Педагогические качели «Физкультурно – оздоровительная работа в ДОО»

Автор: Стогова Наталия Викторовна

Актуальность: Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Приобретаются привычки, представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Федеральные государственные образовательные стандарты нацеливают содержание образовательной области «Физическое развитие» на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих задач:

— развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации)

— накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями)

— формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Дошкольное учреждение должно обеспечить детям возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни.

Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни одна из первостепенных задач детского сада.

Физкультурно-оздоровительная работа — это комплекс мероприятий, проводимых сотрудниками образовательного учреждения, направленных на укрепление и сохранение физического и психического здоровья и оздоровление организма ребенка.

Целью физкультурно – оздоровительной работы сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у детей, педагогов и родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Основные задачи:

·                воспитание потребности в здоровом образе жизни;

·                развитие физических качеств в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;

·                создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни;

·                выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через спортивно-оздоровительную активность;

·                приобщение детей к традициям большого спорта.

Основные принципы физкультурно-оздоровительной работы:

·                принцип активности и сознательности — участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей

·                принцип научности — подкрепление проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками

·                принцип результативности и гарантированности — реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительных результатов независимо от возраста и уровня физического развития.

·                принцип результативности и преемственности — поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья

·                принцип комплексности и интегративности — решение оздоровительных задач в системе всего учебно — воспитательного процесса и всех видов деятельности

Что же необходимо для эффективной физкультурно – оздоровительной работы?

Специально созданные условия, т.е. материальная база – помещение, с необходимым оборудованием;

— педагогическое умение организовать двигательную активность детей, научить детей различными подвижными играми, физическими упражнениями и т.п., воспитатель должен воспитать в них потребность в культурном движении.

Нужна система знаний, основанная на следующих принципах:

— непрерывность (с утра до вечера);

— добровольность (вызывать желание, а не принуждать);

— доступность упражнений;

— чередование организованных форм с самостоятельной двигательной деятельностью.

Всё это формирует физическую культуру детей.

 

 

 

 

 

Практическая часть аукциона

 

1.Задание «Ребусы»

 

 

 

 

 

 

 

2. «Четвёртый лишний»

        Вашему вниманию предлагаются карточки, необходимо найти в каждом ряду лишнюю объяснить свой выбор.

 

1. — Ходьба обычная, на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, перекатом с пятки на носок, приставным шагом вправо, влево

-Ползание на четвереньках змейкой между предметами, переползание через препятствия, пролезание в обруч разными способами, ползание по гимнастической скамейке, опираясь на предплечья и колени, на животе, подтягиваясь руками

-Бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками, перебрасывание мяча из одной руки в другую, отбивание мяча о землю, прокатывание набивных мячей,метание мяча на дальность

-Разведение рук в сторону из положения руки перед грудью, поднимание рук со сцепленными в замок пальцами, повороты, разводя руки в стороны, поочередное, отведение ног в сторону до упора, подъем прямых ног вперед, выполнение выпадов вперед, в сторону.  (данная карточка лишняя, т. к. это общеразвивающие упражнения, а остальное основные движения)

 

2. — Катать друг друга на санках, кататься с горки, ходить на лыжах скользящим шагом, выполнять повороты на месте и в движении, игра на лыжах «Кто первый повернется?», «Догонялки»

Бросать биту сбоку, занимая правильное и. п., выбивать городки с полукона (2-3 м) и кона (5-6 м) (игра «Городки»), перебрасывание мяча друг другу двумя руками от груди, ведение мяча правой и левой рукой (игра «Баскетбол»), прокатывание мяча правой и левой ногой в заданном направлении, обведением мяча вокруг предметов, закатывание в лунки, ворота, играть в паре с воспитателем в бадминтон (данная карточка лишняя, т. к. это спортивные игры, а остальное спортивные упражнения)

-Самостоятельно кататься на двухоколесном велосипеде, выполнять повороты направо, налево, кататься на самокате, отталкиваясь правой и левой ногой.

