждать в молодом человеке дремлющий патриотизм. Именно пробуждать, но не навязывать. Ни полюбить, ни разлюбить Родину по приказу невозможно.
Одной из важных и значимых направлений для сегодняшнего поколения является патриотическое воспитание. Ведь современные психологи, медики, педагоги отмечают все возрастающие по масштабу такие черты характера подрастающего поколения как негативизм, депрессии, агрессивность, чувство незащищенности. Дети не могут найти нравственную точку опоры, чтобы «держать» равновесие, устойчивость в современной российской действительности. Чувство патриотизма может стать такой точкой отсчета формирования адаптированной, социально востребованной личности. И на помощь нам приходит «Смотр строя и песни», посвященный Дню защитника отчества, где каждый класс представляет определенный род войск, исполняет песню, строевые команды, командиры сдают рапорты, все это проходит в торжественной обстановке.
Академик Д. С. Лихачев писал: «Патриотизм — это благороднейшее чувство. Это даже не чувство — это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа…». Иными словами, между культурой и патриотизмом есть диалектическая взаимосвязь: формируя патриота, мы формируем культурного человека. Чем выше культурный уровень ребенка, тем богаче чувство патриотизма.
Мы считаем, что чувства гражданственности и патриотизма, общей истории и судьбы, исторической связи юных граждан России с прошлыми и будущими поколениями, рожденные в детском сознании во внеурочное время, с годами прорастут в осознанные убеждения, принципы и ценности нового поколения российских граждан и станут необходимым ресурсом прочности и стабильности нашего многонационального российского общества.
Литература:
1. Алиева, А. С. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников: методология, теория, практика : монография / А. С. Алиева. – Махачкала : ДГПУ, 2023. – 295 с. – ISBN 978-5-88045-297-2. – URL: https://e.lanbook.com/book/406949 (дата обращения: 16.09.2024). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей. – Текст : электронный.
2. Астраханцева, Т. Н. Гражданское и патриотическое воспитание : учебно-методическое пособие / Т. Н. Астраханцева. – Чебоксары : ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2022. – 35 с. – URL: https://e.lanbook.com/book/354305 (дата обращения: 16.09.2024). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей. – Текст : электронный.
3. Беляева, М. В. Подходы к диагностике уровня сформированности патриотических чувств личности / М. В. Беляева. – Текст : непосредственный // География в школе. – 2022. – № 8. – С. 18-23, 61 : 4 табл. – Библиогр.: с. 23, 61 (18 назв.). – ISSN 0016-7207. Раскрыты подходы к пониманию понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание», дано описание структуры и уровней формирования патриотизма. Материалы могут быть интересны учителям-предметникам, классным руководителям, зам. директора школы по воспитательной работе. Место хранения: ОПИ
4. Бобылева, Т. Н. Общешкольный классный час «Урок России» / Т. Н. Бобылева. – Текст : непосредственный // Классный руководитель. – 2020. – № 3. – С. 95-98. – ISSN 1996-1790. Место хранения: ОУООПН-ЧЗ 10