Автор: Шустикова Светлана Сергеевна
Интегрированное познавательное занятие
по воспитанию гражданственности у дошкольников.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие
Тема: «Мой Дом Южный Урал»
Возраст детей: Старший дошкольный возраст
Цель: прививать любовь и интерес к богатой природе Урала, гордость за свою малую Родину.
Образовательные задачи:
— познакомить с историей, культурой родного края Южного Урала;
— углубить знания детей о природных особенностях Южного Урала (растительном и животном мире, полезных ископаемых);
— совершенствовать навыки речевого общения, умение выражать своё мнение;
— способствовать развитию у детей логического мышления, воображения, внимания, памяти, развивать наблюдательность;
— развивать патриотическое воспитание, умственное: формируется познавательный интерес к окружающему миру;
— познакомить детей с уральским писателем Павлом Бажовым;
— вызвать желание работать с нетрадиционным материалом соленым тестом;
— воспитывать бережное, уважительное отношение к природе местного края.
Методы и приемы: практический (экспериментирование, моделирование), наглядный (картины, портрет, схем,), словесный и игровой (инсценировка легенды),
Оборудование и материалы: презентация, музыка к физминуткам, мини музей «Уральских камней», соленое тесто зеленого цвета, доски для лепки, стеки, влажные салфетки.
Предварительная работа: беседы о родном крае, в котором проживаем. Знакомство с заповедниками Южного Урала. Познакомить детей с полезными ископаемыми, самоцветами и камнями края. Чтение произведений П. Бажова «Каменный цветок», «Хозяйка Медной горы», «Уральский мастер». Знакомство с поэтом Р. А. Дышаленкова и её стихотворениями о Южном Урале.
Ход занятия.
1 часть. Вводная
В.: Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие по родному краю. Вы согласны?
(выслушивает ответы детей)
Кто знает, как наш край называется?
(выслушивает ответы детей)
В.: Верно, Урал.
На Урале самоцветы,
Самоцветен весь Урал.
Я хочу, чтобы об этом Ты немного тоже знал.
Р. А. Дышаленкова
Верным помощником в нашем путешествии нам будет карта — маршрут
Слайд 2
2 часть. Основная
В.: Итак, отправляемся в путь. Отгадайте загадку:
Оно весной нас веселит,
А летом жарким холодит.
Осенью питает,
Зимой согревает.
Что это такое?
(выслушивает ответы детей)
Слайд 3
Правильно, это дерево. Как красивы уральские леса.
Слайд 4
Посмотрите, первая остановка на нашей карте — «Лесная». А знаете ли вы, какие деревья растут в наших лесах? (ответы детей).
Красива уральская природа в любое время года!
Слайд 5
Люди нашего края любят и берегут природу. Даже создают заповедники.
Что такое заповедник?
(выслушивает ответы детей)
Ребята, а вы знаете, что не далеко от г. Магнитогорска, есть заповедник. Главное богатство этого заповедника — минералы.
Посмотрите, карта приглашает нас продолжить путешествие. Давайте угадаем, как называется следующая остановка?
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки,
Глядятся в него молодые березки,
свои перед ним поправляя прически,
и месяц и звезды – все в нем отражается
Как это зеркало называется?
(выслушивает ответы детей) (озеро)
Слайд 6
Правильно, следующая остановка «Озерная». Недаром она так называется. На Южном Урале очень много озер. Все они красивые и у них очень интересные названия.
Слайд 7
Настоящей жемчужиной Южного Урала можно назвать озеро Тургояк. Это одно из самых чистых и прозрачных озер планеты.
А вот «Кисегач» в переводе с башкирского значит «разрезать лес». И, действительно, зеркальная гладь озера рассекает заповедные леса. Говорят, вода в озере настолько чиста и целебна, что даже звери приходят сюда заживлять свои раны.
Нет на Южном Урале ни одного похожего озера, каждое по-своему примечательно. Например, озеро Большое Миассово самое холодное
Слайд 8
А, Еловое самое теплое
Слайд 9
Расположенное всего в нескольких километрах от него, самое теплое озеро Южного Урала. Первые русские поселенцы, преодолевшие Поясной камень (как тогда называли Уральские горы) сразу заметили прекрасное озеро, что по- башкирски звучит как Чебаркуль.
Слайд 10
А кто еще знает чем прославилось озера Чебаркуль?
(выслушивает ответы детей).
Совершенно верно, 15 февраля 2013 года, в Челябинской области упал метеорит. Люди, живущие там видели очень яркий шар, который пролетел по небу, и после него остался белый дымный след.
Слайд 11
Карта зовет нас дальше
Следующая остановка — «Горная»
Слайд 12
Наш край называется по имени горы Урал. Давайте мы с вами послушаем легенду «Как возникли Луна и Уральские горы»
(по показу воспитателя с детьми проводится физминутка-инсценировка).
«Давным-давно было на небе 2 солнца. (Поднять руки вверх, с широко расставленными пальцами, покачивая из стороны в сторону)
И очень страдали от этого люди. Не в силах спать от постоянного света (Закрыть глаза ладонями и покачивать головой из стороны в сторону),
сказал один бай: «Кто сможет сбить выстрелом одно из двух солнц, получит в жены мою дочь, а еще и богатства» (Имитация движений выстрелов из лука).