-Выполнять разнообразные движения руками на воде, скользить на груди и на спине, выполнять выдох в воду, игры на воде «Фонтан», «Коробочка», «Море волнуется», «Поймай воду»

 

3.)  -Формировать представления

          Актуализировать представления

           Совершенствовать умения

          Систематизация представлений (данная карточка лишняя, так как это формулировка цели, а остальное – это формулировка задач)

 

4)    -Поощрение

       -Похвала

       -Одобрение

       -Порицание (данная карточка лишняя, так как порицание — это метод осуждения, а остальные относятся к методам поощрения)

 

3.  Провести классификацию задач в соответствии с триадой

—  Какие задачи предполагают формирование двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств, развитие двигательных способностей (образовательные)

 

1-воспитательные

2-оздоровительные

3-образовательные

 

Какие задачи направлены на формирование правильной осанки, своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата, формирование изгибов позвоночника, укрепление связочно-суставного аппарата, развитие гармоничного телосложения, мышц и др. (оздоровительные)

 

1-воспитательные

2-оздоровительные

3-образовательные

 

— Какие задачи направлены на формирование потребности в ежедневных физических упражнениях, умении рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности, приобретение грации, пластичности, выразительности дви­жений, самостоятельности, творчества, инициативности, самоорганизации, взаимопомощи, гигиенических навыков, привычки к самообслуживанию, помощи воспитателю в проведе­нии и организации разнообразных форм спортивных игр. (воспитательные)

 

1-воспитательные

2-оздоровительные

3-образовательные

 

4. «Волшебный мешочек».  «Какой вид оздоровления отражает предмет?»

 

        Необходимо по предмету на картинке определить вид оздоровления и сформулировать основное содержание оздоровительной направленности технологии.

 

— Крупа (развитие мелкой моторики рук)Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

— Травяной сбор (фитотерапия) — это метод лечения с использованием частей растений, обладающих целебными свойствами, — лекарственных трав, листьев кустарников, коры деревьев и т. п. екарственным растениям отводится важная роль в связи с их мягким действием, возможностью длительного применения, отсутствием привыкания и побочных эффектов, широким спектром рабочих концентраций. Они усваиваются гораздо лучше, чем витамины, выделенные синтетическим путём.

— Апельсин (аромотерапия, витаминизация)Ароматерапия укрепляет защитные функции организма, способствует, используя целительные возможности природы,

Витамины – это такие вещества, которые нужны каждому организму. Они повышают работоспособность, сопротивляемость к инфекционным болезням, способствуют росту нашего тела. Если в пище недостаточно витаминов, человек болеет разными болезнями, становится вялым, слабым и грустным …

    В природе витамины образуются в растениях, поэтому плоды, овощи и фрукты служат людям основным источником поступления витаминов в организм.

— Мыльные пузыри (дыхательная гимнастика)Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру.

Перчатка (пальчиковая гимнастика)Пальчиковые игры помогают ребенку достичь хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.

Диск – (музыкотерапия) Музыкотерапия — это исцеление музыкой. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

— Кукла (игротерапия) —   Игротерапия является эффективным способом коррекции при работе с детьми, имеющими совершенно разные физические и психические особенности. Среди общих показаний к проведению игротерапии выделяют такие, как: замкнутость, необщительность, фобии, сверхпослушание, нарушения поведения, вредные привычки и др.  Игротерапия – процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредством игры, это процесс совместного с ребенком проживания и осмысления какой- либо жизненной важной ситуации, поданной в игровой форме.

— Цветок (цветотерапия) — Цветотерапия – коррекция психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Благодаря воздействию определенного цвета на ребенка можно добиться значительных результатов в преодолении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, умении управлять своими эмоциями.

цветные карандаши (арт-терапия) Арт – терапия дает возможность ребенку самореализоваться в творчестве, повысить свою самооценку, выразить чувства к происходящему. Функциями педагогической арт-терапии являются обучение, воспитание, развитие, социализация.

— Су-джок (массаж)Укрепить здоровье ребенка. Причем, речь не только о профилактике заболеваний, но и о борьбе с ними: ведь раздраженные массажем нервные окончания, расположенные на кистях и стопах, посылают импульсы в головной мозг, а тот дает ответную команду на активизацию функций рефлекторных органов. Уравновесить психоэмоциональное состояние малыша. Массаж су- джок позволяет создать энергетический баланс в теле человека, привести в норму процессы возбуждения и торможения, помогая избавиться от гиперактивности, тренируя усидчивость и умение концентрироваться. 

— Фасольсухой бассейнЗанятия в сухом бассейне помогают удовлетворить естественную потребность ребенка в движении, стимулируют его поисковую и творческую активность, позволяют чередовать упражнения с отдыхом, а также добиваться качественной релаксации. В сухом бассейне тренируются различные мышечные группы, в том числе и формирующие осанку.

 

 

5. БЛИЦ

 

1. Назовите формы организации двигательной деятельности в ДОУ:

 

-НОД по физическому развитию детей

Физкультурно — оздоровительная работа в режиме дня

— Утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке

— Физкультминутки

— Физкультурные паузы

-Бодрящая гимнастика после дневного сна

-Закаливающие мероприятия

-Физкультурный уголок в группе

-Самостоятельная двигательная деятельность детей

-Активный отдых

—  Физкультурный досуг

— Физкультурные праздники

— Дни здоровья

 

2. Это является для ребенка особым радостным событием, сюда входят разнообразные физические упражнения и веселые подвижные игры, включаются движения, предварительно разученные на физкультурном занятии

— физкультурный досуг

 

3.Назовите группы здоровьесберегающих технологий:

 

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья;

2.Технологии обучения здоровому образу жизни;

3.Коррекционные технологии.

 

4. Что относиться к технологии сохранения и стимулирования здоровья

— Ритмопластика

— Динамические паузы

— Подвижные и спортивные игры

— Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате — малой со средней

— Релаксация

— Гимнастика пальчиковая

— Гимнастика для глаз

— Гимнастика дыхательная

— Гимнастика бодрящая

— Гимнастика корригирующая

 

5. Что относится к технологии обучения здоровому образу жизни

— Физкультурное занятие.

— Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)

— Коммуникативные игры

— Занятия из серии «Здоровый образ жизни»

— Самомассаж

— Точечный самомассаж

— Активный отдых

 

6.Что относится к коррекционным технологиям

— Технологии музыкального воздействия

— Сказкотерапия

— Технологии воздействия цветом

— Психогимнастика

— Гимнастика для глаз.

 

7. Какие методы активизируют сознание ребенка, способствуют осмыслению поставленных задач и осознанному выполнению физических упражнений, самостоятельному и творческому применению их в различных ситуациях? 

 

— вербальные

 

8. Воспитатель объясняет содержание и правила игры детям младшего дошкольного возраста:

— в процессе игры

— до начала игры

— по частям

 

9. Интерес к игре в старшем дошкольном возрасте поддерживается с помощью

— показа игрушки

— использование пособий и атрибутов

— эмоциональности воспитателя

 

10.Роли в игре в младшем дошкольном возрасте распределяются

— по желанию детей

— педагогом

— жеребьевкой 

 

Итог: для того, чтобы добиться положительных результатов в деле здоровьесбережения детей нужна целенаправленная комплексная система физкультурно-оздоровительной деятельности как в детском саду, так и в семье. А нам — педагогам-дошкольников необходимо:

— Уделять особое внимание организации подвижных игр, как средство повышения двигательной активности дошкольников.

— Максимально увеличить время пребывания детей на свежем воздухе с обязательной организацией двигательной активности

— Рационально сочетать физкультурные занятия с закаливающими процедурами

— Наращивать резервные возможности организма ребёнка за счёт регулярных проведений подвижных игр, физических упражнений.

          Уделять особое внимание развитию у детей движений циклического характера (бег, прыжки, ходьба и т. д.)

×
×