После этого стали собираться меткие стрелки, но никому из них не удавалось сбить солнце. Одним из последних приехал батыр по имени Урал (Сжать ладони в кулак имитируя позу силача).
Взял он свой лук, наложил а него алмазную стрелу, натянул, все зазвенело и загудело (Руки на пояс, ноги на ширине плеч, повороты в стороны).
От звука того обрушились горы и замерли в своем течении реки (Присесть).
А стрела угодила прямо в одно из солнц и разбила его на две части. «Ай! – закричал весь народ (Поднять руки вверх и стать на носочки).
Одна половинка солнца осталась висеть на небе, а другая упала на землю и превратилась в большую гору (Присесть), богатую всякими сокровищами. Из-за того, что люди закричали «Ай!», одну часть расколотого солнца стали называть Ай – месяц, а гору, которая образовалась из второй половинки стали называть по имени богатыря – Урал (Встать и похлопать в ладоши)».
Ребята, посмотрите, кто-то оставил для нас красивую шкатулку. Давайте в нее заглянем
Слайд 13
На экране появляется изображение шкатулки, и воспроизводиться звукозапись
Слайд 14
«Здравствуйте, ребята. Я — Хозяйка Медной горы. Давно я за вами наблюдаю. Вижу, что вы, ребята, хотите побольше о родном крае узнать, на чудеса земли Уральской посмотреть. Могу я показать вам свои сокровища.
Слайд 15, 16, 17, 18, 19
Откуда этот камень — самоцвет.
То розовый, то красный. то зеленый,
Запечатлевший нежность радуг след,
Лазурь небес и плеск воды студеной‘?
Откуда этот ветер смоляной?
Откуда этот гордый звук металла,
Как музыка летящий над страной?
С железных гор, от быстрых рек, с Урала.
Какие несметные богатства таит в себе земля Уральская. Посмотрите, как много здесь камней. Предложить посмотреть коллекцию камней.
В.: Скажите, а где вы можете встретить камни? (выслушивает ответы детей) Верно,
Ребята, а ведь не только самоцветами славиться Уральские горы.
Слайд 20
Подземные кладовые Уральских гор богаты разными полезными человеку камнями — полезными ископаемыми. Давайте повторим — «полезные ископаемые».
Дети отвечают на вопросы воспитателя: Какие полезные ископаемые вы знаете? Как они помогают человеку?
Слайд 21
Верно, простой уголь — это тепло в наших домах, гранит, мрамор и известняк — надежные помощники строителей.
В: ребята, а сейчас я приглашаю вас в путешествие. Повторяйте за мной:
Слайд 22
Мы идем цветущими лугами (ходьба на месте)
И цветов букеты соберем (наклоны вперед)
Где-то за высокими горами (поднимаем руки вверх)
Ручеек по камушкам пройдем (ходьба на носках)
Если встретятся овраги, мы овраги обойдем (ходьба шаг назад)
Если встретятся коряги, над корягой мы пройдем (ходьба с высоко поднятыми коленями)
Шаг за шагом потихоньку (ходьба на носках)
Дружно в сказку попадем (обычная ходьба на месте).
А еще в подземных кладовых есть особые, очень красивые камни.
Слайд 23
Потому то и ценились они издавна людьми. Называются они драгоценными.
Человек научился обрабатывать эти камни и делать из них необыкновенной красоты вещи.
Слайд 24
Своим мастерством человек оживляет камни и вот уже перед нами стройное деревце, маленькая черепашка или резная шкатулка. Не зря родились уральские сказы «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок». «Серебряное копытце» и многие другие.
А кто написал эти сказы?
Д: Павел Бажов.
Слайд 25
В: совершенно верно. Я предлагаю вам стать мастерами горного дела, и смастерить подарки Хозяйке Медной горы и отправить их посылкой в знак внимания!
Я приглашаю вас в мастерскую. Три раза обернись в мастерской окажись. Предлагаю вам сделать каменный цветок, но не из камня, а из солёного теста. Карта схема, на которую вы должны опираться вы видите на экране. Возьмите тесто в руки, вы видите, как оно легко поддается вашим рукам, как же мы будем делать украшение, смотрим внимательно на мои руки, лепим 2 колбаски не сильно тонкие, средней величины, затем переплетаем их между собой, получается плетеная косичка, которую мы соединяем. Конец нашего соединения мы закроем цветком, цветок лепим из лепестков и серединки, каждый лепесток прикрепляем к серединке, вот какой красивый цветок у нас получился. Положим его на нашу косичку, закроем шов соединения.
В: дети, покажите, что у вас получилось, посмотрите, вы стали настоящими мастерами.
Слайд 26
В: Посмотрите, наша карта показывает, что нам пора возвращаться. Но прежде, чем мы отправимся в обратный путь, давайте вспомним, на каким станциях мы побывали. Вот и закончилось наше путешествие по нашему родному краю.
(Ответы детей).
Итог: Вы узнали много нового и интересного, хорошо потрудились. Расскажите мне, что вам понравилось, и было интереснее всего?
Литература:
1. Наш дом – Южный Урал// Программа воспитания и развития детей под ред. Бабуновой Е. С. – Челябинск: Взгляд, 2005. – 239 с.
2. https://my—ishing.org.ru/publ/obshhij_razdel/ozera_i_vodoemy_juzhnogo_urala/139-1-0-573
3. Э. Х. Рахимов. Чебаркульский край. – Чебаркуль. 2004. – 200 с.